Сочинения по литературе и русскому языку Сочинение: Особенности жанра одного из произведений русской литературы XX векаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.01.30 Просмотров: 7 У этой книги особенная судьба. Она была задумана автором в лагере, где он, обвиненный в антисоветской деятельности, отбывал срок. Именно здесь к нему пришла мысль рассказать подробности одного дня из жизни зэка. Книга была написана очень быстро, за месяц, и опубликована спустя несколько лет, в 1961 году, в журнале /"Новый мир/", возглавляемом в те годы А. Твардовским. Писатель стал известен всей читающей стране: за номером журнала с повестью записывались в библиотеку в очередь, перепечатывали на пишущей машинке, передавали из рук в руки. Книга стала откровением для многих - впервые о лагерной жизни была сказана неприкрытая правда. С этой повести Солженицына началась не только его литературная слава, но и был открыт новый пласт советской литературы - лагерная повесть и лагерный рассказ. Действие повести умещается в один зимний день, начинаясь ударом рельса в пять утра и заканчиваясь поздним вечером. Место действия - один из многочисленных лагерей послевоенного времени. Главный герой повести - Иван Денисович Шухов попал сюда, как и большинство заключенных, по нелепой, на первый взгляд, случайности. Он ушел на фронт в первые дни войны, оставив за спиной дом, семью, годы честного труда в колхозе. В 1942 году часть, в которой воевал Шухов, как и вся армия, ведущая бои на Северо-Западном фронте, попала в окружение. Люди, оставшиеся без огневой поддержки и провианта, плутали несколько дней в лесах, /"дошли до того, что строгали копыта с лошадей околевших, размачивали ту роговицу в воде и ели/". Без излишней эмоциональности, скупой деталью Солженицын, сам прошедший дорогами войны, показывает, что довелось пережить солдатам, попавшим в непредвиденные обстоятельства, уготованные им войной. Несколько дней Шухов и его однополчане провели в немецком плену, бежали оттуда и добрались до своих, правда, и в этом, казалось бы, счастливом повороте судьбы, не обошлось без трагедий: /"…двоих автоматчик свой на месте уложил, третий от раны умер, - двое их и дошло/". Обрадовавшиеся возвращению к своим, люди и не подумали скрывать правду при допросе в особом отделе, рассказав, что побывали в немецком плену. Здесь обычная судьба рядового, бывшего крестьянина Шухова заканчивается, и начинается его лагерная биография - в особом отделе рассказам спасшихся не поверили, признали их немецкими агентами, выполнявшими секретное задание на территории Советского Союза. Но вот какое именно задание, не могли придумать ни следователь - особист, ни многократно битый в контрразведке Шухов, /"так и оставили просто - задание/". Иван Денисович, согласившийся с оговором, решил для себя так: /"Не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь - хоть поживешь еще малость. Подписал./" Уже в этом эпизоде проявляется одно из главных качеств Шухова - смирение перед обстоятельствами. В отличие от героев романтической литературы, смело бросавших вызов смертельной опасности и самой судьбе, А. И. Солженицын своего Ивана Денисовича не делает героем в привычном для литературы смысле. Наоборот, в его поступках всегда присутствует крестьянское разумное начало, Шухов принимает правила игры и не пытается отстоять свои права в бесправном окружении. Он верующий человек, но огонь самопожертвования не для него - Иван Денисович цепко держится за жизнь. Порой не брезгует заискивать перед начальством, услужлив с зэками. Но Шухов и не /"шакал/", как, например, Фетюков, который постоянно ищет, где бы урвать свой кусок, и готов от голода облизывать чужие миски. Земной круг радостей Ивана Денисовича напоминает /"круглую натуру/" толстовского Платона Каратаева: та же непритязательность желаний, то же твердое знание своего места в жизни, то же умение найти радость бытия в самой жестокой переделке. Так, подводя мысленный итог прожитого дня, Шухов остался им доволен: /" …в карцер не посадили, на Соцгородок не выгнали, в обед он закосил кашу,… с ножовкой на шмоне не попался… И не заболел, перемогся./" Автор прямо не оценивает своего героя, хотя явно с симпатией относится к нему, и его впаянность в круг житейских, /"низких/" забот - лучшее противостояние, с точки зрения Солженицына, бесчеловечной системе. Это есть тот народный тип, который устоит перед лицом любых испытаний, и по сути повесть - памятник здоровым корням, неуничтожимости русского национального характера. Очень важным для Шухова является работа. Он не так прост, чтобы ко всякому труду относится без разбора. Работа, рассуждает Иван Денисович, /"она как палка, конца в ней два: для людей делаешь - качество дай, для дурака делаешь - дай показуху/". И всё же, Шухов любит работать. Вот тут и проявляется интересный парадокс, связь с общей идеей повести. Когда на картину труда принудительного как бы наплывает картина труда свободного, по собственному побуждению ,это заставляет глубже и острее понять, чего стоят такие люди, как Иван Денисович, и какая преступная нелепость держать их вдали от родного дома, под охраной автоматчиков, за колючей проволокой. Характер Шухова сопоставляется с характерами других заключенных - на этом строится система образов повести. Примечательно, что в основе их,, за исключением главного героя, лежат судьбы конкретных людей, с которыми Солженицын познакомился в лагере. Вообще, документальность - отличительная черта почти всех произведений писателя. Он словно больше доверяет Жизни и ее Творцу, нежели художественному вымыслу. После Шухова бригада - второй главный герой повести Солженицына. Она как нечто пёстрое, разнородное но в то же время и /"как семья большая. Она и есть семья, бригада/". Бригада - одно из гениальнейших по своей простоте изобретение сталинского режима. Нельзя придумать более эффективного средства взаимоуничтожения заключенных. Здесь друг другу помогают, но никто никого не покрывает, потому что если что-то произойдёт, вина ложится на всю бригаду. Провинившегося зэка осуждают не только надзиратели, но и сами заключенные. Не успел к проверке - подвёл (а значит и разозлил) всю бригаду, а то и весь лагерь. Поэтому внутри бригады была так распространена взаимная слежка и /"стукачество/". Но несмотря на это, отношения в бригаде Шухова были довольно сплочёнными. В одной бригаде с Шуховым работают самые разные люди. Это и кавторанг (капитан второго ранга) Буйновский, недавно попавший в лагерь и еще не знающий его законов. За его спиной такое же, как у Шухова, обвинение в шпионаже, а до этого - служба на миноносцах, награды и ранения. Человек образованный и гордый, Буйновский пытается и сам сохранить свои права как человека, и зэкам, товарищам по несчастью, внушить мысль о противостоянии каждодневному унижению и бесправию. Это и московский кинорежиссёр Цезарь Маркович, давно отбывающий срок и уже приобретший здесь связи: он и на общих для бригады работах не надрывается, и еду отдельно от остальных получает. Цезарь - представитель класса так называемой советской интеллигенции, резко выделяющийся из толпы других зэков прежде всего своей образованностью и непонятными многим окружающим его людям разговорами об искусстве. Фигура этого лагерника окутана некой тайной, и до конца читателю непонятно, кто же он на самом деле и каким образом оказался в лагере. Бригадир Тюрин представлен в рассказе в образе /"идеального бригадира/". Он успевает следить за всем, принимает ответственные решения, защищает свою бригаду и даже успевает рассказывать им истории из своей жизни. Почти ко всем героям из бригады Шухова автор относится с явной симпатией, за исключением только Фетюкова - единственного абсолютно отрицательного героя повести. И за этим скрывается положительное отношение Солженицына к политическим заключенным, и ко всем несправедливо осужденным во время сталинских репрессий. Крестьяне, солдаты, интеллигенты, они думают по-разному и говорят о разном. Единственное, что многих из них объединяет, это фиктивность и нелепость предъявленных им обвинений, и главный герой повести, Иван Денисович Шухов - не исключение. Александр Исаевич Солженицын создал поистине народный характер, настолько близкий миллионам, что можно говорить о народной роли этого героя. Через страдания одного человека постигается страдание народа. Но народ страдал молча, и Солженицын взял на себя смелость заявить о преступлении власти против народа в открытую. Люди узнали правду, правду о самих себе - вот в чём главная заслуга повести. У начинания Солженицына - открытия им жанра лагерной прозы - вскоре появились последователи: это Ю. Домбровский (/"Факультет ненужных вещей/"), Е. Гинзбург (/"Крутой маршрут/"), В. Шаламов (/"Колымские рассказы/"). Завеса молчания прорвалась, правда стала народным достоянием, открылась суровая реальность жизни. Читателям уже не нужны были сладкие сказки о светлом будущем. Завершая нобелевскую лекцию, А. И. Солженицын произнёс пророческие слова, отражающие его позицию писателя-гуманиста, борца за справедливость. /"В русском языке, - говорил он, - излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт и иногда поразительно: /"Одно слово правды весь мир перетянет/". Вот на таком мнимо фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям мира/". Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/ Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |