Преподавание литературы "И голос вечности зовет…" (по поэме А.Ахматовой "Реквием"). 11-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1591 Курленя Елена Руслановна, учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 11-м классе “И голос вечности зовет…” является вторым в теме “Поэзия Анны Ахматовой”. На предыдущем занятии учащиеся получили представление о личности А.Ахматовой и о содержании её лирики. Данный урок продолжает знакомство с художественным миром поэтессы в процессе комментированного чтения поэмы “Реквием”. Аналитическая беседа предваряет заключительный этап изучения темы - сочинение по творчеству А.Ахматовой. Цели урока:
На уроке используется следующее оборудование: аудиозапись стихотворения А.Ахматовой “Приморский сонет” и поэмы “Реквием” в исполнении автора; “Реквием” В.А.Моцарта в качестве фоноиллюстрации; фотослайды, на которых размещены фотографии А.Ахматовой, Н.Гумилёва и Л. Гумилёва, портреты А.С.Пушкина, В.А.Моцарта, а также репродукция картины И.Сурикова “Утро стрелецкой казни” и учебная схема “Современный, библейский и фольклорный план в поэме “Реквием” А.Ахматовой”.
1. В начале урока звучит стихотворение А.Ахматовой “Приморский сонет” в исполнении автора:
Слово учителя (сопровождается показом фотослайдов с изображением А.Ахматовой в разные годы жизни). “И голос вечности зовёт”... Когда слышишь голос Анны Ахматовой, невольно вспоминаешь Пушкина: “Прекрасное должно быть величаво”. В звучании ахматовского голоса чувствуется подлинное величие. “Это дыхание человека, в душе которого постоянно жила драма”. (Л. Озеров). Великой “Анне всея Руси” (М.Цветаева) принадлежат ставшие бессмертными слова:
Эти слова могут принадлежать только настоящему поэту, о котором А.Ахматова сказала:
С каждым годом облик Ахматовой становился всё более величественным. Нисколько не заботясь об этом, она иронично шутила по поводу своей внешности:
“Когда же её возраст пересёк семидесятилетнюю черту, когда её челка побелела и откинулась на затылок, обнажив прекрасный высокий лоб, к ней пришла слава, уже основательно верная”. (М. Дудин) - В чём же секрет царственного величия Анны Ахматовой? На предыдущих уроках мы говорили с вами об экологии культуры, слагаемыми которой являются экология памяти, совести и слова. - Секрет ахматовского величия таится в ней самой, воспитанной в атмосфере культуры “серебряного века”, впитавшей в себя традиции гениальных предшественников – А.С.Пушкина, чьи произведения и письма она знала практически наизусть, и В.А.Моцарта, её любимого композитора, чей 250-летний юбилей был отмечен в 2005 году мировой культурной общественностью. (Демонстрируются слайды с портретами А.С.Пушкина и В.А.Моцарта) А если к подлинной культуре присовокупить талант и совесть, то мы с уверенностью можем сказать, что перед нами - обыкновенное чудо, чудо поэтического и человеческого совершенства, - поэзия Анны Ахматовой. Вершиной поэтического мастерства и подлинным примером гражданского мужества Ахматовой стала её поэма “Реквием”. 1. История создания поэмы “Реквием”. Сообщение учащегося (предварительное домашнее задание). Поэма А. Ахматовой “Реквием” посвящена жертвам “большого террора” и при жизни автора в родной стране напечатана быть не могла. Поэтический рассказ о страданиях матери, потерявшей сына, был опасным для общества 30-40 годов. Ахматова не могла даже записать эти стихи на бумаге (за это можно было поплатиться жизнью). Она доверяла их памяти только самых близких людей. В 1962 году Ахматова говорила: “Реквием знали наизусть 11 человек, и никто меня не выдал”. Впервые поэма была напечатана в 1963 году в Мюнхене. В России текст поэмы был издан в 1987 году. Поэма рождалась не сразу. В течение двух десятилетий возникали отдельные стихотворения как отклик на трагические события в жизни автора. Они датировались разными годами. В 1935 году были арестованы сын Ахматовой Лев Гумилёв, студент исторического факультета Ленинградского университета, и муж, профессор искусствоведения Пунин. Они обвинялись в антигосударственной террористической деятельности. Ахматова в отчаянии написала письмо Сталину. Последовало освобождение. Но в 1938 году Гумилёв был арестован вторично и много лет провёл в тюрьмах и лагерях. Был реабилитирован только в 1975 году. Обо всём этом - массовых репрессиях в стране, трагических событиях личной жизни - Ахматова рассказала в своей поэме “Реквием”, над которой работала в течение пяти лет в нечеловеческих условиях, так как считала своим долгом рассказать о трагедии сотен тысяч людей, ставших жертвами репрессий. (Слайды - фотографии А.Ахматовой, Н.Гумилёва, Л.Гумилёва) 2. К вопросу о жанре и композиции поэмы. Сообщение учащегося (предварительное домашнее задание). Трагические события тех лет Ахматова разделила со своим народом. “Реквием” датирован 1935-1940 годами и посвящен годам “большого террора”. На протяжении пяти лет у Ахматовой появлялись отдельные стихотворения. В 1940 году А. Ахматова написала пролог (“Посвящение” и “Вступление”) и эпилог. Так родилась поэма “Реквием”. Представляется спорным вопрос о жанре “Реквиема”. Одни считают его циклом отдельных стихотворений, объединённых под общим названием. По мнению других, “Реквием” - это поэма с тщательно продуманной композицией, в которой нет ничего лишнего. “Реквием” так же, как и поэма “Двенадцать”, состоит из 12 частей (10 глав, вступление и эпилог). В предисловии к поэме Ахматова написала о своём обещании, данном женщине, стоявшей вместе с ней в тюремной очереди, описать все те ужасы, которые им пришлось испытать. А в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, отразивший творческую и гражданскую позицию автора:
– Почему А. Ахматова так назвала поэму? Что обозначает слово “Реквием”? Какие ассоциации оно у вас вызывает? 3. Сообщение учащегося (предварительное домашнее задание, на отдельном слайде на латинском и русском языках даётся фраза “Requiem aeternam donaes”, или “Покой вечный дай им"). - Слово “Реквием” - первое слово, которым начинается заупокойная молитва католического богослужения. Реквиемом также называется траурное музыкальное произведение. Название поэмы “Реквием” восходит к мировой классической музыке - “Реквиему” В.А.Моцарта, любимого композитора А. Ахматовой. Имя австрийского композитора Моцарта связано с Пушкиным, современники которого называли его “Моцартом в поэзии”. В поэме есть пушкинское выражение - “каторжные норы”. Читая о жертвах сталинских репрессий, мы вспоминаем послание Пушкина “В Сибирь”. А “царскосельская” весёлая грешница Аня Горенко невольно напоминает нам юного лицеиста Пушкина. Слово “Реквием” переводится как покой. “Покой вечный дай им". Это первая строка, которой начинается католическая заупокойная молитва. Поэма “Реквием” - это плач “Ярославны XX века”. А. Ахматова оплакивала своего сына и мужа, а вместе с ними и всё поколение, раздавленное, расстрелянное, рассеянное по миру. Она рассказала о трагических судьбах своих современников – гибели Николая Гумилёва, безвременной кончине Александра Блока, Михаила Булгакова, Михаила Зощенко, Бориса Пастернака. Почти полстолетия А. Ахматова оплакивала страдания своего народа. II Аналитическое чтение поэмы. 1. Звучит предисловие к поэме “Реквием”. Читает А. Ахматова. 2. Слово учителя. В этом маленьком чисто информационном отрывке зримо предстаёт эпоха. Характерна сама лексика: А. Ахматову не узнали, а опознали. Губы у женщины “голубые” от холода и нервного истощения. Все говорят на ухо и только шепотом. Предисловие к поэме, как и эпиграф, помогает нам понять, что поэма написана так же, как когда-то “Реквием” Моцарта, по заказу. Женщина с голубыми губами просит её об этом как о последней надежде на некое торжество справедливости и правды. И А. Ахматова берёт на себя этот заказ, этот тяжкий долг: она будет писать обо всех и о себе. 3. Чтение учителем “Посвящения”. (В качестве музыкального фона звучит “Реквием” Моцарта). В “Посвящении” к поэме чувствуется эпический размах повествования и широкий регистр поэтического звучания. Произведение строится как диалог матери с роком. Сюжет поэмы - горе матери, оплакивающей мужа и сына, безвинные жертвы репрессий. Главный герой “Реквиема” - мать. В поэме прослеживается несколько планов - современный, фольклорный и библейский. Современный план даётся во “Вступлении”. Это первый сюжет поэмы – арест, осуждение и ссылка сына. 4. Выразительное чтение наизусть “Вступления” (предварительное домашнее задание). 5. Аналитическая беседа. - Какие названия служат приметами времени? Какие метафорические образы передают весь ужас происходящего? - “Вступление” - это материнский плач по сыну, безвинно осуждённому. Образ города лишён пушкинского величия. Ахматовский город – это город Некрасова, Достоевского, город – “привесок”. “Маруси” – тюремные машины. “Кресты” – ленинградская тюрьма. Автор использовал гротескный образ – “улыбался только мёртвый”. Метафорические образы (полки осуждённых, “обезумевшие от муки”, “звёзды смерти”, “безмолвно корчащаяся Русь”) передают весь ужас происходящего. Современный план сменяется фольклорным. Вечная тема “муж – в могиле, сын – в тюрьме” передаёт страдания матери. - Прочитайте 1, 2, 3 стихотворения и скажите, что общего и в чём различия между ними? - В “Реквиеме” А. Ахматовой звучит надрывная траурная музыка. В 1, 2 и 3 стихотворениях рассказывается об аресте, осуждении и ссылке сына. В этом сюжете всё реально и узнаваемо. А сцена ареста превращается в похоронный обряд – вынос тела умершего. Первая строфа приближается к народному плачу, материнским причитаниям, стону. Плач по покойнику напоминает вой стрелецких жён. (Слайд - репродукция картины И.Сурикова “Утро стрелецкой казни”). Из вековой тьмы в современность тянется кровавая дорога бесконечных преступлений. Различия заключаются в мелодике: стихи звучат как плач, обрядовая песня, отчаянный стон. - Какая лексика используется для передачи похоронного плача? - На выносе, горница, божница, иконка, чело, смертный пот, вой (выть). - Какие космические образы появляются в поэме? Какие ассоциации с ними связаны? - Желтый месяц - гоголевский образ, Тихий Дон – благодарность Шолохову за помощь, которую он оказал Ахматовой, когда она пыталась спасти сына. - Почему Ахматова говорит о себе в третьем лице? - Женщина превратилась в тень, она такая же, как и тысячи других матерей, обезумевших от страданий и горя. Её страдания – страдания всего народа. Современный и фольклорный планы переплетаются между собой. - Прочитайте строфу “Показать бы тебе…” и объясните её содержание, почему она обрывается на полуслове? Слово “царскосельская” отсылает нас в Царское Село, к лицею, где учился Пушкин, а “Кресты” – к тюрьме в Ленинграде. Строфа обрывается на полуслове, т.к. героиня сталкивается с такой трагедией, с таким ужасом, что чувствует бессилие перед вселенским горем. - Каково состояние героини в стихотворении “17 месяцев кричу…?” - В этой строфе материнское горе доведено до кульминации, наивысшей точки. Всё путается в сознании героини, всё перевернулось в её сознании: правда и кривда, добро и зло, Она ничего не понимает; А звезда пророчит гибель и смерть. Это был 1935 год. Москва. Ахматова “выла” под кремлёвской стеной в прямом смысле, когда писала письмо Сталину. Мать не может понять, почему происходит страшное зло, но предчувствует трагедию. - Прокомментируйте стихотворение “Приговор”. Что оно может добавить к тому внутреннему психологическому облику героини, который уже создан автором? - “Реквием” - окаменевшее горе, созданное из простых слов. Героиня в оцепенении. На нее обрушивается страшный удар – “каменное слово”. - Обращение к смерти страшное и пугающее? Почему мать зовёт смерть? - Нет сил жить. Страдание “окаменелое”. Смерть – душевная болезнь. Всё сводит с ума. - “Уже безумие крылом...” Как развивается эта тема, тема безумия, в ХX столетии? - Смерть не идёт. Зато близко безумие. Невыносимы страдания. Тема смерти – тема безумия – предел отчаяния и горя. - Вот почему автор обращается к библейской теме? Трагедия не вмещается в рамки “Реквиема”. Так появляется глава “Распятие”. Используется эпиграф: “Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи.” - Какие библейские сюжеты и образы используются в поэме? - Здесь используется евангелийский сюжет: мать и сын, а также библейские образы- Христос, мать, Магдалина, крест, Бог - отец. - Почему глава “Распятие” является центром поэмы? - Глава “Распятие” является философским и композиционным центром потому, что личное горе здесь сливается с общим, и даже восходит к Божественному началу. А мать выступает заступницей за людей, то есть образ матери перекликается с образом Богоматери. Эпилог I часть - Какова идейно-композиционная часть “Эпилога”? - Автор использует кольцевую композицию, отсылая читателя к началу поэмы - к тюремной очереди. От личного горя в основной части прослеживается движение к общему горю в “Эпилоге”. - Как “Эпилог” развивает тему памятника, хорошо известную в русской литературе по поэзии Г.Р.Державина и А.С.Пушкина? - Тема памятника трагична. Впервые в поэзии мы встречаемся с памятником поэту у тюремной стены. Это памятник жертвам террора. Стихи окрашены страданием. - Почему автор использует двустишия с мужскими рифмами? - Они звучат как удары набатного колокола. Их железная поступь свидетельствует о стойкости, мужестве и моральной победе заступницы – матери матерей. - Слайд-схема “Современный, библейский и фольклорный планы в поэме А.Ахматовой “Реквием”). III. Заключительное слово учителя. “Реквием” - это памятник зловещей эпохе, памятник мужеству, памяти и совести тех людей, которых она не смогла сломить. Звучит “Эпилог” (вторая часть) в исполнении А. Ахматовой.
Время всё расставляет по своим местам, запоздало, но справедливо. А. Ахматова на склоне лет была удостоена внимания мировой общественности и глубочайшего уважения. Пушкинское “блеснёт любовь улыбкою прощальной” в полной мере можно отнести и к ней. А. Ахматова получила литературную премию в Италии “Этна Таормина”, в Англии в том же году - степень доктора Оксфордского университета. В 1989 году её столетие со дня рождения по решению ЮНЕСКО отмечалось во всем мире. Сейчас А. Ахматова – признанный классик мировой литературы. Ей по праву принадлежит высокая миссия быть поэтом “Царственного слова”. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по творчеству А. Ахматовой. Предлагаемые темы сочинений “Слово об Анне Ахматовой”, “Звёзды смерти стояли над нами...” ( По поэме “Реквием” А.Ахматовой), “Средства художественной выразительности в поэме А.Ахматовой “Реквием” ПРИЛОЖЕНИЕ План-инструкция для подготовки 1. Современный план в поэме А. Ахматовой “Реквием”. “Вступление”
“Показать бы тебе, насмешнице…”
“Семнадцать месяцев кричу…” Как передаёт автор горе матери? “Эпилог”
2. Библейский план в поэме А. Ахматовой “Реквием”. “Распятие”
“Эпилог”
Богослова”. Что общего вы усматриваете в этих текстах? 3. Фольклорный план в поэме А. Ахматовой “Реквием” “Уводили тебя на рассвете…”, “Тихо льётся тихий Дон…”, “Нет, это не я…”
“Лёгкие летят недели…” и “Приговор”
“К смерти”
“Уже безумие крылом…”
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |