Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
"И голос вечности зовет…" (по поэме А.Ахматовой "Реквием"). 11-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

"И голос вечности зовет…" (по поэме А.Ахматовой "Реквием"). 11-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1591

Курленя Елена Руслановна, учитель русского языка и литературы

Requiem aeternam donaes.
Покой вечный дай им.

Цитата из реквиема

Урок литературы в 11-м классе “И голос вечности зовет…” является вторым в теме “Поэзия Анны Ахматовой”. На предыдущем занятии учащиеся получили представление о личности А.Ахматовой и о содержании её лирики. Данный урок продолжает знакомство с художественным миром поэтессы в процессе комментированного чтения поэмы “Реквием”. Аналитическая беседа предваряет заключительный этап изучения темы - сочинение по творчеству А.Ахматовой.

Цели урока:

  • проанализировать поэму А.Ахматовой “Реквием;
  • показать резкое обличение Ахматовой антинародных репрессий, отметить гуманизм и ценность авторских взглядов;
  • развивать умение учащихся работать с художественным текстом: выявить особенности создания поэтических образов.

На уроке используется следующее оборудование: аудиозапись стихотворения А.Ахматовой “Приморский сонет” и поэмы “Реквием” в исполнении автора; “Реквием” В.А.Моцарта в качестве фоноиллюстрации; фотослайды, на которых размещены фотографии А.Ахматовой, Н.Гумилёва и Л. Гумилёва, портреты А.С.Пушкина, В.А.Моцарта, а также репродукция картины И.Сурикова “Утро стрелецкой казни” и учебная схема “Современный, библейский и фольклорный план в поэме “Реквием” А.Ахматовой”.

Ход урока

1. В начале урока звучит стихотворение А.Ахматовой “Приморский сонет” в исполнении автора:

И голос вечности зовёт
С неодолимостью нездешней.
И над цветущею черешней
Сиянье лёгкий месяц льёт.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда
Там средь стволов ещё светлее,
И всё похоже на аллею
У царскосельского пруда.

1958 г.

Слово учителя (сопровождается показом фотослайдов с изображением А.Ахматовой в разные годы жизни).

“И голос вечности зовёт”... Когда слышишь голос Анны Ахматовой, невольно вспоминаешь Пушкина: “Прекрасное должно быть величаво”. В звучании ахматовского голоса чувствуется подлинное величие. “Это дыхание человека, в душе которого постоянно жила драма”. (Л. Озеров). Великой “Анне всея Руси” (М.Цветаева) принадлежат ставшие бессмертными слова:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор, к смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – Царственное слово.

Эти слова могут принадлежать только настоящему поэту, о котором А.Ахматова сказала:

Поэт не человек, он только дух –
Будь слеп он, как Гомер,
Иль, как Бетховен, глух –
Всё видит, слышит, всем владеет.

С каждым годом облик Ахматовой становился всё более величественным. Нисколько не заботясь об этом, она иронично шутила по поводу своей внешности:

А в зеркале двойник
Бурбонский профиль прячет
И думает, что он незаменим.

“Когда же её возраст пересёк семидесятилетнюю черту, когда её челка побелела и откинулась на затылок, обнажив прекрасный высокий лоб, к ней пришла слава, уже основательно верная”. (М. Дудин)

- В чём же секрет царственного величия Анны Ахматовой?

На предыдущих уроках мы говорили с вами об экологии культуры, слагаемыми которой являются экология памяти, совести и слова.

- Секрет ахматовского величия таится в ней самой, воспитанной в атмосфере культуры “серебряного века”, впитавшей в себя традиции гениальных предшественников – А.С.Пушкина, чьи произведения и письма она знала практически наизусть, и В.А.Моцарта, её любимого композитора, чей 250-летний юбилей был отмечен в 2005 году мировой культурной общественностью. (Демонстрируются слайды с портретами А.С.Пушкина и В.А.Моцарта)

А если к подлинной культуре присовокупить талант и совесть, то мы с уверенностью можем сказать, что перед нами - обыкновенное чудо, чудо поэтического и человеческого совершенства, - поэзия Анны Ахматовой.

Вершиной поэтического мастерства и подлинным примером гражданского мужества Ахматовой стала её поэма “Реквием”.

1. История создания поэмы “Реквием”. Сообщение учащегося (предварительное домашнее задание).

Поэма А. Ахматовой “Реквием” посвящена жертвам “большого террора” и при жизни автора в родной стране напечатана быть не могла. Поэтический рассказ о страданиях матери, потерявшей сына, был опасным для общества 30-40 годов. Ахматова не могла даже записать эти стихи на бумаге (за это можно было поплатиться жизнью). Она доверяла их памяти только самых близких людей. В 1962 году Ахматова говорила: “Реквием знали наизусть 11 человек, и никто меня не выдал”. Впервые поэма была напечатана в 1963 году в Мюнхене. В России текст поэмы был издан в 1987 году.

Поэма рождалась не сразу. В течение двух десятилетий возникали отдельные стихотворения как отклик на трагические события в жизни автора. Они датировались разными годами. В 1935 году были арестованы сын Ахматовой Лев Гумилёв, студент исторического факультета Ленинградского университета, и муж, профессор искусствоведения Пунин. Они обвинялись в антигосударственной террористической деятельности. Ахматова в отчаянии написала письмо Сталину. Последовало освобождение. Но в 1938 году Гумилёв был арестован вторично и много лет провёл в тюрьмах и лагерях. Был реабилитирован только в 1975 году. Обо всём этом - массовых репрессиях в стране, трагических событиях личной жизни - Ахматова рассказала в своей поэме “Реквием”, над которой работала в течение пяти лет в нечеловеческих условиях, так как считала своим долгом рассказать о трагедии сотен тысяч людей, ставших жертвами репрессий.

(Слайды - фотографии А.Ахматовой, Н.Гумилёва, Л.Гумилёва)

2. К вопросу о жанре и композиции поэмы. Сообщение учащегося (предварительное домашнее задание).

Трагические события тех лет Ахматова разделила со своим народом. “Реквием” датирован 1935-1940 годами и посвящен годам “большого террора”. На протяжении пяти лет у Ахматовой появлялись отдельные стихотворения. В 1940 году А. Ахматова написала пролог (“Посвящение” и “Вступление”) и эпилог. Так родилась поэма “Реквием”. Представляется спорным вопрос о жанре “Реквиема”. Одни считают его циклом отдельных стихотворений, объединённых под общим названием. По мнению других, “Реквием” - это поэма с тщательно продуманной композицией, в которой нет ничего лишнего. “Реквием” так же, как и поэма “Двенадцать”, состоит из 12 частей (10 глав, вступление и эпилог). В предисловии к поэме Ахматова написала о своём обещании, данном женщине, стоявшей вместе с ней в тюремной очереди, описать все те ужасы, которые им пришлось испытать. А в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, отразивший творческую и гражданскую позицию автора:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Почему А. Ахматова так назвала поэму? Что обозначает слово “Реквием”?

Какие ассоциации оно у вас вызывает?

3. Сообщение учащегося (предварительное домашнее задание, на отдельном слайде на латинском и русском языках даётся фраза “Requiem aeternam donaes”, или “Покой вечный дай им").

- Слово “Реквием” - первое слово, которым начинается заупокойная молитва католического богослужения. Реквиемом также называется траурное музыкальное произведение. Название поэмы “Реквием” восходит к мировой классической музыке - “Реквиему” В.А.Моцарта, любимого композитора А. Ахматовой. Имя австрийского композитора Моцарта связано с Пушкиным, современники которого называли его “Моцартом в поэзии”. В поэме есть пушкинское выражение - “каторжные норы”. Читая о жертвах сталинских репрессий, мы вспоминаем послание Пушкина “В Сибирь”. А “царскосельская” весёлая грешница Аня Горенко невольно напоминает нам юного лицеиста Пушкина. Слово “Реквием” переводится как покой. “Покой вечный дай им". Это первая строка, которой начинается католическая заупокойная молитва. Поэма “Реквием” - это плач “Ярославны XX века”. А. Ахматова оплакивала своего сына и мужа, а вместе с ними и всё поколение, раздавленное, расстрелянное, рассеянное по миру. Она рассказала о трагических судьбах своих современников – гибели Николая Гумилёва, безвременной кончине Александра Блока, Михаила Булгакова, Михаила Зощенко, Бориса Пастернака. Почти полстолетия А. Ахматова оплакивала страдания своего народа.

II Аналитическое чтение поэмы.

1. Звучит предисловие к поэме “Реквием”. Читает А. Ахматова.

2. Слово учителя.

В этом маленьком чисто информационном отрывке зримо предстаёт эпоха. Характерна сама лексика: А. Ахматову не узнали, а опознали. Губы у женщины “голубые” от холода и нервного истощения. Все говорят на ухо и только шепотом.

Предисловие к поэме, как и эпиграф, помогает нам понять, что поэма написана так же, как когда-то “Реквием” Моцарта, по заказу. Женщина с голубыми губами просит её об этом как о последней надежде на некое торжество справедливости и правды. И А. Ахматова берёт на себя этот заказ, этот тяжкий долг: она будет писать обо всех и о себе.

3. Чтение учителем “Посвящения”. (В качестве музыкального фона звучит “Реквием” Моцарта). В “Посвящении” к поэме чувствуется эпический размах повествования и широкий регистр поэтического звучания. Произведение строится как диалог матери с роком. Сюжет поэмы - горе матери, оплакивающей мужа и сына, безвинные жертвы репрессий. Главный герой “Реквиема” - мать. В поэме прослеживается несколько планов - современный, фольклорный и библейский. Современный план даётся во “Вступлении”. Это первый сюжет поэмы – арест, осуждение и ссылка сына.

4. Выразительное чтение наизусть “Вступления” (предварительное домашнее задание).

5. Аналитическая беседа.

- Какие названия служат приметами времени? Какие метафорические образы передают весь ужас происходящего?

- “Вступление” - это материнский плач по сыну, безвинно осуждённому.

Образ города лишён пушкинского величия. Ахматовский город – это город Некрасова, Достоевского, город – “привесок”. “Маруси” – тюремные машины. “Кресты” – ленинградская тюрьма. Автор использовал гротескный образ – “улыбался только мёртвый”. Метафорические образы (полки осуждённых, “обезумевшие от муки”, “звёзды смерти”, “безмолвно корчащаяся Русь”) передают весь ужас происходящего.

Современный план сменяется фольклорным. Вечная тема “муж – в могиле, сын – в тюрьме” передаёт страдания матери.

- Прочитайте 1, 2, 3 стихотворения и скажите, что общего и в чём различия между ними?

- В “Реквиеме” А. Ахматовой звучит надрывная траурная музыка. В 1, 2 и 3 стихотворениях рассказывается об аресте, осуждении и ссылке сына. В этом сюжете всё реально и узнаваемо. А сцена ареста превращается в похоронный обряд – вынос тела умершего. Первая строфа приближается к народному плачу, материнским причитаниям, стону. Плач по покойнику напоминает вой стрелецких жён. (Слайд - репродукция картины И.Сурикова “Утро стрелецкой казни”). Из вековой тьмы в современность тянется кровавая дорога бесконечных преступлений. Различия заключаются в мелодике: стихи звучат как плач, обрядовая песня, отчаянный стон.

- Какая лексика используется для передачи похоронного плача?

- На выносе, горница, божница, иконка, чело, смертный пот, вой (выть).

- Какие космические образы появляются в поэме? Какие ассоциации с ними связаны?

- Желтый месяц - гоголевский образ, Тихий Дон – благодарность Шолохову за помощь, которую он оказал Ахматовой, когда она пыталась спасти сына.

- Почему Ахматова говорит о себе в третьем лице?

- Женщина превратилась в тень, она такая же, как и тысячи других матерей, обезумевших от страданий и горя. Её страдания – страдания всего народа.

Современный и фольклорный планы переплетаются между собой.

- Прочитайте строфу “Показать бы тебе…” и объясните её содержание, почему она обрывается на полуслове?

Слово “царскосельская” отсылает нас в Царское Село, к лицею, где учился Пушкин, а “Кресты” – к тюрьме в Ленинграде. Строфа обрывается на полуслове, т.к. героиня сталкивается с такой трагедией, с таким ужасом, что чувствует бессилие перед вселенским горем.

- Каково состояние героини в стихотворении “17 месяцев кричу…?”

- В этой строфе материнское горе доведено до кульминации, наивысшей точки. Всё путается в сознании героини, всё перевернулось в её сознании: правда и кривда, добро и зло, Она ничего не понимает; А звезда пророчит гибель и смерть. Это был 1935 год. Москва. Ахматова “выла” под кремлёвской стеной в прямом смысле, когда писала письмо Сталину. Мать не может понять, почему происходит страшное зло, но предчувствует трагедию.

- Прокомментируйте стихотворение “Приговор”. Что оно может добавить к тому внутреннему психологическому облику героини, который уже создан автором?

- “Реквием” - окаменевшее горе, созданное из простых слов. Героиня в оцепенении. На нее обрушивается страшный удар – “каменное слово”.

- Обращение к смерти страшное и пугающее? Почему мать зовёт смерть?

- Нет сил жить. Страдание “окаменелое”. Смерть – душевная болезнь. Всё сводит с ума.

- “Уже безумие крылом...” Как развивается эта тема, тема безумия, в ХX столетии?

- Смерть не идёт. Зато близко безумие. Невыносимы страдания. Тема смерти – тема безумия – предел отчаяния и горя.

- Вот почему автор обращается к библейской теме? Трагедия не вмещается в рамки “Реквиема”. Так появляется глава “Распятие”. Используется эпиграф: “Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи.”

- Какие библейские сюжеты и образы используются в поэме?

- Здесь используется евангелийский сюжет: мать и сын, а также библейские образы- Христос, мать, Магдалина, крест, Бог - отец.

- Почему глава “Распятие” является центром поэмы?

- Глава “Распятие” является философским и композиционным центром потому, что личное горе здесь сливается с общим, и даже восходит к Божественному началу. А мать выступает заступницей за людей, то есть образ матери перекликается с образом Богоматери.

Эпилог I часть

- Какова идейно-композиционная часть “Эпилога”?

- Автор использует кольцевую композицию, отсылая читателя к началу поэмы - к тюремной очереди. От личного горя в основной части прослеживается движение к общему горю в “Эпилоге”.

- Как “Эпилог” развивает тему памятника, хорошо известную в русской литературе по поэзии Г.Р.Державина и А.С.Пушкина?

- Тема памятника трагична. Впервые в поэзии мы встречаемся с памятником поэту у тюремной стены. Это памятник жертвам террора. Стихи окрашены страданием.

- Почему автор использует двустишия с мужскими рифмами?

- Они звучат как удары набатного колокола. Их железная поступь свидетельствует о стойкости, мужестве и моральной победе заступницы – матери матерей.

- Слайд-схема “Современный, библейский и фольклорный планы в поэме А.Ахматовой “Реквием”).

III. Заключительное слово учителя.

“Реквием” - это памятник зловещей эпохе, памятник мужеству, памяти и совести тех людей, которых она не смогла сломить.

Звучит “Эпилог” (вторая часть) в исполнении А. Ахматовой.

“А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне…”

Время всё расставляет по своим местам, запоздало, но справедливо.

А. Ахматова на склоне лет была удостоена внимания мировой общественности и глубочайшего уважения. Пушкинское “блеснёт любовь улыбкою прощальной” в полной мере можно отнести и к ней. А. Ахматова получила литературную премию в Италии “Этна Таормина”, в Англии в том же году - степень доктора Оксфордского университета. В 1989 году её столетие со дня рождения по решению ЮНЕСКО отмечалось во всем мире. Сейчас А. Ахматова – признанный классик мировой литературы. Ей по праву принадлежит высокая миссия быть поэтом “Царственного слова”.

Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению по творчеству А. Ахматовой. Предлагаемые темы сочинений

“Слово об Анне Ахматовой”,

“Звёзды смерти стояли над нами...” ( По поэме “Реквием” А.Ахматовой),

“Средства художественной выразительности в поэме А.Ахматовой “Реквием”

ПРИЛОЖЕНИЕ

План-инструкция для подготовки
учащихся к аналитической беседе по содержанию поэмы
(Перспективное домашнее задание к уроку по поэме А.Ахматовой “Реквием”)

1. Современный план в поэме А. Ахматовой “Реквием”.

“Вступление”

1. Как в поэме показывается страшная правда?

2. Какие названия служат приметами времени?

3. Какие метафорические образы передают весь ужас происходящего?

4. Какие гротескные образы и с какой целью использует автор?

“Показать бы тебе, насмешнице…”

1. О чём говорится в этом стихотворении?

2. Назовите в нём слова, которые являются приметами времени?

3. Почему это стихотворение обрывается на полуслове?

“Семнадцать месяцев кричу…”

Как передаёт автор горе матери?

“Эпилог”

1. Какой основной мотив пронизывает “Эпилог” поэмы?

2. Почему нигде в поэме не звучит мотив возмездия, смерти?

3. Чем объяснить появление двустиший с мужскими рифмами?

4. Какой характер звучания придают они “Эпилогу”?

2. Библейский план в поэме А. Ахматовой “Реквием”.

“Распятие”

1. Почему автор обращается к библейской теме?

2. Какие библейские образы появляются в поэме?

3. Почему стихотворение “Распятие” - это художественно-философский центр поэмы?

4. Какое символическое значение имеет эта сцена для идейного замысла поэмы?

“Эпилог”

1. С какой целью автор использует кольцевую композицию?

2. О чём говорится в “Эпилоге”? Как он перекликается с началом поэмы?

3. Как автор развивает тему “Памятника”?

4. Соотнесите содержание “Вступления” и “Откровения Иоанна

Богослова”. Что общего вы усматриваете в этих текстах?

3. Фольклорный план в поэме А. Ахматовой “Реквием”

“Уводили тебя на рассвете…”, “Тихо льётся тихий Дон…”, “Нет, это не я…”

1. О чём говорится в этих стихотворениях? Что в них общего и в чём различия?

2. Какую роль в создании похоронного плача выполняет лексика?

3. Какие космические образы появляются в поэме? Какие ассоциации возникают?

4. Почему героиня говорит о себе в третьем лице?

“Лёгкие летят недели…” и “Приговор”

1. Как автор описывает психологическое состояние матери?

2. Как героиня пытается найти выход?

“К смерти”

1. Почему героиня зовёт смерть?

2. Что значит выражение “Ворвись отравленным снарядом

“Уже безумие крылом…”

1. Что приходит к героине, зовущей смерть?

2. Как автору удаётся с помощью простых слов передать ужас происходящего?

Презентация


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21