Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. 10–11-й классы
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. 10–11-й классы


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1172

Панчук Вита Николаевна, учитель русского языка и литературы

Текст № 1.

(1) Горький написал свою пьесу не о босяках. (2) Мир ночлежки при всей кажущейся натуральности быта всё-таки очень условен. (3) Физиологией там и не пахнет. (4) Пьеса Максима Горького отразила действительность в форме философской, не бытовой драмы. (5) Вот, кстати, главная причина её столь долгой жизни в театре на разных сценах мира. (6) Вслед за другими московскими театрами “Современник” разрушает сложившуюся в 30-х годах школьную концепцию “утешительства” Луки и резкого противопоставления его Сатину. (7) Странник Лука в исполнении Игоря Кваши – идейный и нравственный центр спектакля. (8) От него исходят прямые нити в нашу современность. (9) Герой Кваши воплощает традицию народной нравственности, закреплённую в устойчивых идеалах и обычаях поведения перед лицом человеческого несчастья, подлости, разложения. (10) Можно без преувеличения сказать, что за Лукой – Россия, он её кровная, неотторжимая часть. (11) Те, кто “на дне”, из России выпали. (12) В этом духовный смысл драмы. (13) Сохранить в себе человеческое, несмотря ни на что выстоять в жестоких обстоятельствах – вот чему, в сущности, учит Лука не столько словами, сколько самим фактом своего существования. (14) Быть человеком – самой трудное дело на свете. (15) Его успех в равной мере зависит и от внешней жизни, и от внешней жизни, и от нас самих. (16) Центральные образы спектакля несут эту простую и вечную мысль, но каждый из них делает это по-своему.

(По Е. Сидорову)

В 1. Определите стиль и тип речи. Укажите номер правильного ответа.

1. разговорный стиль; повествование

2. художественный стиль; повествование

3. научный стиль; рассуждение

4. публицистический стиль; рассуждение и повествование

В 2. Среди предложений 5-8 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью местоимения. Укажите его номер.

В 3. Укажите способ образования прилагательного человеческое.

В 4. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

В 5. Среди предложений 1–8 найдите простое безличное предложение. Укажите его номер.

В 6. Среди предложений 3-8 найдите простое предложение с необособленным определением, выраженным причастным оборотом.

В 7. Среди предложений 11-16 найдите сложносочиненное предложение. Укажите его номер.

В 8. Среди предложений 4-9 найдите простое предложение с составным именным сказуемым. Укажите номер этого предложения.

В 9. Среди предложений 1-9 найдите простое предложение с вводным словом. Укажите номер этого предложения.

Текст № 2.

(1) В то время как вся русская молодёжь читала, читает и знает наизусть стихи Некрасова, литературная критика последних лет большинством голосов отказывала ему не только в тех достоинствах, какие признавались за ним публикою, но и в десятой доле тех, которые та же критика находила в изобилии у Тютчева и Майкова. (2) Нечего и говорить, что главною причиною такой критической оценки было то, что Некрасов был не только поэт, но и издатель “Современника”. (3) Некрасов имеет полное право на звание мыслителя. (4) Мало того, это – мыслитель глубокий и честный. (5) В основе его лежит гуманное отношение к своей родине. (6) Я бы назвал Некрасова народным потом, если бы прозвание это не было замарано эстетиками, прилагавшими его ко всякой нечистоте. (7) Народным поэтом я назвал бы Некрасова потому, что герой его песен один – русский крестьянин. (8) Но он говорит о нём, конечно, как человек развитой. (9) Как говорил Добролюбов, он не “поёт” его, а думает о нём, о его бедах и горе, не ограничивается объективным изображением страдания, но мыслит о нём. (10) Мысли свои, глубокие и светлые, он передаёт в прекрасных свободных стихах. (11) В них без натяжки укладывается народная речь. (12) по предмету своему, по своему герою стихотворения Некрасова не имеют равных во всей русской литературе.

(По В. Зайцеву)

В 1. Из предложений 11-12 выпишите слово с двумя корнями.

В 2. Среди предложений 1–8 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Укажите номер этого предложения.

В 3. Из предложения 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

В 4. Среди предложений 7 – 11 найдите предложение с однородными обособленными определениями. Укажите номер этого предложения.

В 5. Среди предложений 5–11 найдите предложение с вводным словом. Укажите номер этого предложения.

В 6. Из предложения 11 выпишите слово, которое состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания.

В 7. Из предложения 5 выпишите местоимения.

В 8. Укажите способ образования слова мыслитель

В 9. Укажите, какое средство используется для связи предложений 10 и 11. Напишите номер правильного ответа.

1. союз

2. лексический повтор

3. антонимы

4. местоимение

Текст № 3.

(1) Роман “Отцы и дети” был опубликован в 1862 году. (2) Он сразу привлёк внимание широких общественных кругов и с тех пор продолжает вызывать интерес читателей остротой поставленных в нём вопросов, а также своими художественными достоинствами. (3) Популярность романа, очевидно, объясняется тем, что Тургеневу удалось в этом произведении поднять глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлеть реальные жизненные конфликты, раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50 – начала 60-х годов XIX века. (4) В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. (5) В ходе подготовки реформы 1861 года чётко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов-разночинцев. (6) Революционные демократы Чернышевский и Добролюбов ясно видели крепостнический характер готовящейся реформы. (7) Прибегая к эзоповскому языку, они писали о революционной ситуации в России, призывали русский народ к решительным действиям. (8) Либералы, напротив, возлагали на реформу большие надежды, считали её действенным и чуть ли не единственным средством разрешения крестьянского вопроса. (9) Так на реформу смотрел и Тургенев. (10) Если в предыдущих своих романах он в качестве главных героев изображал близких ему по духу интеллигентов из дворян, то в “Отцах и детях” писатель резко противопоставил либералов-дворян Кирсановых демократу-разночинцу Базарову. (11) Именно Базаров является типичным представителем той новой нарождающейся силы, которой суждено было вскоре сыграть огромную политическую роль в общественном развитии России.

(По П. Пустовойту)

В 1. Из предложения 11 выпишите причастие.

В 2. Среди предложений 2-6 найдите предложение с вводным словом. Укажите номер этого предложения.

В 3. Из предложения 9 выпишите подчинительное словосочетание со связью управление.

В 4. Напишите простым или сложным является предложение 2.

В 5. Среди предложений 5-10 найдите предложение с деепричастным оборотом. Укажите номер этого предложения.

В 6. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В 7. Среди предложений 6-11 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

В 8. Из предложения 4 выпишите местоимения.

В9. Определите стиль этого текста. Напишите номер правильного ответа.

1. художественный

2. публицистический

3. научный

Текст № 4.

(1) Пушкин именно в детстве своём и в семье своей прошёл великую литературную школу, большого смысла которая, впрочем, не имела бы, если бы тогда же и там же, то есть дома, не была пройдена другая школа: русской жизни, русского языка и соответственно русского миросозерцания. (2) Учителя у Пушкина с детства были великолепные. (3) У Пушкина была бабушка по матери, Мария Алексеевна Ганнибал, человек чисто русского облика, языка и ума. (4) К тому же всё, что могла говорить и внушать она, обретало насыщенный контекст в самой жизни, ибо летом семья всегда перебиралась в её имение Захарово. (5) Именно бабка первоначально научила будущего поэта русскому чтению и русскому письму. (6) Французскому обучали его образованные французы, но и русскому учили не невежды. (7) Вплоть до Лицея мальчику Пушкину, наряду с Законом Божиим, преподавал русскую словесность священник Мариинского института Александр Иванович Беликов, не только известный проповедник, но и литератор-переводчик. (8) Связи Пушкина с миром народной жизни были с детства многообразны и сложны, как был сложен и сам этот мир. (9) Няня Арина Родионовна недаром стала одним из самых знаменитых образов пушкинского окружения, сделалась как бы символом всех русских нянь. (10) Позднее Пушкин напишет: “Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка”. (11) Очень многие описания русских народных нравов и обычаев не были бы у Пушкина так живы и хороши, если б он не был с детства пропитан рассказами о народной жизни.

(По Н. Скатову)

В 1. Укажите номер предложения, в котором заключена главная мысль этого текста.

В 2. Укажите, какое средство используется для связи предложений 3 и 4. Напишите номер правильного ответа.

1. союз

2. лексический повтор

3. местоимение

В 3. Укажите способ образования слова ПЕРЕВОДЧИК.

В 4. Укажите, какой тип подчинительной связи использован в словосочетании научила поэта .

В 5. Из предложения 8 выпишите все краткие прилагательные.

В 6. Среди предложений 8-11 найдите СПП с придаточным условия. Напишите номер этого предложения.

В 7. Из предложения 9 выпишите наречие.

В 8. Из предложения 4 выпишите слова, с помощью которых придаточные предложения присоединяются к главному.

В 9. Среди предложений 1-3 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Текст № 5.

(1) Прямой противоположностью Ольге в романе “Обломов” выглядит квартирная хозяйка, а затем и жена Ильи Ильича Агафья Пшеницына, как будто без остатка растворившаяся в круговороте будничных забот о еде, шитье, стирке, глаженье. (2) Подчёркнуто духовному облику Ильинской , в чертах которой отражалось “присутствие говорящей мысли”, богатство внутренней жизни, контрастен внешний портрет Пшеницыной с ее “полными, округлыми локтями”. (3) Просто, не подозревая о высоком общественном назначении этого чувства и стоящих на его пути преградах, полюбила Агафья Матвеевна Обломова. (4) Самоотверженная, проникнутая материнским началом любовь ее овеяна в романе глубоким авторским сочувствием. (5) В этой рядовой женщине пробудилась живая душа, открылся человеческий смысл и свет в ее почти автоматическом существовании. (6) Образ скромной чиновницы Агафьи Пшеницыной стал большим завоеванием Гончарова и русской прозы в целом, так как отвечал основному творческому принципу художника показать и в “простом” современнике “самого человека”.

(По В. Недзвецкому)

В 1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово подозревая (в предложении 3)

В 2. Из предложения 1 выпишите причастие.

В 3. Из предложения 3 выпишите все местоимения.

В 4. Укажите, какой тип подчинительной связи использован в словосочетании овеяна сочувствием.

В 5. Укажите, к какой части речи принадлежит слово контрастен (предложение 2) .

1. краткое причастие

2. краткое прилагательное

3. наречие

4. глагол

В 6. Выпишите из предложения 6 все слова с нулевым окончанием.

В 7. Укажите способ образования слова общественном (предложение 3) .

В 8. Среди предложений 2-6 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным причины. Напишите номер этого предложения.

В 9. Среди предложений 1-5 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Текст № 6.

(1) Пожалуй, ни в одном из художественных миров 20 века так не стянуты в новое единство трагическая и смеховая традиции национальной культуры, как у Платонова. (2) Трагическое и комическое – это родные сёстры, некое множественное тождество самого искорёженного мира. (3) Своеобразной “смеховой работой” Платонов нагружает почти всех своих героев. (4) В диалогах, что организуют эти герои, в буквальном смысле искрится юмор народного языка, переваривающий в своей стихии глобальные мировоззренческие идеологии 20 века, превращая их в шлак. (5) Юмор – в самом языке, в соединении совершенно различных лексических и синтаксических его пластов, стилей.

(6) Герои Платонова боятся говорить, ибо, как только они прерывают более естественное для них молчание, они сразу попадают в стихию шутовского сказа, гротеска, перевёрнутости и абсурда. (7) Наложение комизма сюжета вызывает двойной эффект. (8) Нам не только смешно и жалко, но чаще – страшно, больно от этой логики, выражающей фантасмагоричность самой жизни. (9) Мир как событие своеобразно фиксируется на уровне фразы, абзаца, главы. (10) Любимая синтаксическая конструкция Платонова – сложноподчинённое предложение с избыточным употреблением союзов “потому что”, “чтобы”, “так как”, “дабы”.

(По Г. Красухину)

В 1. Определите стиль и тип речи. Напишите номер правильного ответа.

1. художественный стиль; повествование

2. разговорный; описание

3. публицистический; рассуждение

4. научный; описание

В 2. Укажите способ образования слова множественное из предложения 2.

В 3. Укажите номер предложения с вводным словом.

В 4. Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с одним придаточным – определительным. Напишите номер этого предложения.

В 5. Из предложения 7 выпишите словосочетание с подчинительной связью согласование.

В 6. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении 4. Напишите номер правильного ответа.

1. сравнение

2. ряды однородных членов

3. развёрнутая метафора

4. синонимы

В 7. Найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

В 8. Укажите тип сказуемого в предложении 10.

В 9. Укажите, сколько грамматических основ в предложении 10.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21