Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-размышление по рассказу В.Распутина "Рудольфио"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок-размышление по рассказу В.Распутина "Рудольфио"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1698

Андреева Лариса Викторовна, воспитатель

Улавливая только фабулу рассказа, современные подростки поначалу даже предположить не могут, что может за этим скрываться. Для них эта жизненная ситуация не является необычной, вызывает удивление только год написания – 1965. “А, кажется, как будто это происходит сейчас”, - слышу голос ученицы.

С “Рудольфио” учащиеся 11 класса знакомятся после изучения повести “Прощание с Матёрой” и рассказа “Женский разговор”. Нравственная проблематика предыдущих произведений создает определенный настрой. Ребята уже ждут чего-то затрагивающего, волнующего.

Но после первого, как правило, невнимательного чтения рассказа, некоторые недоуменно пожимают плечами (“ничего особенного”). Ничего не спрашивая и не комментируя, я провожу небольшую письменную работу: “Мои впечатления от рассказа “Рудольфио”. Результаты ожидаемые: “Ио – взбалмошная девчонка”, “полюбила женатого человека, ведёт себя, мягко говоря, странно”, “я ожидал другого финала”, “с самого начала я чувствовала, что должно что-то произойти. Они совершенно разные люди, и вместе быть они не смогли бы”, “рассказ увлёк меня…но герои какие-то странные”.

И вот урок я начинаю словами: А не возникло ли у вас чувство, что что-то недочитано, недопонято? Что всё не так просто! Ведь именно это я увидела в ваших работах. Тогда давайте попытаемся проникнуть вглубь, раскрыть все “странности” этого произведения.

Для этого, во-первых, мы ещё раз прочитаем рассказ (лучше в классе по ролям). Читаем и по ходу обсуждаем, с какой интонацией, с какими чувствами должны быть произнесены те или иные реплики.

Во-вторых, во время чтения записываем вопросы, возникающие по ходу. Так появляется ряд вопросов, на которые постепенно будем находить ответы.

Озвучивая, учащиеся замечают, что все их можно разделить на две группы:

1) вопросы, связанные с содержанием произведения:

  • почему у героев необычные имена?
  • почему Ио читает именно Экзюпери, только ли из-за необычного имени?
  • почему Ио одинока?
  • счастлив ли Рудольф?
  • каковы его чувства?
  • почему Рудольф не целует Ио в губы?
  • почему Ио так поступает в финале рассказа?

2) вопросы более общие, требующие осмысления, выходящие за рамки произведения:

  • а что такое любовь?
  • как она возникает? что притягивает людей друг к другу?
  • всегда ли первая любовь – это счастье?
  • какова степень ответственности за любимого человека?

Сюжет произведения традиционный для литературы: первая любовь совсем юной шестнадцатилетней девушки. Автор оставляет за рамками произведения момент, когда Ио впервые заметила Рудольфа. Встреча в трамвае оказалась первой для него, а не для неё. Она его уже знала. Обратим внимание, что рассказ ведётся от третьего лица, но автор знает только ту информацию, которой располагает Рудольфио. Всё, что касается Ио, читатель узнаёт опосредованно, через авторское видение. Тем самым создаётся особый интерес к образу Ио.

Герои встречаются зимой, когда шёл снег, “такой мягкий, пушистый, словно где-то там, наверху, теребят диковинных снежных птиц”. Такая метафоричность узорной нитью будет пронизывать всё повествование. В следующий раз мы вместе с героем почувствуем “пряный, острый запах наступающей весны, сдувшей с него, словно пепел, зимнюю неясность и неотчётливость”. И вот весна совсем наступила, а “весенние сны с мастерством опытной гадалки напророчили им счастье и любовь”. Последняя встреча происходит в мае, “когда на солнечных весах лето окончательно перевесило весну”.

Приход весны уже традиционно ассоциируется с пробуждением чувств человека (томления, ожидания, мечтания). По шагам приближается весна – по шагам развиваются чувства героев. Время словно раздвигает пространство. А ведь оно здесь не так велико: трамвай – дорога домой – квартира Рудольфа, квартира Ио – пустырь, берег реки. Может показаться, что герои зажаты толчеёй трамвая, клеточным пространством своих квартир, но это не так. Мощная энергетика весны, заражающая людей светом, теплом, любовью, рушит эти границы, и мы видим только их: Ио и Рудольфа.

У них действительно необыкновенные имена. (Задание, приготовить сообщения об именах, было дано заранее.)

Ио – имя древнегреческое. Жрица Геры, любимая Зевсом. Ревнивая Гера превратила её в корову и приставила Аргуса стеречь её. Когда Гермес убил Аргуса, то Гера наслала на корову слепня, который преследовал её; она переплыла через Босфор и, наконец, снова обрела человеческий образ в Египте, где её отождествляли с богиней Изидой.

У неё не только необыкновенное имя, откуда-то из древности (для читателей непосвящённых оно может показаться пришедшим из других инопланетных миров). Она сама необычна, не похожа на других. Что говорит об этом? Сразу же привлекает её искренность, открытость, непосредственность. Она ещё совсем ребёнок. Обычно, её ровесники стремятся к взрослости, пытаются казаться таковыми. Ио же намеренно отделяет себя от мира взрослых: “Взрослые ужасные эгоисты”, “Взрослые всего на свете боятся”. Похоже, этот мир ей чужд. Но одинока она и в своём мире. У неё нет друзей, подруг. Её не понимает сестра, мама… Каким непостижимым образом она разглядела в городской суете ЕГО? Кто же он?

Рудольф – в переводе с древнегерманского – “красный волк”. “Словарь имён” характеризует мужчин с таким именем как упрямых, трудолюбивых, способных увлечься какой-либо идеей. Рудольф – однолюб, предан семье, но лидером в семье является жена… Независимо от времени рождения – это основательный и надёжный человек. А кто же наш Рудольф? Соответствует ли характеристика имени нашему герою?

Ему 28 лет, он женат, устроен в жизни, много времени уделяет работе. Но давайте пройдём вслед за Рудольфом и Ио от трамвайной остановки и обратим внимание на его чувства и поведение. (Обращаемся к тексту). После первой же произнесённой им фразы он “почувствовал, что ей этого недостаточно”. Почувствовал. Не понял, а именно почувствовал, отозвался струнами души.

Следующий затем диалог сближает героев. Узнавая имена друг друга, они громко смеются. Смех окончательно стирает все условности. И, уже расставаясь, Рудольф заканчивает фразу, начатую Ио: “До трамвая… в котором мы вместе поедем”. Думается, можно считать эту фразу несколько символичной. Герои теперь действительно вместе, неотделимы друг от друга. “Рудольфио” - некое единое существо, неразделимое целое. Сложение имён – словно соединение двух половинок. Значит, она и есть его половинка? А он тот, кого ждёт её сердце?

Она счастлива. Переполненная радостью открытия, она звонит рано утром, чтобы сообщить о том, что они теперь нерасторжимы, они – “Рудольфио”. Но Рудольф совсем не разделяет эту восторженность. Чувствуется, что фразу: “Я счастлив”, он говорит равнодушно, механически. А далее? Он остаётся таким же? После одной из встреч с Ио, “он почувствовал, что ему стало тоскливо, он был полон какой-то необъяснимой, ещё неоткрытой тоски, тем не менее, существующей в природе”. Случайно ли повторяются однокоренные слова “тоскливо”, “тоска”? Конечно же, нет. Они удваивают чувство беспокойства героя. И после этого становится ясно окончательно, что Рудольф несчастлив в своём взрослом мире. Чуть раньше об этом, как тонкий психолог, замечает Ио: “Ты без всякого удовольствия моешь полы, а у счастливых так не бывает”, “Рудольф, по-моему ты несчастлив в семейной жизни”.

В чем должно состоять счастье? Каждый понимает это по-своему. Можем ли мы сказать, как понимают счастье наши герои? Однозначно, что такое счастье для Рудольфа мы сказать не можем, потому что он этого ещё не знает сам. А вот юная девушка счастлива. Быть рядом с любимым, понимать его, верить ему – это счастье. Быть искренней, открытой, быть самой собой и чувствовать, что тебя именно такой и принимают – это счастье. Герои говорят короткими фразами, много слов не нужно – они и так понимают друг друга.

В рассказе есть короткий диалог с женой, диалог ничего не выражающий, не содержащий чувств. В общении с Ио, напротив, мы чувствуем, как всё больше накаляются нити, связывающие их. “Рудольфио, - отчего-то волнуясь, сказал он. – Приходи ко мне сейчас, я один”. Тоска, волнение, ожидание чего-то… И вот в трамвае ОН идет к ней, боясь, что она сойдёт. Что-то неведомое ранее охватывает его. Что-то должно случиться. Он уже не тот Рудольф из первой встречи, он - Рудольфио, он – часть единой Души. “Он почувствовал, что она, как и он полна волнения”. Состояние Ио мы воспринимаем через чувства Рудольфа.

Они перешли через пустырь, словно через некую границу, к реке, где, наконец, в открытое пространство готовы вырваться их чувства. И вдруг… “В губы целуют только самых близких людей”, - мучаясь, выдавил он. В первый момент эта фраза “выключает” читателя, настолько она неожиданна. И только пощёчина Ио возвращает нас снова туда. Почему Рудольф говорит такие слова? После некоторых раздумий приходим к выводу, что это обыкновенный, стандартный ответ взрослого человека. А чем же он так обидел Ио? И вот наступает момент, когда нужно обратиться к тому, у кого такое же красивое имя как у Рудольфио. Это Экзюпери.

Приходит озарение. Да! Это же “Маленький принц”! “Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”. Эта фраза сразу всплывает в памяти. Маленький принц – ребёнок, с другой планеты, он был очень одинок, на Земле ему повезло – он встретил друга, взрослого, который сохранил в себе детство. Благодаря Лису Маленький принц постиг самую главную истину: быть в ответе за тех, кого приручил. Ио – необычная девушка, она словно тоже с другой планеты. Как и Принц, она одинока, взрослые для неё – это другие существа. Она живёт сердцем. “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. Сердцем она угадывает Его, сердцем (а не умом) она читает и понимает книги, и именно сердце Ио принимает на себя жестокий удар. Что значит “приручить”? Заставить (слово не совсем удачное) поверить в другого человека, открыть душу и сердце, доверять ему. Незаметно для себя Рудольф приручает Ио, а значит, становится ответственным за неё. А она любит его и верит ему. Верит, что близка ему. И мы, читатели, тоже чувствуем – их души родственны. “Союз души с душой родной” - это любовь. Любить – значит нести ответственность за любимого. Кажется, круг замкнулся. Но звучат те убийственные слова: “В губы целуют только самых близких людей”. А кто же тогда Ио, если не тот самый близкий человек? Пощечину он не почувствовал, а именно понял. Понял, что совершил непоправимое, поэтому и не посмел броситься за ней. “Он ещё долго стоял – опустошённый, ненавидящий себя”. Разбилось на кусочки то целое, что называлось Рудольфио. Ещё один удар, немного позже, получает он словами: “Какой ты Рудольфио, ты самый обыкновенный Рудольф. Самый обыкновенный Рудольф, понимаешь?” Этот удар ещё сильнее и больнее. “Я боюсь стать таким как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр”, - писал Экзюпери в “Маленьком принце”. Рудольф – всё-таки взрослый, чувствовать и поступать согласно чувствам он уже не может. Он понимает, что совершает преступление, но ничего исправить уже нельзя. Что происходило с Ио в эту ночь? Где она была? О чём она думала? Мы можем только догадываться. Одно можно сказать с полной уверенностью: после этого Ио стала другой. Может быть, или, скорее всего, она больше не будет мечтательной, ранимой девочкой, больше не будет плакать над героями книг, и не будет никогда верить людям. А какой она теперь будет? С холодным умом, трезвым расчётом, прагматичной и практичной? В общем, такой же, как все взрослые. Детство оборвалось, пришелица с другой планеты стала обыкновенной девчонкой, которая запросто может сказать: “Иди ты к чёрту!”

Финал остаётся открытым. Читатель сам вынужден размышлять о том, сохранит ли героиня в себе хоть немного детства, или станет такой же обыкновенной, как и все.

А что станет с Рудольфом? Он будет жить по-прежнему? Или что-то изменится в его жизни? А пока… от себя не убежишь.

А мы переходим к вопросу, на который ответ ещё не прозвучал: что такое любовь? Во многом уже разобравшись, мы с уверенностью можем сказать, как это понимает сам автор. Любовь – это не влечение, это родство душ и сердец, только сердце может угадать того единственного, который предназначен судьбой. Если бы люди чаще прислушивались к своему сердцу, обращались к своей душе, тогда меньше было бы в мире разбитых судеб, непонимания и злобы.

Чем ближе человек подпускает к себе другого человека, тем больше возрастает ответственность за него. Любящие особенно беззащитны и ранимы, они лишены панциря, закрывающего от житейских передряг, равнодушия, невнимания. Они требуют бережного отношения к себе, но не всегда имеют это. Чем же оказалась первая любовь Ио – счастьем, оттого что она вообще была, или бедой, потому что всё так случилось? Над этим вопросом старшеклассники размышляют дома в письменной работе, а также ещё раз пишут о своих впечатлениях от рассказа В.П.Распутина “Рудольфио”.

Парадоксально, но в век, когда научно-технический прогресс шагает семимильными шагами, всё более облегчая нашу жизнь, мы всё меньше думаем о самом главном, что является стержнем человека – о Душе. А ведь это она должна создавать законы жизни, чтобы человек жил в согласии с миром и с самим собой. Она должна быть мерилом человечности, она должна быть высшей ценностью. Уже тогда, в 1965 году, писатель В.Распутин увидел эту проблему. И странно, что эта проблема не только не потеряла своей актуальности, а, наоборот, стала ещё значимее.

“Мне сначала показалось странным, - пишет моя ученица, - (опять это слово), что в 1965 году была возможна такая ситуация. Пробежав мельком по тексту, мы – дети XXI века, воспитанные свободой нравов, увидели только то, что могли увидеть. Она – совсем юная девушка, Он – женатый мужчина, и, кажется, какие-то отношения между ними. Эта ситуация сейчас уже не вызывает удивления, но тогда…Разве такое могло быть? Оказывается, да. Только не то, что мы предполагали. Могли быть, есть и будут вечными проблемы взаимоотношений между людьми, взаимопонимания, любви. Что такое любовь? Это синоним счастья или нет? А такая любовь, как у Ио, что это? Кажется, сейчас у меня вопросов возникло ещё больше, чем прежде. Но попытаюсь ответить на главный. В тот момент, когда читатель расстаётся с Ио, когда её любовь разбивается о “взрослость” любимого, для Ио – это трагедия. Она переживёт её, станет другой, но, наверное, полностью измениться всё равно не сможет. И, поэтому, через много лет, может быть, будет вспоминать об этом, как о великом счастье”.

“ Я рада, что открыла для себя это произведение. Признаюсь, даже не предполагала, насколько это окажется интересным. (…) Первая любовь Ио – беда. Но беда, которая должна была случиться, чтобы Ио выросла. Жить в мире человеку с такой ранимой душой очень непросто. Рядом должен быть любимый человек, который защитит от всех несчастий. Но если такого человека нет, то пусть лучше всё будет так, как случилось”.

Сколько учеников, столько и мнений. И это здорово. Пусть звучит эта “разноголосица”. Пусть каждый доказывает своё, единственно правильное решение. Если затрепетала какая-то струнка в душе, и появилось желание высказать себя, значит, ЧИТАЛИ произведение не зря.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21