Преподавание русского языка Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы для развития творческих способностей учащихся и качественной подготовки к ЕГЭNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1043 Иващенко Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (284,5 КБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Загрузить презентацию (3,2 МБ) Загрузить презентацию (117 КБ) Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Основным результатом деятельности учителя должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации. Мой педагогический опыт позволил сделать вывод о целесообразности применения проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ для развития творческих способностей, качественной подготовки к сдаче ЕГЭ. Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет учить проблематизации, целеполаганию и планированию, представлению результатов, презентации в различных формах, поиску и отбору актуальной информации, практическому применению школьных знаний, выбору, освоению и использованию подходящей технологии, проведению исследования. Для обучающегося учебный проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально, в паре или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эффективность проекта повышается с использованием информационных технологий. У учебного проектирования масса достоинств, одно из которых осязаемый результат творческой деятельности учащихся. Проект формирует и развивает такие умения учащихся, как формулирование цели предстоящей работы, умение анализировать, выбирать виды практической деятельности, осуществлять отбор содержания материала и т.д., используя для этого возможности компьютера. Все это, безусловно, развивает творческие способности личности ребенка. Но главное, что отличает проект – это то, что в ходе его реализации нет "отдыхающих", "проигравших". Изначально условия задаются так, что каждый ученик переживает ситуацию успеха, каждый становится активным участником общего дела. Преимущества проектной деятельности учащихся неоспоримы, т.к.она позволяет:
Именно поэтому в течение пяти последних лет работы на своих уроках я внедряю проектную деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий. В основе технологии проектного обучения – идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат (опыт деятельности) становится бесценным достоянием учащихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Познакомившись с проектной методикой, учащиеся сформулировали для себя требования к проекту, которые назвали “Правила шести "П". Шесть “П” -это проблема-проектирование-поиск информации– продукт– презентация– портфолио.
Используя проектную технологию, учитываю возрастные особенности учащихся и их учебные возможности, т.е. дифференцированно подхожу к выбору проекта в основной и старшей школе. По доминирующей деятельности учащихся в основной школе это чаще всего творческие или ролевые проекты, а в старшей– исследовательские, информационные или практико-ориентированные. По продолжительности в основной школе – минипроекты или краткосрочные, а в старшей– годичные. По количеству участников в основной школе-групповые, в старшей– парные или персональные. По форме продукта –газета, словарь, инсценировка, мультимедийный продукт в основной школе; буклет, журнал, памятка, страницы электронного учебника в старшей школе. Использование технология проектного обучения на уроках облегчает внеурочную работу над годичными проектами. Такими проектами стала работа "Как мы говорим...Наблюдения за детской речью", которую учащиеся защитили на школьной научно-практической конференции. В качестве годичного проекта стала презентация работы "Диалектизмы – наши друзья или враги?" Результатом работы стало выступление на школьной и городской научно-практических конференциях по теме "Родная речь родного края (наблюдения за диалектными словами жителей микрорайона школы №67)" (см. Презентация 1). В 7 классе годичным проектом стала работа по теме "Ассоциативный эксперимент как способ изучения речи подростков", в результате которой был составлен словарь подростков школы №67. Авторы проекта стали победителями городской и региональной научно-практической конференций учащихся. При выполнении подобных проектов учащиеся реализуют свои творческие способности: одни собирают материал, общаясь с респондентами, другие обрабатывают материал, описывают его, третьи подбирают иллюстративный материал, четвертые сами делают рисунки к собранному материалу, пятые представляют работу и т.д. Ценность этих и подобных проектов заключается еще и в том, что они становятся “помощниками” учителя в его работе, своеобразным дидактическим материалом к урокам (см Презентация 2). Все проекты, выполняемые учащимися в течение года, используются выпускниками при подготовке к ЕГЭ. Такие проекты позволяют систематизировать теоретический материал по определенным темам курса русского языка и подобрать соответствующие тестовые задания из КИМов ЕГЭ прошлых лет (см Презентация 3). На уроках русского языка в 6 классе появились первые буклеты, презентации частей речи, где обязательной составляющей было творческое задание (ребус, загадка, кроссворд) для своих одноклассников. Постоянными стали индивидуальные, групповые мини-проекты и краткосрочные проекты как на уроках-зачетах обобщения и систематизации знаний, так и на уроках формирования новых знаний, когда учащиеся в форме проекта представляют блочное восприятие материала. Моя деятельность как учителя в условиях модернизации системы образования и внедрения метода проектов в нашем частном случае включает следующие позиции:
Технология, применяемая мною при организации проектной деятельности уч-ся на уроках русского языка и литературы, разработана на основе рекомендаций Е.С. Полат и заключается в следующем:
Как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Моя педагогическая практика показывает, что данный подход обладает большим положительным потенциалом, а его недостатки под силу преодолеть увлеченному своим делом, целеустремленному педагогу. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |