Преподавание литературы Урок литературы по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (8-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2284 Тощева Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы Тема: Загадки повести – загадки жизни. Тип урока: обобщение знаний. Форма урока: литературная игра. Цели:
Эпиграф: «В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её». (Н.В.Гоголь) Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к произведению, рисунки учащихся «Маша Миронова», «Оценочный лист». ХОД УРОКА Слово учителя: Мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено19 октября 1836 г. На этот день как раз приходилась очередная, при том торжественная 25-летняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин. Тема урока-игры, эпиграф. Работа с «Оценочным листом». 1 этап игры: Блиц-опрос Цель: вспомним страницы повести.
Заполнение оценочного листа. 2 этап игры: Тест (Приложение 2) Выбор варианта теста с подсказкой (на «4») и без неё (на « 5») – Д.З. Заполнение оценочного листа 3 этап игры: Задание для аргументированного ответа 1 загадка – загадка жанра Для выполнения этого задания разделитесь на три команды, обсудите задание, назначьте лидера, который представит ответ. Цель: учитесь работать в группе, выслушивать точку зрения, предлагать свою, доказательно и аргументированно отвечать на вопрос. Можно ли назвать «Капитанскую дочку»… 1 команда:….бытовым романом? Вывод: о жанре произведения можно спорить; но мы видим в нём и то, и другое, и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть жизнь во всей её полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться над ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее зависят от того, что происходит в настоящем. – на доску! Заполнение оценочного листа 4 этап игры: Отгадайте, кто этот человек 2 загадка – загадка характера человека «Это прекрасный человек, которого автор помогает нам увидеть за внешней простотой героя – любящего, стойкого в минуты опасности, живущего по правильным, благородным законам. Эти законы делают значительной жизнь его, помогают окружающим людям, спасают их. Черты характера: твёрдость, решительность, чувство долга, самоотверженность. Пушкин позволяет за внешней скромностью увидеть характер удивительный. Человек этот считает, что не будет счастья без благословения родительского, готов умереть, если будет в неволе. Об этом герое Гринёв узнаёт от Швабрина: «…совершенная дурочка.» Екатерина 2, Пётр 3, Маша Миронова. Государственные лица и человек. Кто из них важнее для Пушкина? (Человек. И государственное лицо настолько важно и прекрасно, насколько оно – Человек) – на доску! Заполнение листа. Рисунки учащихся «Маша Миронова». Итак, человек, даже самый скромный, иногда – загадка 5 этап игры: Разгадай эпиграф Пушкин даёт подсказку – эпиграф. Из 17 эпиграфов 10, то есть большинство, взяты из народного творчества. Ответ 1: Храбрый, скромный, честный капитан Миронов не выслужил ни почёта, ни богатства, ни сострадания. Это сострадание звучит в народной песне – эпиграфе. Учит видеть человека за должностью и мундиром. Ответ 2: Отношением к беззащитному оценивает Пушкин человека. На доску! Учись отличать истинное великодушие от показного, видеть настоящую красоту за красотой внешней. 6 этап игры: Реши проблему: – Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II или Пугачёв? 3 загадка – загадка основной мысли А) инсценирование эпизода «Освобождение М.М. Гринёвым и Пугачёвым. Вывод: Самой важной, на мой взгляд, мыслью в произведении является мысль о великодушии, которое так нужно в сложных обстоятельствах жизни, о возможности понять каждого человека. На доску! Человек должен быть великодушным, готовым понять другого. (Нам понятен и башкирец 70 лет, в глазах которого не угас огонь ненависти, ибо жизнь научила его ненавидеть; капитан Миронов, честно и храбро служивший императрице, Пугачёв, в котором Пушкин помогает увидеть не исчадие зла, бешеного пса, изверга естества, по характеристике историка Броневского, а человека, верного дружбе, благородного, великодушного) Заполнение листа Итог урока: Итак, роман Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Какие загадки сегодня мы пытались разгадать? Обращение к доске: (Приложение 1) Загадки романа – это загадки жизни, которые Пушкин учит нас видеть и понимать. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |