Преподавание русского языка Урок русского языка с элементами интеграции "Путешествие в мир слова"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.12.13 Просмотров: 9 Шевченко Вера Ивановна, учитель русского языка и литературы Человек через слово всемогущ: Г.Р. Державин Цель: формирование умений самостоятельно и творчески применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия; интенсивное формирование речевой деятельности – устной и письменной. Предлагаемый урок направлен на развитие навыков творческого применения знаний. Такой урок не только побуждает к самостоятельному переносу знаний в новую ситуацию, но и приобщает к национальной культуре, к поэзии, будит воображение, развивает фантазию и образное мышление. Один из этапов данного урока следует определить как эврестический. Формула учебного действия на этом этапе – генерирование идеи, замысла, а также синтез нового. В процессе учебной деятельности на всех этапах творческого процесса формируются качества творца: интуиция, творческое воображение, чувство красоты, способность открывать аналогии, вдохновенность, нестандартность мышления, оригинальность. Из логических методов обучения на подобном уроке используются методы поиска сходства, сравнения, определения понятий, выделения главного, обобщения и анализа. Урок позволяет использовать результат внеурочной деятельности учащихся (например, факультативный, кружковой опыт) и жизненный опыт детей. Предварительная подготовка к уроку предполагает беседу (на предшествующем уроке), индивидуальные задания о слове как об откровении. Учитель. Дети, задумывались ли вы когда-нибудь о том, как всё начиналось в мире? Как мир рождался? В стихотворении современной поэтессы Елены Романовой “Музыка света” изображается это так:
Может быть, всё началось с чистого звука? Из звуков рождается прекрасная музыка, гармония. (Звучит фрагмент знаменитого романса “Гори, гори, моя звезда”) Учитель. Из звуков рождаются слова. Слово притягивает к себе другие слова, которые могут быть с ним связаны; возникают словосочетания. Пытаясь закончить мысль, мы создаём предложение. Связывая разные события, явления, мы объединяем простые предложения в сложные. Так из звука рождается целый мир. В мире нет ничего отдельного. Всё связано. Сегодня мы с вами будем учиться мыслить. Мы попробуем создать свой мир, мир добрый, красивый. Мы из звуков создадим слово и, проникнув в сущность внутренней формы слова, создадим своими мыслями с помощью воображения образ прекрасного мира. И выразим наши мысли предложениями. I. Фонетический портрет словаМонолог учителя. Портрет рисуют художники кисти и пера. Но если человек любит вглядываться в слово, вслушиваться в его звучание, может охарактеризовать звуки, заметить интересные фонетические явления в слове – он тоже поэт и художник! Давайте, ребята, создадим фонетический портрет слова, которое зашифровано. На доске изображены буквы: [А] [З] [В] [З] [Е] [Д] Учащиеся должны произнести звуки, обозначенные данными буквами, а затем соединить их, чтобы получилось слово. Получается слово [звезда]. Учащиеся самостоятельно выполняют фонетический разбор слова, дают характеристику звуков. Устная проверка. Один из учащихся читает название букв, объясняя, что именно эти буквы отражают данные звуки графически. II. Словарно-орфографическая работаЗапись на доске Звезда
Учащиеся вслух читают запись на доске, определяя лексическое значение слова и его состав. Затем учащиеся подбирают “родственные” слова – однокоренные, записывают их в тетрадях и производят разбор слов по составу. Звёздный, созвездие, вызвездить, звёздочка. III. Этимологическая страничкаЗапись на доске Древнерусское – звезда (светить, сияние) Праславянское – gvezda (свет, блеск) В Древней Руси слово в значении “небесного тела” известно с XI в. С XVIII в. Широко употребляется в поэтической речи, символизируя нечто прекрасное. Звездой также называют предмет или рисунок, чаще пятиконечный (Кремлёвские звёзды). Производный: звёздный, созвездие, вызвездить. Учащиеся исследуют этимологию слова, находят связь со словами. IV. Внутренняя форма словаЭтот вид творческой работы уже хорошо знаком детям, поэтому само название этого этапа служит сигналом, по которому учащиеся приступают к самостоятельному творческому поиску. Образы, которые создают дети, безусловно связаны в их представлении с этимологией слова, а также с лексическим значением слова. Многие дети, особенно участники факультатива или кружка, предлагают метафорическое представление о внутренней форме данного слова. Для этой работы достаточно выделить 7 – 10 минут. Учитель выслушивает если не всех, то большинство учащихся. Пусть звучат идеи детей. Задание 1. Постройте модель концепта Звезда. (Дети знают, что такое концепт – мысль, понятие) Справка. Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек, не “творец культурных ценностей” – сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на неё. (Степанов, 1997) Задание 2. Копилка поэтических образов. Запись на доске
Чтение учителем стихотворения Н. Рубцова “Звезда полей”. (Текст лежит на каждой парте) Учащиеся выбирают любое задание: строят модель концепта, объясняют, выразительно читают и т.д. Учитель обязательно слушает выступления учащихся. Например.
Звезда полей
Звезда полей – это символ Родины, её красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Она напоминает Вифлеемскую путеводную звезду. V. Самостоятельная работаЗадание 1. Составляем и разбираем словосочетания:
Эту работу учащиеся выполняют самостоятельно, а затем быстро, устно проверяем результаты. Например.
Задание 2. Создаём простое предложение и разбираем его. Учащиеся самостоятельно выполняют эту работу. Имеет смысл выслушать 2 – 3 учащихся. Пример: Звезда светила ярко с небосвода. VI. Работа с классомЗадание. Создаём сложное предложение и разбираем его. Составляем схему. Обсуждаются результаты. Пример:
(Н.С. Хомяков) VII. Итоги урокаВывод можно сделать самим учащимися. Дети обычно говорят: – что за урок они действительно создали из звуков целый мир, – что они мыслили – создавали прекрасный мир с помощью прекрасных мыслей – образов, – что им удалось увидеть красоту “звезды полей”, представить мир и связать воображаемое с понятным, – что в мире нет ничего отдельного. И в языке тоже нет ничего отдельного. Звуки, слова, предложения, поэзия – всё взаимосвязано. Родное слово помогает нам жить, помогает узнавать себя и других. Родной язык – это памятник духовной культуры народа, отражение его жизни … Урок заканчивается монологом учителя: Ребята! Не жалейте времени на изучение языка, познание всех тонкостей использования слова в речи, на поиски в словарях незнакомого слова, выражения, если оно встретится при чтении. Пусть будет успешным ваш путь познания СЛОВА! Итоговая контрольная работа по теме: “Деепричастие”Задание. Записать поэтический текст (письмо по памяти выученного наизусть стихотворения), соблюдая при записи стихотворную строку и деление на строфы. Н.М. Рубцов “Звезда полей”
Дополнительное задание. Выпишите из текста все деепричастия, выделите в них характерные суффиксы. Сделайте морфологический разбор одного деепричастия. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |