Преподавание русского языка Слова с одним и тем же корнем и разными корнями (корни-омонимы, корни-синонимы)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 4727 Кулашкина Татьяна Александровна, учитель начального образования Цели:
Задача: научить дифференцировать слова с одним и тем же корнем и слова с синонимичными и омонимичными корнями или “кусками” основ. Тип урока: урок-исследование ХОД УРОКА I. Эмоциональный настрой Цель: создание психологического комфорта учащихся для самостоятельной творческой деятельности на уроке. Учитель: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Сейчас мы с помощью фантазии попробуем представить, как достичь успеха в любом деле. Подумайте о том, чему бы вы хотели научиться или чтобы вы хотели делать лучше, чем сейчас. Постарайтесь увидеть, как великолепно вы это делаете и запомните свои внутренние ощущения и чувства при этом. Представьте, что окружающие тоже радуются за вас. Сохраните эти ощущения, они помогут вам успешно работать. Сделайте глубокий выдох и откройте глаза. II. Ситуация успеха Цель: демонстрация теоретических знаний и практических умений по применению известных способов проверки орфограмм слабых и сильных позиций в корнях слов. Теоретические знания учащихся проверяются на моделях. Учитель: Давайте, проведем экскурсию по Лестнице знаний и увидим, чего мы достигли. Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта. Д.И.Писарев Лестница жизни полна заноз, и больше всего они впиваются, когда вы сползаете по ней вниз. У. Браунелл Учащиеся заслушивают сообщения представителей групп и оценивают их по шкале “правильность”, “интерес”. Учитель: Обратите внимание на то, какие мудрые мысли записал робот Сам Самыч рядом с Лестницей знаний. Почему именно их приготовил Сам Самыч для вас? Назовите ключевые слова в каждой мудрой мысли. Как они могут быть связаны с содержанием урока? Практические умения учащихся проверяются в задании “Корректура”: Учитель: Найдите 3 ошибки в работе ученика. Речь маей мамочки напаминает жюрчяние речьки. Учитель провоцирует учащихся на неверный ответ, так как ошибок больше 5. Задания-ловушки учат детей самостоятельному ответу. Это своеобразный метод портативной диагностики и коррекции имитационно-репродуктивных ориентаций в классе. При этом происходит воспитание привычки доверять себе и не считать всякое слово истиной в последней инстанции. Учащиеся с легкостью находят все ошибки и записывают высказывание в тетрадь. Учитель: Что общего у слов речь, речка? Учащиеся говорят, что данные слова - это слова, называющие предметы, женского рода, единственного числа, корни одинаковые реч- реч и находятся в сильной позиции. III. Ситуация “интеллектуального конфликта” Цель: обнаружение дефицита знаний в новой конкретно-практической задаче. Учитель: Расшифруйте анаграмму.
Учитель: Сделайте фонемную, буквенную запись слова речевка.
Учитель: Как проверили орфограмму слабой позиции в корне? (Корнем слова речь.) – Почему никто не воспользовался корнем слова речка? Учитель: Но вы только что говорили, что корни слов речь и речка одинаковые. Значит, каждый из них может служить проверкой орфограммы слабой позиции в корне слова речевка. Учащиеся сталкиваются с ситуацией, когда, с одной стороны, буквенная запись корней одинаковая, а, с другой, “работа” (лексическое значение) разная. Таким образом, возник вопрос: что это за корни? Если не выяснить, что это за корни, то при проверке орфограммы слабой позиции в корне, можно нарушить закон письма (орфограмма слабой позиции в корне проверяется тем же корнем в сильной позиции). А нарушение закона ведет к ошибкам. Учитель: С какой проблемой столкнулись? Проблема, в какой части слова? В чем опасность таких корней? IV. Постановка учебной задачи №1 Цель: организация коллективной дискуссии, способствующей взаимодействию учащихся в группах; запуск процессов теоретического исследования и рефлексии. Учитель: Какой вопрос будем решать на уроке? Сформулируйте задачу урока. Задача: Что это за корни? V. Фиксация проблемы в графическом виде на доске Цель: осознание учащимися сущности проблемы через фиксацию в графико-знаковой форме. Учитель: Смоделируйте задачу урока. На доске появляется несколько моделей, из которых путем анализа остается наиболее точная. Учитель: Для чего надо знать: что это за корни? VI. Исследование № 1 Цель: установление полного совпадения корневой морфемы слов речь-речка, выявление отличий в значении и общности буквенного (фонемного) состава омонимичных корней. Учащиеся проводят сравнительный анализ слов. Записывают их в транскрипции, буквенном виде, сопоставляют корни, лексическое значение, чтобы найти ответ на поставленный вопрос. Моделирование (в группах) Учитель: Составьте модель корней данных слов. Учащиеся вывешивают результаты групповой работы на доску. Затем анализируют их, задают вопросы представителям групп, вносят коррективы. Такое обсуждение учит мыслить учащихся. Учитель: Можно ли утверждать, что это одни и те же корни? (Нет) – Не кажется ли вам, что когда-то мы встречались с похожей моделью? – Как можно назвать корни, у которых лексическое значение разное, а звучат и пишутся одинаково? Вывод: это – корни-омонимы. Рефлексия Учитель: Как ответим на вопрос урока? (Это – корни-омонимы.) – Открытие зафиксируем на новой ступеньке Лестницы знаний. Учитель: Расскажите всё, что знаете о корнях слов речка, речь. Учащиеся, используя модель, доказывают, что у слов речь, речка корни – омонимы, проверочным корнем к речевке может быть только речь. Учитель: Зачем надо знать корни-омонимы? Приведите примеры слов с омонимичными корнями. Учитель: Итак, есть корни-омонимы. Может быть, появились новые вопросы? Учащиеся выдвигают гипотезу, что если есть корни-омонимы, то, может быть, есть и корни-синонимы. VII. Постановка учебной задачи № 2 Цель: фиксация гипотезы в словесной и графико- знаковой форме для осознания сущности новой учебной задачи. Учитель: На какой вопрос будем искать ответ? (Есть ли корни-синонимы?) Фиксация новой учебной задачи Учитель: Сам Самыч загадал слова для очередного исследования. Кто это? Учащиеся, не задумываясь, отвечают, что это собака. Учитель не охотно соглашается, предлагает подсказку ведущего передачи “Поле чудес” Якубовича. Домашнее животное, то же что и собака, самец собаки. Учитель: Какие слова имеем для изучения? (Собака – пес) Учитель: Какие слова имеем для изучения? (Собака – пес) – Какая часть этих слов нас интересует сейчас? (Корень) VIII. Исследование № 2 Цель: определение признаков синонимичных корней. Учащиеся самостоятельно выбирают форму работы для изучения слов собака- пес по имеющемуся плану. По окончании исследования, учитель предлагает сверить свои работы с работой ученика из другого класса. В ходе обсуждения становится ясно, что ученик справился с заданием. Моделирование Учитель: Составьте модель корней. Представители групп, пар вывешивают на доску модели. Потом анализируют согласно плану (корни в транскрипции, буквенной записи, по лексическому значению) и отмечают наиболее точный вариант модели. Учитель: Какое название можно дать корням, у которых лексическое значение близкое, а звучат и пишутся по-разному? (Это корни – синонимы.) Рефлексия Учитель: На какой вопрос искали ответ? – Подтвердилась гипотеза? (Да, есть и корни-синонимы) На новой ступеньке Лестницы знаний появляются корни-омонимы и корни-синонимы. Учитель: Зачем надо знать корни-омонимы и корни-синонимы? (Для того, чтобы безошибочно находить проверку орфограмм слабых позиций в корне слова.) – Приведите примеры синонимичных и омонимичных корней. IX. Исследование № 3 Цель: нахождение признаков слов с одним и тем же корнем. Учитель: расшифруйте слова, решив примеры. Ключ:
Девочкам: 36 – 24 = (12) см , 18 + 16 = (34)ел , 73 – 17 = (56) ый --- смелый – В результате решения примеров учащиеся получили слова смелый и смелость. Учитель: выясните, что это за корни у данных слов. Учащиеся исследуют корни и приходят к выводу, что это ни омонимичные, ни синонимичные корни. У данных слов корни по всем параметрам одинаковые. Учитель: А что же это за корни? Вывод: это слова с одинаковыми корнями. Учитель: Какие корни считаются одинаковыми? Приведите примеры слов с одинаковыми корнями. Для чего надо знать слова с одинаковыми и разными корнями? Таким образом, на Лестнице знаний появляется модель одинаковых корней. Рефлексия Цель: оценка качества состоявшегося исследования, определение уровня осмысления учащимися учебной деятельности путем выполнения тестовой работы и творческого задания. Учитель: выясните, какие корни у пар слов из стихотворения.
Вывод: корни-омонимы. Учитель: Зачем надо знать корни-омонимы? Тестово-диагностическая работа 1. Это слова с одним и тем же корнем? ("+" – да, "–" – нет)
2. Являются ли корни данных слов омонимами? ("+" – да, "–" – нет)
3. Являются ли корни данных слов синонимами? ("+" – да, "–" – нет)
4. Найди третье лишнее слово. Вычеркни его карандашом.
Заполни пропуски в словах:
Учащиеся выполняют тестовую работу, производят взаимопроверку, осуществляют коррекцию по устранению ошибок. Итоговая рефлексия
Домашнее задание Цель: рефлексия знаний по теме: “Слова с одинаковыми и разными корнями”, развитие творческих способностей, интереса к языковым явлениям. На выбор:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |