Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Славянские языки
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Славянские языки


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.11.30
Просмотров: 6

Смирнова Ирина Георгиевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • показать родство славянских языков;
  • продолжить формирование навыков научного стиля;
  • развивать способность интегративного мышления;
  • формировать положительные мотивы в изучении предмета “русский язык”, способствовать воспитанию личности, неравнодушной к истории своего языка и народа.

Оборудование:

  • таблицы-схемы “Семья индоевропейских языков”, “Славянские языки”;
  • карта “Расселение древних славян”;
  • карты: “Физическая карта РФ”, “Политическая карта мира”.

Форма: интегрированный урок.

Ход урока

Вопросы классу

Сколько насчитывается языков в мире? Можно ли точно ответить на этот вопрос? Почему? Какова разница между диалектами и языком?

Словарная диктовка

Датский, французский, индоевропейский, шорский, сербский, арабский, словацкий, восточно-славянский, русский, шотландский, древнегреческий, украинский, узбекский, польский, романский, английский, телеутский, немецкий, церковнославянский, южнославянский, болгарский, хорватский, белорусский.

Вопрос классу: Что общего в названных словах?

Мы знаем, как растёт дерево. Подобно тому, как оно вырастает из корня, ствол его крепнет, поднимается к небу и ветвится, славянские языки “выросли” из единого языка, корни которого уходят глубоко к языку индоевропейскому (таблица “Семья индоевропейских языков”).

Славянское языковое “дерево” (таблица “Славянские языки”) имеет три основные ветви:

- восточнославянские языки;

- западнославянские языки;

- южнославянские языки.

В курсе истории Древней Руси вы узнаете, какую территорию занимали народы, говорившие на этих языках (карта “Расселение древних славян”).

Естественно, такое языковое “дерево” выросло не сразу, да и рост его шёл не всегда безбедно и ровно: какие-то ветки-языки отсыхали, какие-то насильно были обрублены.

В современном славянском мире существуют 12 национальных литературных языков.

Задание: Выделить суффиксы прилагательных. Объяснить правописание сложных прилагательных.

Восточнославянский - русский, украинский, белорусский.

Западнославянские - польский, чешский, нижнелужицкосербский, верхнелужицкосербский, словацкий.

Южнославянские - словенский, болгарский, сербско-хорватский, македонский.

Так как славянские языки, как мы выяснили, имеют общие корни, давайте попробуем определить общее в следующем отрывке.

Задание: Восстановить текст на русский язык.

Срби приповедаjy да je кукавица била жена и имала брата, на jej брат умро и она за ньим тако много тужила и кукала, док ее ниje претворила у птицу.

Беседа с классом: Укажите слова, которые вы узнали сразу.

Брат, она, умро (умер), много тужила, птицу, жена (здесь в значении “женщина”), за ньим (здесь - по нему).

Пояснение учителя: Срби - сербы; кукавица - кукушка; ее претворила - превратилась; тужила - (здесь) тосковала.

Задание: Теперь восстановите данный отрывок на русский язык.

Сербы рассказывают, что кукушка была женщиной, и у неё был брат, брат умер, а она так по нему тосковала и плакала, что превратилась в птицу.

Пояснения учителя: Данный отрывок из сербско-хорватского языка, но если вдуматься в смысл слов, фразу можно восстановить на русский язык. Теперь попробуйте самостоятельно перевести на русский язык фразу из словацкого языка. Действуйте по известному уже алгоритму: от ясно понятных слов - к мало понятным словам.

Stara mama byva v malom bielom domceku. Pred domom je zahradka plan pesrych kvetov. Pod oknami stroji lavicka.

(Подсказка: byva - живёт; zahradka - палисадник). :

Перевод: Старая мама живёт в маленьком белом домике. Перед домом - палисадник, где много пёстрых цветов. Под окнами стоит лавочка.

Как видим из приведённых отрывков, славянские языки имеют много общего.

Вопрос классу: Как вы думаете, был ли общий язык для всех славянских языков? Как он мог называться?

Славянские языки восходят к одному источнику - праславянскому языку. Название условно, т.к. неизвестно, как называл себя в глубокой древности народ, говоривший на этом языке. Праславянский язык, по мнению учёных, не имел письменности: были бы у нас письменные памятника, нам удалось бы установить, какого века каждый памятник.

Между тем установлено, что история языка и история народа не всегда совпадают.

Древнерусский летописец, отметив единство происхождения славянских народов, рассказывает об их прародине - берегах Дуная, где ныне располагаются Венгрия и Болгария (см. Политическую карту мира). Одновременно язык современных венгров, например, родственен языку ханты и манси, живущих к востоку от Урала (см. Физическую карту РФ). Это объясняется тем, что племена угров (языковых предков современных венгров) пришли в IX веке на средний Дунай из-за Урала. Но физический облик и этнографические особенности венгров не имеют прямого отношения к культуре угорских племён.

Поиск единого праславянского языка выдвинул проблему славянской прародины как историко-языковую. Праславянский язык должен был оформляться в зоне соприкосновения с балтийскими языками, иранскими и германскими, с которыми его объединяют очень древние общие особенности в словаре и грамматике.

На рубеже XIX - XX веков в разработке проблемы прародины славян особое внимание было уделено ботанической терминологии. Было замечено, что названия деревьев, произрастающих в Центральной и Восточной Европе (см. Политическую карту мира), совпадают: берёза, дуб, ель, липа, ольха, сосна, ясень - следовательно, они существовали в праславянском языке и до его распада.

Вопросы классу: Как условно называется предок славянских языков? Где находилась прародина славян? Что по этому поводу думают учёные? Совпадают ли их выводы? Данные каких наук помогают лингвистам в поисках прародины славян? Как вы думаете, какая мысль заключена в следующей схеме?

Схема

Литература

  1. Кондратов А. Земля людей - земля языков. М., 1994
  2. Украинцев В.И. Славянские языки и славянские народы. Минск, 1985
  3. Фолсом Ф. Книга о языке. М., 1987
  4. Энциклопедический словарь юного филолога. - М., 1996
  5. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. - М., 1998

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21