Преподавание русского языка Обучение сочинению по картине с использованием искусствоведческого текстаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1271 Мишкина Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы Цели урока: подготовить учащихся к сочинению по картине; формировать умение анализировать искусствоведческий текст. Оборудование: «Портрет И.И. Левитана» (репродукция картины В. Серова), репродукции картин И.И. Левитана «Владимирка», «У омута», «Весна. Большая вода», «Вечерний звон», «Март». Фрагмент из музыкального альбома «Времена года» П.И. Чайковского – «Март. Песня жаворонка». Ход урока I. Организационный омент. Вступительное слово учителя. (Звучит музыка. П.И. Чайковский. Пьеса «Времена года». – «Март. Песня жаворонка»). - Еще холодно, повсюду сугробы, но уже все предвещает весну. Ярко светит солнце, привычно белый снег начинает мерцать разными оттенками: от нежно-голубого до темно-синего, в воздухе чувствуется приближение теплых дней. И мы ощущаем лучи ласкового солнца, слышим шелест прозрачных деревьев и пение капели. Богатством звуков и красок весна привлекала и композиторов, и художников. Посмотрите на этот пейзаж, наполненный светом и радостью. (Учитель обращает внимание учащихся на репродукцию картины И.И. Левитана «Март».) - Узнали? Ваши впечатления? Поделитесь ими. - Разве это не совершенное творение. Глядя на него, мы словно впитываем волнующий запах весны… Только настоящий мастер способен создать такое. Знаете ли его имя? - Верно, имя его – Исаак Ильич Левитан. Его работы всегда вызывают восторг, желание поделиться с кем-то впечатлениями об увиденном. Ребята, а вам всегда удаётся описать словами то, что вы видите? - Действительно, иногда нам не хватает слов, чтобы выразить совершенство того, что создал художник. Пожалуй, только слово мастера может передать красоту и прелесть левитановских пейзажей. Поэтому сегодня на уроке мы будем учиться находить яркие, точные слова у ученых, искусствоведов – у тех, кто профессионально разбирается в живописи, кто разъясняет тайны картины, делает ее популярной и любимой. - В связи с этим как бы вы определили цель сегодняшнего урока? (Цель нашего урока – подготовиться к сочинению-описанию картины И.И. Левитана «Март».) - Запишем число, тему урока. II. Объяснение нового материала. - Как вы думаете, чем отличается описание по картине от описания, например, пейзажа за окном? - Верно, своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, проникнуться настроением, которое вызывает его работа, а для этого прежде всего надо мысленно представить самого создателя. Поэтому далее – слово о художнике. 1. Слово о художнике (рассказ учащегося) Долгое время природа России казалась живописцам слишком невзрачной и невыразительной. Среди тех, кто открыл особую прелесть русского пейзажа, первое место по праву принадлежит И.И. Левитану – выдающемуся живописцу конца 19 века. Взгляните на портрет художника. Умное, благородное лицо, в глазах – чувство собственного достоинства, доверчивость и грусть. Судьба его была нелегкой. Выходец из бедной еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И. Левитана с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Картины И.И. Левитана обычно называют «пейзажем настроения». Чувство тоски, тревоги вызывают его работы «Над вечным покоем», «У омута», «Владимирка». Зато сколько света, воздуха, радости в пейзажах «Золотая осень», «Вечерний звон», «Весна. Большая вода». В 1895году И.И. Левитан написал картину «Март». Это один из самых поэтичных пейзажей не только в русской, но и в мировой живописи. Известно, что картина была написана под Москвой – в имении друзей художника. В несколько сеансов, без какой-либо этюдной подготовки, целиком, с натуры, создал Левитан свой лучезарный «Март»! 2. Анализ картины - А теперь обратимся к репродукции картины И. Левитана. Как вы думаете, почему она называется «Март»? Какие признаки наступления весны отражены в ней? Обратите внимание еще на такую деталь картины, мастерски найденную художником, как неприкрытая дверь в дом: радуясь солнечному свету и приходу долгожданной весны, человек уже не заботится о сохранении домашнего тепла. Какими же средствами живописи Левитану удалось передать пробуждение весенней природы? (Работа с таблицей №1, которая представлена на доске. Запись закрыта, по ходу работы она открывается учителем.) Таблица №1 Средства художественной выразительности живописи
- Какие цвета использовал художник для изображения мартовского солнечного дня? Подберите глаголы к существительному цвет. - Ребята, а вы обратили внимание на цветовые контрасты? Синее небо и желтая стена, темные сосны и светлые тополя, белый снег и сине-фиолетовые тени – теплый и холодный цвета рядом. Как вы полагаете, какие цвета преобладают – теплые или холодные? - Почему все на картине кажется сияющим, праздничным? Подберите слова, которые помогут рассказать о красоте света. - А теперь обратим внимание на композицию произведения. Как построена картина? (Очередной вопрос, который ставит учащихся в тупик.) Растеряны? Ничего страшного: если бы вы знали ответы на все вопросы, то зачем тогда учиться. Присмотритесь. Что видим на переднем плане картины, заднем, слева, справа? Что является композиционным центром полотна? - Присмотритесь, композиция пейзажа отчетливо замкнутая. Справа пространство ограничено стеной дома, слева – группой деревьев, в глубине – стеной хвойного леса. Для верного и точного описания картины вы можете воспользоваться материалом о композиции, представленным в таблице. - Какое изобразительное средство живописи называют колоритом? Подберите определения, которые уместно использовать для описания колорита картины «Март». - При работе над сочинением наиболее сложным для вас является введение искусствоведческого термина колорит, поэтому на плакате представлены готовые модели предложений с этим словом. (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу №2,3) Таблица №2
Таблица №3
3. - А сейчас, ребята, определим порядок работы над сочинением. - Подумайте, какова будет главная мысль вашей работы? - Что вы будете описывать и в какой последовательности? Напишите самостоятельно главные детали композиции. - Проверяем. (Дорога, лошадь, дом, деревья, небо, снег). У кого иначе? (Учитель записывает на доске.) - Все эти слова опорные, это объекты для описания, то, что дано самой картиной. А что мы можем сказать нового об этом данном? Подберите яркие слова и образные выражения. Помните: в описании главную роль играют эпитеты, определения. И не забывайте по ходу работы записывать в тетрадь самые удачные и выразительные слова. Итак, какой изобразил художник дорогу? - Подберите слова, наиболее точно характеризующие лошадь. - С помощью каких определений можно описать дом? - Какими изобразил художник деревья (сосны, тополя)? - А весеннее небо – каков его цвет? - А снег – какой он: на солнце и в тени? - Мы описали главные детали пейзажа, это и будет основной частью сочинения. Озаглавим ее – описание картины. Помните, что в основной части необходимо отметить и изобразительно-выразительные средства, которыми пользуется художник. Поэтому необходимы еще пункты плана – колорит пейзажа, особенности композиции, значение цвета. (Учитель записывает план на доске одновременно с учениками.) - Но начать свое сочинение с основной части нельзя. Как понимаете, нужно вступление. Чему посвящается вступительная часть сочинения – описания картины? Подумайте, как можно озаглавить вступление? (Общее впечатление от картины). - О чем будет ваше заключение? (Выразим настроение, которое вызвала картина; напишем о своем отношении к произведению живописи; выделим, что понравилось в картине). - Озаглавим III пункт плана. (Какие мысли и чувства вызывает картина?). - Итак, мы выстроили план-схему. Работая над сочинением, вы можете следовать этому плану, а можете отступить от него. Запись на доске:
4. Работа с искусствоведческим текстом. - В каждом уголке природы И.И. Левитан умел найти что-то очаровательное и изумительное. Он говорил своим ученикам, что мало написать землю, небо, дерево – надо передать в пейзаже чувство, которое объединит, свяжет их в одно целое. Поэтому картины Левитана трудно описывать словами. - Казалось, назовешь все, что изображено на холсте, но как найти слова, чтобы сказать о главном, о том, что не написано: о мыслях, чувствах, которые вызывает пейзаж. Этому надо учиться у профессионалов, у тех, кто владеет этим умением мастерски. Поэтому вашему вниманию предлагается описание этой картины искусствоведом О.Н. Петровой. (Текст у учащихся на партах, учащийся читает его вслух.) ТЕКСТ Общепризнанным шедевром И.И. Левитана считается картина «Март». Художнику посчастливилось уловить неуловимое – подстеречь самые первые мгновения весны. В лесу ещё лежат сугробы, деревья голы. Но уже солнышко пригревает, снег блестит в его лучах, тени наливаются синевой. Подчеркнуто прост скромный уголок природы, который мы видим на картине. Это произведение на редкость гармонично и по композиции, и по колориту. Ярко освещенные стена и крыльцо дома видны справа. Широкая полоса оттаявшей дороги ведет к усадьбе и как бы вовлекает зрителя в глубь картины. В центре полотна теплым коричневым пятном выделяется мирно дремлющая мохнатая лошадка. К ней сбегаются все линии композиции: пригорок слева, березы сзади, дорога, крыльцо… Перед входом в дом – небольшая группа молодых тополей. Их верхушки тонким узором выделяются на фоне сияющего ярко-синего неба. В глубине картины – залитая солнцем снежная поляна. Через неё тянется чей-то след, ведущий в сосновый лес на заднем плане. Слева – золотистые стволы осин. От деревьев на снег ложатся холодные сине-лиловые тени. Вглядитесь внимательнее в эту картину. Какое многообразие цветовых оттенков имеет снег! Он голубоватый и искристый около деревьев, побуревший, коричневый – у дороги, сероватый – в тени дома. И.И. Левитан, любивший мягкие, приглушенные цветовые гаммы, здесь прибегает к интенсивным ярким цветам. Звучный колорит пейзажа построен на контрасте. Теплые рыжевато-золотистые тона сочетаются с холодными серо-голубыми, это создает ощущение радости, дарит зрителю заряд бодрости и энергии. Холодный и теплый цвета рядом. Солнечный свет спорит с небесной лазурью – и становится ощутимее свежесть весеннего воздуха и яркость мартовского солнца. Всматриваясь в картину И.И. Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем чувство восхищения красотой родной земли. (О.Н. Петрова) - Что является темой этого текста? - А основная мысль текста какова? (Восхищение мастерством художника, сумевшего показать красоту родной природы). - Вы обратили внимание на использование автором изобразительно-выразительных средств. Найдем их. (Уловить неуловимое, тени наливаются синевой, скромный уголок природы…). - Признаком какого стиля речи является образная лексика? (Художественного). - Вместе с тем в тексте присутствуют элементы научного стиля. Об этом свидетельствует искусствоведческая, научная лексика. Выделите ее. (Колорит, линии композиции, задний план, цветовые гаммы, контраст, фон…). - Понятно ли вам значение этих слов? - Слова и предложения, которыми воспользовалась О.Н. Петрова, просты и понятны всем. Автор популярно, доступно рассказывает о картине, вместе с тем использует искусствоведческие термины. Поэтому стиль этого текста можно определить как научно-популярный (который является разновидностью научного) с элементами художественного. Ребята, подумайте, какой тип речи преобладает в данном искусствоведческом тексте? (Описание). - Во многих текстах ярко проявляется авторская позиция к рассматриваемой теме. Обратите внимание, как О.Н. Петрова показывает свое отношение к художнику и его картине. В каких словах это выражается? (Шедевр, художнику посчастливилось, на редкость гармонично, создает ощущение радости…) - Посмотрите еще раз на текст и определите, из каких частей он состоит? Какова его композиция? - О чем говорится во вступлении? (Заявлена тема текста, дается общее представление о картине). - В каком предложении дается общее представление о картине? - А затем это общее представление конкретизируется. Как? - Далее идет основная часть текста, задача которой раскрыть содержание картины, основную мысль и определить, какими изобразительными средствами живописи пользовался художник. Обратите внимание на то, что эта часть делится на абзацы. Чем обусловлено их выделение? - А связаны между собой абзацы? Если связаны, то как? - Выделите в тексте слова с пространственным значением (обстоятельства места), которые также служат средством связи частей описания. - Сделайте запись в тетради. - Как описывает автор дорогу, небо, снег, деревья, лошадь? Какие слова он употребляет? - Дополните опорные слова новыми, из текста. Как видите, автор нашел новые, выразительные и точные слова для описания картины. Постарайтесь и вы в своем сочинении использовать богатые возможности русского языка. Обратите внимание на умелое использование автором изобразительных эпитетов: ярко освещенные стена и крыльцо дома, сияющее ярко-синее небо, залитая солнцем поляна, золотистые стволы осин… Выбор их не случаен: с помощью них искусствовед создает праздничное, весеннее настроение. Кроме того, автор использует и некоторые приемы синтаксиса, придающие яркость и выразительность описанию картины. Во-первых, это ряды однородных членов предложения. Выделим их. - Во-вторых, автор текста использует прием антитезы-противопоставления: мягкие, приглушенные цветовые гаммы – интенсивные яркие цвета… - Какое заключение делает искусствовед? Найдите и прочитайте его. 5. Словарно-стилистическая работа. - Наиболее сложным для вас, я это предвижу, является уместное введение в сочинение таких искусствоведческих терминов, как композиция и колорит. Найдите в основной части текста предложения, в которых они используются. Прочитайте. - А теперь давайте поучимся тому, как еще можно оформить мысли с использованием этих терминов. Пользуясь определениями, представленными в таблице №1, 2, 3, наполните данные модели предложений конкретным содержанием, соответствующим теме картины «Март». (Например: Композиция картины И.И. Левитана «Март» на редкость проста и продумана). Ш. Подведение итогов. - На этом завершаем наше занятие. Поделимся впечатлениями. Зачем нам нужен был этот урок? - А теперь попытайтесь точно и выразительно описать картину и те чувства, которые вызывает этот пейзаж. Ребята, с первого раза не всегда удается выразить то, что думаешь и чувствуешь. Поэтому не поленитесь поработать на черновике, от этого ваше сочинение только выиграет. Приступайте к работе. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |