Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Работа с текстами литературоведческого характера на уроках русского языка в 10-м классе
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Работа с текстами литературоведческого характера на уроках русского языка в 10-м классе


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1074

Реброва Наталья Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы

Текст № 1

(По творчеству Ф.М. Достоевского)

Ф.М.Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель-философ. Практически в каждом произведении Достоевского мы погружаемся в мир "последних вопросов", сталкиваемся с настойчивыми попытками разрешить коренные загадки человеческого бытия, с напряженными идейно-нравственными поисками. В силу особенностей миросозерцания философская проблематика всегда была в центре внимания писателя, составляя содержательный стержень его романов.

Однако Достоевского интересовала не абстрактная философская истина, а та идейно-нравственная правда, которая пережита и лично выстрадана человеком; (возможна постановка тире) правда, обретенная им в итоге нелегкого пути проб и ошибок, заблуждений, сомнений, прозрений. Искание и постижение универсальной философской истины в процессе личностных идейно-нравственных поисков - основная проблематика произведений Достоевского, в том числе и его романа "Преступление и наказание".

Личностный характер философской проблематики закономерно выдвинул на первый план вопрос о нравственной ответственности человека за все, что происходит в мире. Проблема добра и зла- центральная в романах Достоевского- решается писателем не отвлеченно, а применительно к конкретному человеку, (возможно отсутствие знака ) в плане его личной причастности к тому и другому. Герои Достоевского, живущие в основном в нравственной атмосфере складывающегося в России буржуазного общества, крайне остро и болезненно воспринимают чужое горе и страдание, постоянно чувствуя, что боль других имеет к ним самое непосредственное отношение. Так, Раскольников ощущает личную ответственность не только за судьбу матери и сестры, но и за страдания семьи Мармеладовых, и за неизвестную девочку, и за те сотни жизней, которые "попадают в процент" и "уходят куда-то... к черту, должно быть", герой, наконец, чувствует нравственную причастность ко всем людям, потребность найти корень зла и уничтожить его.

(238 слов)

Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы.- М.: Просвещение, 1988.- С. 139-140

Текст № 1

(По творчеству Ф.М. Достоевского)

Ф.М.Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель(философ). Практически в каждом произведени_ Достоевского мы погружаемся в мир "последних вопросов" сталкиваемся с настойч_выми попытками разрешить корен_ые загадки человеческого бытия с напр_ж_н_ыми идейно(нравствен_ыми) поисками. В силу особен_остей мирос_зерцания филосо_ская проблематика всегда была в центре вн_мания писателя сост_вляя содержательный стержень его романов.

Однако Достоевского инт_ресовала (н_)абстрактная филосо_ская истина а та идейно(нравствен_ая) правда которая пережита и лично выстр_дан_а человеком правда обр_тен_ая им в итоге (не)ле_кого пути проб и ошибок заблуждений сомнений пр_зрений. Ис_кание и пост_жение ун_версальной филосо_ской истин_ы в процес_е лич_нос_ных идейно(нравствен_ых) поисков основная проблематика произведений Достоевского в том числе и его романа "Преступление и наказание".

Лич_нос_ный характер филосо_ской проблематики закономерно выдвинул на первый план вопрос о нравствен_ой ответствен_ости человека за все что происходит в мире. Проблема добра и зла центральная в романах Достоевского решает_ся писателем (н_)отвлеч_н_о а пр_м_нительно к конкретному человеку в плане его лич_ной пр_час_ност_ к тому и другому. Герои Достоевского живущие (в)основном в нравствен_ой атм_сфере склад_вающ_гося в России буржуазного общества крайне остро и болезнен_о воспр_н_мают чужое горе и стр_дание постоян_о чу_ствуя что боль других имеет к ним самое (н_)посре_ствен_ое отношение. Так Раскольников ощущает лич_ную ответствен_ость (н_)только за судьбу матери и сестры но и за стр_дания сем_и М_рмеладовых и за (н_)извес_ную девочку и за те сотни жиз_ней которые "поп_дают в пр_цент" и "уходят куда(то)... к черту должно быть" герой наконец чу_ствует нравствен_ую пр_час_ность ко всем людям потребность найти корень зла и унич_тожить его.

Методические пояснения

Комплексный анализ текста целесообразно проводить на уроках русского языка, совпадающих по времени с началом изучения творчества Ф.М.Достоевского на уроках литературы (уроки 2-4). На материале текста удобно демонстрировать взаимосвязь философской и социальной проблематики в романе "Преступление и наказание", отрабатывать философские и литературоведческие понятия.

На выполнение заданий необходимо отвести два урока (сдвоенный урок), из которых один урок- русского языка, а другой- литературы, так как задания носят интегрированный характер. Возможен иной вариант: в классе на одном уроке выполняются задания № 1-2, работы собираются учителем, проверяются, раздаются, а затем остальные задания учащиеся выполняют дома.

Повторение орфографии: безударные гласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся), падежные окончания существительных на -ие; правописание сложных прилагательных, дефис при одиночном приложении, НЕ с различными частями речи, дефис в местоимениях и наречиях, н/нн в различных частях речи, непроизносимые согласные в корне слова, гласные в суффиксах прилагательных.

Повторение пунктуации: Тире между подлежащим и сказуемым; знаки препинания при однородных членах предложения, обособленных определениях, обстоятельствах, дополнениях, перед союзом как, при вводных словах и вставных конструкциях, в сложных предложениях.

Задания к тексту № 1

1. Озаглавьте текст.

(Заголовок текста должен содержать указание на философскую проблематику творчества Ф.М.Достоевского. Варианты обсуждаются в классе, выбирается наиболее точный).

Определите стиль текста и тип речи.

(научный стиль, тип речи- рассуждение)

2. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания).

3. Выпишите из текста слова, соответствующие следующим значениям (слова выписываются в начальной форме):

1) Основанный на мысленном отвлечении, обособлении от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков. (абстрактный)

2) Стремление к чему-то новому, поиски новых путей (в науке, искусстве). (искание)

3) Внезапное просветление мысли. (прозрение)

4) Объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от нашего сознания, а также материальные основы жизни общества. (бытие)

5) Необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки. (ответственность)

6) Реально существующий, вполне точный и вещественно определенный. (конкретный)

7) Круг вопросов, рассматриваемый автором в произведении. (проблематика)

8) Мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения. (философ)

4. Выпишите из текста пары антонимов.

Добро-зло; абстрактный- конкретный.

5. Выпишите из второго абзаца пару контекстуальных антонимов.

Истина- правда.

6. В каком значении (прямом или переносном) употребляется в тексте слово СТЕРЖЕНЬ. (в переносном)

7. Даны слова из текста: погружаемся, настойчивыми, коренные, потребность.

В каких из данных слов:

1) Количество букв и звуков совпадает

настойчивыми, коренные

2) Звуков больше, чем букв

погружаемся

3) Букв больше, чем звуков

потребность

8. Выпишите из текста слова с непроизносимой согласной в корне, объясните их правописание.

Личностных, личностный - личность, личности.

Причастности, причастность - часть, части

Чувствуя, чувствует - словарные слова

Неизвестную - известие.

9. Разберите по составу слово СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

Корень - держ

Приставка - со

Суффиксы - а, тель, н

Окончание - ый

Основа - содержательн

10. Каким способом образованы данные слова:

1) болезненно-суффиксальным

2) миросозерцание- сложением основ

3) воспринимать- приставочным

11. Какой частью речи является слово ОДНАКО в первом предложении второго абзаца?

Союз

12. В каком предложении данного текста три вводных слова?

В последнем предложении

13. Выпишите из первого предложения третьего абзаца все словосочетания и определите тип связи в них.

Личностный характер философской проблематики закономерно выдвинул на первый план вопрос о нравственной ответственности человека за все, что происходит в мире.

Личностный характер - согласование

философской проблематики - согласование

характер проблематики - управление

первый план - согласование

выдвинул на план - управление

выдвинул вопрос - управление

вопрос о ответственности - управление

нравственной ответственности - согласование

ответственности человека - управление

ответственности за все - управление

происходит в мире - управление

14. Укажите предложение, соответствующее данной характеристике:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное.

Первое - главное, простое, двусоставное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, однородными обстоятельствами.

Второе - придаточное изъяснительное, простое, двусоставное, полное, неосложненное.

Третье предложение третьего абзаца.

Герои Достоевского, живущие в основном в нравственной атмосфере складывающегося в России буржуазного общества, крайне остро и болезненно воспринимают чужое горе и страдание, постоянно чувствуя, что боль других имеет к ним самое непосредственное отношение.

Текст № 2

Петербург Пушкина, Гоголя, Достоевского

Имперский Петербург... Величественная столица, "Северная Венеция", возникшая как чудо на безлюдных берегах Невы: на месте болот встали дворцы, убогость этих мест сменилась великолепием столь быстро, что трудно поверить в реальность такого превращения. Город, возникший как призрак,- и город призраков: это не только волшебные белые ночи, когда все реальное становится чудесным, но это и медленное превращение живых людей в призраки- ведь нездоровый климат точит их силы. И удивительно ли, что в этом городе-призраке оказываются возможны самые невероятные события: нос майора Ковалева превращается в господина и разгуливает независимо от своего владельца, портрет ростовщика губит художника Чарткова, две собачки вступают в переписку, безвинно погибший чиновник становится мстительным привидением, Медный Всадник скачет по улицам, чтобы покарать оскорбившего его. Эти странные и страшные вещи могут произойти только в Петербурге- туманном и холодном городе, где любовь- мечта, где счастье- призрак, где нет настоящей радости жизни.

Но только ли призрачностью своею странен Петербург? Не удивительно ли, что Макар Девушкин и Варенька переписываются, живя через двор, а когда она уезжает и когда они действительно могут общаться только благодаря письмам, то переписке их приходит конец? Не странно ли, что образ шинели настолько завладевает сознанием Акакия Акакиевича, что "нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели", он тем самым "питался духовно"?

И мы понимаем другую причину фантастичности Петербурга: это не просто город белых ночей, поднявшийся на болотах, это столица империи, где ярче всего виден контраст между "вечным титулярным советником" и "значительным лицом", контраст между Невским проспектом и теми комнатами, где "зеленые закоптелые стены, потолок, завешенный паутиной", где "немного гнилой, остро-услащенный запах какой-то", в котором "чижики так и мрут". Жить в таких комнатах тяжело в любом городе, но именно в Петербурге бедный человек в полной мере осознает, насколько унижено его достоинство.

Петербург, город великолепия и ужасной нищеты, город Разума, доходящего до полной иррациональности, неизбежно порождает мечтателей, и рано или поздно мечта сталкивается с действительностью, гибнет сама и губит человека. Единственной попыткой выхода является бунт, но и тот оборачивается против бунтаря, губя его не руками правосудия, а невозможностью сопротивляться стихии. Эта же тема будет потом поднята Достоевским в романе "Преступление и наказание", где задавленный нищетой Раскольников сравнивает себя с Наполеоном, однако стихией, против которой он безуспешно пытается бороться, оказывается не государство, а, напротив,- человечность. Раскольников- своего рода "маленький человек наоборот": если мечты маленького человека безобидны и трогательны, а когда они рушатся, он гибнет, то мечта Раскольникова страшна и разрушительна, и она точно так же терпит крах при столкновении с действительностью (совершив убийство, Раскольников не в силах это перенести), но ее крушение ведет к возрождению человека.

Итак, причина несчастий маленького человека- не просто социальная несправедливость, а стихийность, надчеловечность государства, от которой не может защитить даже генерал-благодетель; эти беды усугубляются фантастичностью, иррациональностью Петербурга- города-символа, жизнь в котором неизбежно делает из маленького человека мечтателя, чье существование протекает в мире грез, на границе реального и вымышленного. Поэтому в произведениях, описывающих жизнь маленького человека, мы и видим, говоря словами Достоевского, "реализм, доходящий до фантастического".

(477 слов)

Баркова А.Л. "Реализм... доходящий до фантастического" // Образ "маленького человека" в литературе.- М.: Наука, 1995.- С.336-344.

Текст № 2

Петербург Пушкина, Гоголя, Достоевского

Имперс_кий Петербург... В_личестве_ая ст_лица "Северная Венеция" в_зникш_ как чудо на безлюдных берегах Невы на месте б_лот встали дворцы убогость этих мест см_нилась в_л_колепием столь быстро что трудно поверить в р_альность такого пр_вр_щения. Город возникш_ как призр_к и город призр_ков это (н_)только в_лшебные белые ночи когда все р_альное ст_новит_ся чудес_ным но это и медле_ое пр_вр_щение живых людей в призр_ки ведь (н_)здоровый климат точит их силы. И уд_вительно(ли) что в этом городе(призр_ке) оказ_вают_ся в_зможны самые (н_)вероятные события нос майора Ковалева пр_вр_щает_ся в господина и разгуливает (н_)завис_мо от своего вл_дельца портрет р_стовщика губит художника Чарткова две собачки вступают в переписку безви_о погибший чиновник ст_новит_ся мстительным пр_в_дением Медный Всадник скачет по улицам что(бы) пок_рать оск_рбившего его. Эти стра_ные и страшные вещи могут произойти только в Петербурге тума_ом и холодном городе где любовь мечта где счастье призр_к где нет настоящ_й радост_ жизн_.

Но только ли призр_чностью своею странен Петербург_ (Н_)уд_вительно(ли) что Макар Девушкин и Варенька переписывают_ся живя через двор а когда она уе_жает и когда они действительно могут общат_ся только бл_годаря пис_мам то переписке их пр_ходит конец_ (Н_)стран_о(ли) что образ шинели (на)столько завл_девает сознанием Акакия Акакиевича что "нося в мыслях своих веч_ную идею будущей шинели" он тем самым "питался духовно"_

И мы пон_маем другую пр_чину фантастич_ности Петербурга это (н_)просто город белых ночей поднявш_ся на болотах это столица импери_ где ярче всего виден к_нтраст между "вечным титулярным советником" и "зн_чительным лицом" к_нтраст между Невским проспектом и теми комнатами где "зеленые закоптелые стены потолок завешен_ый паути_ой" где "немного гнилой, остро-усл_щен_ый запах какой(то)" в котором "чижики так и мрут". Жить в таких комнатах т_жело в любом городе но имен_о в Петербурге бедный человек в полной мере осозн_ет (на)сколько униже_но его достоинство.

Петербург город в_л_колепия и ужас_ной нищ_ты город Разума дох_дящего до полной ир_р_циональности (н_)избежно пор_ждает м_чтателей и рано или поз_но м_чта сталкивается с д_йствительностью гибнет сама и губит человека. Единствен_ой попыткой выхода являет_ся бунт но и тот об_рач_вает_ся против бунтаря губя его (н_)руками пр_восудия а (н_)возможност_ю сопротивлят_ся стихи_. Эта(же)тема буд_ потом поднята Достоевским в романе "Преступление и наказание", где задавлен_ый нищ_той Раскольников сравнивает себя с Наполеоном однако ст_хией против которой он безуспешно пытает_ся борот_ся ок_зывает_ся (н_)государство а напротив человечность. Раскольников своего рода "маленький человек наоборот" если мечты маленького человека без_обидны и трогательн_ы а когда они руш_т_ся он гибнет то мечта Раскольникова страшна и разрушительна и она точ_но так(же) терпит крах при столкновени_ с действительностью (совершив убийство Раскольников (н_)(в)силах это перенести) но ее крушение ведет к возр_ждению человека.

(И)так пр_чина несчастий маленького человека (н_) просто соц_альная (н_)спр_ведливость а ст_хийность надчеловеч_ность государства от которой (н_)может защитить да(же) г_нерал(благодетель) эти беды усугубляют_ся фантастичностью и_р_ц_ональност_ю Петербурга города(символа) жизнь в котором (н_)избежно делает из маленького человека м_чтателя ч_е существ_вание протекает в мире грез на гр_нице р_ального и вымышлен_ого. (По)этому в произведениях опис_вающих жизнь маленького человека мы и вид_м г_воря словами Достоевско_о "реализм доходящий до фантастического".

Методические пояснения

Комплексный анализ текста целесообразно проводить на уроках русского языка, совпадающих по времени с изучением на уроках литературы темы "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Данный текст можно также использовать в 4 четверти 11 класса при повторении курса русской литературы XIX века и подготовке к экзамену (темы: "Образ Города в русской литературе", "Образ маленького человека в русской литературе"). Использование данного текста возможно и в качестве текста для изложения в 10 классе при изучении темы "Творчество Ф.М.Достоевского".

На материале данного текста можно закреплять навыки составления различных видов плана: сложного, цитатного, тезисного, обучать различным видам цитирования.

На выполнение задания № 1 необходимо отвести два урока (сдвоенный урок), из которых один урок- русского языка, а другой- литературы, так как задания носят интегрированный характер. На выполнение остальных заданий следует отвести еще один урок.

Для экономии времени можно обеспечить учащихся раздаточным материалом, что позволит не списывать текст, а вставлять пропущенные буквы и знаки препинания непосредственно в карточке (в этом случае задание № 1 не выполняется). Некоторые задания также можно выполнить устно.

Повторение орфографии: безударные гласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся; приставки воз- и вос-, пре- и при-; удвоенные согласные в иноязычных словах; падежные окончания существительных на -ие; окончания причастий; личные окончания глаголов; Ь в инфинитиве; суффикс -им в прилагательных и причастиях; дефис при одиночном приложении; НЕ с различными частями речи; дефис в местоимениях и наречиях; н/нн в различных частях речи; непроизносимые согласные в корне слова; гласные в суффиксах прилагательных; различение омонимичных словоформ (итак- и так, поэтому- по этому, чтобы- что бы), раздельное написание частицы ли; слитное и раздельное написание наречий.

Повторение пунктуации: знаки препинания при однородных членах предложения, обособленных определениях, обстоятельствах, перед союзом как, при вводных словах, в сложносочиненных, сложноподчиненных (в том числе и при однородном подчинении), бессоюзных предложениях.

Задания к тексту № 2

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Какие произведения упоминаются в тексте? Кто их автор?

А.С.Пушкин "Медный Всадник"; Н.В.Гоголь "Нос", "Портрет","Записки сумасшедшего", "Шинель"; Ф.М.Достоевский "Бедные люди", "Белые ночи", "Преступление и наказание".

3. Какой общей темой объединены все эти произведения? (Темой "маленького человека").

4. Составьте тезисный план текста. Аргументируйте каждый тезис, опираясь на изученные вами произведения.

5. Выпишите из текста пары контекстуальных антонимов. Какую роль они играют в данном тексте? (убогость - великолепие, великолепие - нищета. Контекстуальные антонимы подчеркивают авторскую мысль о двойственности Петербурга как столицы Российской империи).

6. Как вы понимаете значения слов: стихийность, надчеловечность, иррациональность, фантастическое? С какой целью данные слова используются в тексте?

7. Найдите бессоюзные сложные предложения, в которых ставится двоеточие. Объясните условия постановки этого знака.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21