Преподавание русского языка Работа над формированием навыков грамотного письмаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.11.20 Просмотров: 4 Щербина Ирина Владимировна, учитель начальных классов Не секрет, что при изучении русского языка мы нередко встречаемся с такой ситуацией: дети как будто знают правило, правильно его формулируют, приводят примеры, соответствующие этому правилу, но, при написании диктанта или другой письменной работы, нарушают его, допускают ошибки. В чем же здесь причина? Постараемся проанализировать традиционную для школы ситуацию. Урок русского языка. Ученик внимательно слушает, запоминает, пишет, читает, отвечает на вопросы учителя. Но всегда ли такая работа способствует развитию его мыслительной деятельности? Вероятно, подобную работу ученика на уроке русского языка можно назвать пассивной или относительно пассивной. И давно всем известно, что подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом, то есть активной познавательной деятельности – не просто учу, запоминаю то, что говорит учитель, а познаю, сам “добываю” знания. Среди множества мудрых мыслей Конфуция одна, несомненно, заслуживает внимания педагога, как аргумент в поддержку развития активности у школьников. Мудрец говорил: “Я смотрю – я забываю, я слушаю – я запоминаю, я делаю – я понимаю”. То есть для понимания человеку, а особенно ребенку, нужна активная деятельность. Активность же при усвоении любого учебного материала основывается, прежде всего, на внимании к тому, что изучается, так, в русском языке – к формулировкам правил и заданий учебника. Психологи определяют внимание как сосредоточенность сознания на чем-либо. Сосредоточить внимание без определенной активности слушающего, читающего, пишущего ученика очень сложно. Вот почему современные психологи, изучающие процессы усвоения детьми знаний, акцентируют внимание педагогов на значении развития у детей внимания. На уроках русского языка развивать внимание – значит развивать умение видеть различные формы слова, развивать “орфографическую зоркость” и т.п. Постоянная работа в этом направлении за многие годы работы позволила накопить достаточно большой разнообразный дидактический материал например, по формированию “орфографической зоркости”. В основе методики такой работы лежат разработки В.Н. Зайцева. Но, со временем, появились свои варианты заданий, в которых учитывались особенности класса, меняющиеся интересы школьников и т.д. Приведу пример того, как организуется такая работа во втором классе начальной школы. Работа над одной орфограммой проводится в течение трех дней. Обычно, такую работу я провожу во время уроков закрепления. Работа проводится в специальных тетрадях “Секреты русского языка”. В первый день ученики пишут в этих тетрадях словарный диктант из 10-15 слов на выбранную орфограмму. Проверка диктанта осуществляется сразу же: слова записываются на доске учителем, дети комментируют написание каждого слова “цепочкой” с места и исправляют в тетрадях допущенные ими ошибки. Это своего рода объяснительный диктант, помогающий выяснить опасные места в слове, объяснить их правописание и запомнить их написание. Затем учащимся дается домашнее задание: составить рассказ из 5-6 предложений, используя частично слова, написанные в словарном диктанте. Работа над таким заданием вольно или невольно стимулирует развитие творческих умений, активизируя его воображение. На 2-й день ученики обмениваются тетрадями для чтения составленных товарищами рассказов, 1-2 работы читаются вслух. В данном случае включается в работу зрительная память, формируется умение применять полученные знания на практике. Домашнее задание – подготовиться к контрольному диктанту, т.е. записать под диктовку (товарища или родителей) 15-20 слов на выбранную орфограмму. В 3-й день проводится контрольный диктант из 25-30 слов на ту же орфограмму (15 прежних и 15 новых слов вперемешку – в наборах расположены под чертой). Вся эта работа направлена на умственное развитие детей, развитие памяти, наблюдательности, в основе чего лежит обучение детей умениям анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал. Предложенные ниже наборы слов для орфограмм уже прошли апробацию и опыт показал их достаточно высокий дидактический эффект в формировании орфографической зоркости у младших школьников. Набор № 1 (орфограмма № 1)Безударные проверяемые гласные в корне слова.
Набор № 2 (орфограмма № 2)Непроверяемые гласные.
Набор № 3 (орфограмма № 3)Проверяемые согласные в корне и на конце слова.
Набор № 4 (орфограмма №4)Непроизносимые согласные в корне слова.
Набор № 5 (орфограмма № 5)Буквы и, у, а после шипящих.
Набор № 6 (орфограмма № 6)Разделительные ъ и ь.
Набор № 7 (орфограмма № 7)Раздельное написание предлогов с другими словами.
Набор № 8 (орфограмма № 8)Употребление ь на конце существительных после шипящих.
Для иллюстрации приведу пример детского сочинения, (орфограмма № 3). Поход.
(Кузюк Валерия) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |