Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Работа над формированием навыков грамотного письма
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Работа над формированием навыков грамотного письма


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.11.20
Просмотров: 4

Щербина Ирина Владимировна, учитель начальных классов

Не секрет, что при изучении русского языка мы нередко встречаемся с такой ситуацией: дети как будто знают правило, правильно его формулируют, приводят примеры, соответствующие этому правилу, но, при написании диктанта или другой письменной работы, нарушают его, допускают ошибки. В чем же здесь причина?

Постараемся проанализировать традиционную для школы ситуацию. Урок русского языка. Ученик внимательно слушает, запоминает, пишет, читает, отвечает на вопросы учителя. Но всегда ли такая работа способствует развитию его мыслительной деятельности? Вероятно, подобную работу ученика на уроке русского языка можно назвать пассивной или относительно пассивной. И давно всем известно, что подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом, то есть активной познавательной деятельности – не просто учу, запоминаю то, что говорит учитель, а познаю, сам “добываю” знания.

Среди множества мудрых мыслей Конфуция одна, несомненно, заслуживает внимания педагога, как аргумент в поддержку развития активности у школьников. Мудрец говорил: “Я смотрю – я забываю, я слушаю – я запоминаю, я делаю – я понимаю”. То есть для понимания человеку, а особенно ребенку, нужна активная деятельность.

Активность же при усвоении любого учебного материала основывается, прежде всего, на внимании к тому, что изучается, так, в русском языке – к формулировкам правил и заданий учебника.

Психологи определяют внимание как сосредоточенность сознания на чем-либо. Сосредоточить внимание без определенной активности слушающего, читающего, пишущего ученика очень сложно. Вот почему современные психологи, изучающие процессы усвоения детьми знаний, акцентируют внимание педагогов на значении развития у детей внимания.

На уроках русского языка развивать внимание – значит развивать умение видеть различные формы слова, развивать “орфографическую зоркость” и т.п.

Постоянная работа в этом направлении за многие годы работы позволила накопить достаточно большой разнообразный дидактический материал например, по формированию “орфографической зоркости”. В основе методики такой работы лежат разработки В.Н. Зайцева. Но, со временем, появились свои варианты заданий, в которых учитывались особенности класса, меняющиеся интересы школьников и т.д. Приведу пример того, как организуется такая работа во втором классе начальной школы.

Работа над одной орфограммой проводится в течение трех дней. Обычно, такую работу я провожу во время уроков закрепления. Работа проводится в специальных тетрадях “Секреты русского языка”.

В первый день ученики пишут в этих тетрадях словарный диктант из 10-15 слов на выбранную орфограмму. Проверка диктанта осуществляется сразу же: слова записываются на доске учителем, дети комментируют написание каждого слова “цепочкой” с места и исправляют в тетрадях допущенные ими ошибки. Это своего рода объяснительный диктант, помогающий выяснить опасные места в слове, объяснить их правописание и запомнить их написание. Затем учащимся дается домашнее задание: составить рассказ из 5-6 предложений, используя частично слова, написанные в словарном диктанте. Работа над таким заданием вольно или невольно стимулирует развитие творческих умений, активизируя его воображение.

На 2-й день ученики обмениваются тетрадями для чтения составленных товарищами рассказов, 1-2 работы читаются вслух. В данном случае включается в работу зрительная память, формируется умение применять полученные знания на практике. Домашнее задание – подготовиться к контрольному диктанту, т.е. записать под диктовку (товарища или родителей) 15-20 слов на выбранную орфограмму.

В 3-й день проводится контрольный диктант из 25-30 слов на ту же орфограмму (15 прежних и 15 новых слов вперемешку – в наборах расположены под чертой).

Вся эта работа направлена на умственное развитие детей, развитие памяти, наблюдательности, в основе чего лежит обучение детей умениям анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал.

Предложенные ниже наборы слов для орфограмм уже прошли апробацию и опыт показал их достаточно высокий дидактический эффект в формировании орфографической зоркости у младших школьников.

Набор № 1 (орфограмма № 1)

Безударные проверяемые гласные в корне слова.

В горах, тропа, военный (дозор), граница, вершина, смельчак, сторожка, следы, пробежал, скалистый, зарядил (ружье).


Деревья, большой, беда, защищать, полезный, висит, помогал, держал, под ногами, листва.

Набор № 2 (орфограмма № 2)

Непроверяемые гласные.

Береза, одежда, лисица, малина, сорока, ягода, медведь, пейзаж, равнина, однажды.


Желтеть, портрет, снегирь, секрет, катушка, ездить, вместе, заповедник, пороша.

Набор № 3 (орфограмма № 3)

Проверяемые согласные в корне и на конце слова.

Поход, ложка, дорожка, гриб, помог, сладкая, денек, легкий, рыбка, березки, похож, полз, пруд, низко.


Лошадка, скользкий, салазки, лед, рябчик, мягкий, мороз, враг, снег, резкий.

Набор № 4 (орфограмма №4)

Непроизносимые согласные в корне слова.

Грустный, лестница, сердце, радостно, здравствуй, вестник, счастливый, ненастная, солнце, праздник.


Блеснула, местность, пастбище, окрестность, прелестная, свистнул, чудесный, тростник, хрустнула.

Набор № 5 (орфограмма № 5)

Буквы и, у, а после шипящих.

Роща, щука, хороши, душистый, ищут, чутко, чашка, туча, живая, обещали.


Живет, карандаш, старший, ландыш, дружить, стрижи, рыжик, чучело, стучат, прячут.

Набор № 6 (орфограмма № 6)

Разделительные ъ и ь.

Подъехали, воскресенье, вьюга, съежился, объяснил, сучья, Илья, семья, объезд, братья .


Подъемник, листья, въезд, съемка, льет, съел, ручьи, объявление, вьется, пьет.

Набор № 7 (орфограмма № 7)

Раздельное написание предлогов с другими словами.

(на)писал, (на)конверте, (за)вернула, (за)угол, (в)несли, (в)вагон, (под)нес, (под)стол, (при)входе, (при)ближался.


(на)ступила, (от)дохнуть, (у)реки, (под)сказал, (у)бежал, (за)лез,(вы)скочил, (от)дороги, (на)ходился, (в)полях.

Набор № 8 (орфограмма № 8)

Употребление ь на конце существительных после шипящих.

Печь, плащ, лещ, луч, речь, течь, шалаш, камыш, овощ, мышь.


Дочь, ключ, сыч, помощь, врач, рожь, грач, ночь, калач, плач.

Для иллюстрации приведу пример детского сочинения, (орфограмма № 3).

Поход.

Летом, в один из выходных дней, мы всем классом отправились в поход. День выдался тёплый, лишь легкий ветерок едва шевелил листья деревьев. Мы шли лесными дорожками и любовались лесом. Вдруг под маленькой березкой я заметила гриб. Это был подберезовик. Потом все увидели огромное засохшее дерево, похожее на дракона. Под деревом оказалось много ягод земляники. Всем пришлось низко наклоняться, чтобы попробовать эту сладкую ягодку. В траве ползало множество насекомых. Наконец мы нашли хорошую поляну. Мальчики отправились на пруд ловить рыбку. Девочки продолжали собирать ягодки. Только к вечеру ребята собрались у костра с ложками и плошками за вкусной ухой.

(Кузюк Валерия)


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21