Преподавание литературы Урок литературы в 11-м классе по теме: "Человек — высшая на земле ценность"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.11.15 Просмотров: 7 Просянникова Светлана Макаровна, учитель русского языка и литературы Задачи урока: образовательная:
развивающая:
воспитательная:
Оборудование:
Ход урока 1.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности учащихся. Сегодня на уроке мы будем обсуждать проблему личной ответственности за свое дело. Касаться наш разговор будет медицины и работы врача. Организация беседы.
2.Первичное знакомство с текстами и заданиями. Цель: подготовить выразительное чтение текстов.
3.Работа с текстами на содержательном уровне. Текст “Клятва Гиппократа”. Организация словарной работы. Учащимся предлагается объяснить имена собственные, упомянутые в тексте. Для этого предлагается воспользоваться материалами энциклопедии. Учащимся каждой группы предлагается воспользоваться энциклопедическими словарями и справочниками. Апполон – из древнегреческой и древнеримской мифологии. Первоначально – божество, связанное с культом производительных сил земли и отвращающий от людей болезни и беды. так возникли его функции: бог-целитель, бог-прорицатель, а затем бог мудрости, покровитель искусства. Асклепий – древнегреческая мифология – бог врачевания. При храмах Асклепия, где служители (асклепиады) занимались врачеванием, возникли медицинские Школы, в которых греческая медицина достигла значительного для своего времени развития. Говорят, что даже воскрешали мертвых. Гигиея – греческая мифология – богиня здоровья, дочь Асклепия. Отсюда слово “гигиена”. Панакея – древнегреческая богиня – “всеисцеляющая” панацея – лекарство, исцеляющее от всех болезней у алхимиков. Выразительное чтение текста. Предлагается по желанию 1-2 ребятам прочесть текст вслух. Дается оценка того, как прочтен текст. Поощряются аргументированные высказывания. Беседа по содержанию. Какие мысли и эмоции вызывает у вас “Клятва Гиппократа”? Каким предстаёт перед нами врач в произведении? Текст “Вьюга”. Выразительное чтение текста. Предлагается по желанию 1-2 ребятам прочесть текст вслух. Дается оценка того, как прочтен текст. Поощряются аргументированные высказывания. Беседа по содержанию. Что вы можете сказать о враче N-ской больницы? Как бы вы озаглавили данный текст? Какие слова текста использовали бы для этого? 4. Сопоставление. Учащимся необходимо провести сопоставление текстов, и определить, что их сближает. Свое мнение предлагается подтвердить с помощью текстов. 5.Лингвистический анализ текстов. Организуется работа в группах. Задача: ознакомиться с вопросами, представить собственное мнение, обсудить мнения членов группы, приготовиться представить общее мнение группы классу. Время работы 15-20 минут. “Клятва Гиппократа”. Вопросы и задания:
Старославянизмы:
“Вьюга” М.А. Булгакова. Вопросы и задания
Заслушивание ответов групп. По ходу ответов одной группы другая может дополнять, задавать уточняющие вопросы. Поощряется высказывание аргументированной точки зрения, умение вести дискуссию. 6.Подведение итогов урока. - Каким, по вашему мнению, должен быть современный врач? - Какие черты характера должны быть ему присущи? - Каким должно быть отношение врача к собственному делу? - Изменилось ли положение врача, степень его ответственности за дело за прошедшие века? 7.Домашнее задание. Учащимся предлагается обсудить дома с родителями тему и содержание урока. Написать эссе на тему: “Эвтаназия. Какой должна быть позиция врача?”. Для этого подобрать тексты из периодической печати или в Интернете по данной теме. Тексты, использованные на уроке Отрывок из рассказа “ВЬЮГА” Я же, врач N-ской больницы, после того как отнял ногу у девушки, попавшей в мялку для льна, прославился настолько, что под тяжестью своей славы чуть не погиб. Ко мне на приём по накатанному санному пути стали ездить сто человек крестьян в день. Арифметика – жестокая наука. Предположим, что на каждого из ста моих пациентов я тратил по пять минут. И, кроме того, у меня было стационарное отделение на тридцать человек. И я ведь делал операции. Одним словом, возвращаясь из больницы в девять часов вечера, я не хотел ни есть, ни спать, ни пить. Ничего не хотел, кроме того, чтобы никто не приехал звать меня на роды. И в течение двух недель по санному пути меня ночью увозили раз пять. Тёмная влажность появилась у меня в глазах, а над переносицей легла вертикальная складка, как червяк. Ночью я видел в зыбком тумане неудачные операции, обнаженные рёбра, а руки свои в человеческой крови и просыпался, липкий и прохладный, несмотря на жаркую печку-голландку. На обходе я шёл стремительной походкой, за мной шёл фельдшер. останавливаясь у постели, на которой тая в жару и жалобно дыша, болел человек, я выжимал из своего мозга всё, что в нём было. Пальцы мои шарили по сухой пылающей коже, я смотрел в зрачки, постукивал по рёбрам, слушал, как таинственно бьет в глубине сердце, и нёс в себе одну мысль: как его спасти? И этого! Всех! Шёл бой. Каждый день он начинался утром при бледном свете снега, а кончался при жёлтом мигании пылкой лампы – “молнии”. Я написал в уездный город и напомнил о том, что на N-ском участке полагается и второй врач. Через три дня пришёл ответ. Заключали письмо некоторые приятные отзывы о моей работе. Окрылённый ими, я стал накладывать гипсовые повязки. Во вторник приехало не сто, а сто одиннадцать человек. Заснул я, стараясь угадать, сколько будет завтра, в среду. Мне приснилось, что приехало девятьсот человек. Утро заглянуло в окошко спальни как-то особенно бело. Я открыл глаза, не понимая, что меня разбудило. За окном творилось что-то, мной еще никогда не виданное. Вертело и кружило белым косо и криво, вдоль и поперек, словно чёрт зубным порошком баловался. По рассказу М. Булгакова “Вьюга” “Клятва Гиппократа” Клянусь Апполоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении – а также и без лечения – я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |