Преподавание литературы Художественный мир М.И. Цветаевой. Урок литературы в 11-м классе с использованием электронного учебника-хрестоматииNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.11.14 Просмотров: 7 Машукова Екатерина Ивановна, учитель русского языка и литературы
ЦЕЛЬ: увлечь учащихся поэтическим творчеством М.И.Цветаевой. в котором и верность России, и прославление человека, и ирония , и страстная любовь; отметить особенности поэтической манеры: упругость строки, стремительный ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху; погрузить учащихся в поэтический мир, где слово, чувство, образ неразделимы и являют собою словно исповедальный дневник. 1. Фрагмент литературной композиции: Чтение наизусть стихов М.И.Цветаевой с краткой интерпретацией через художественные детали и сведениями из биографии. 2. Самостоятельная работа учащихся с материалами электронного учебника-хрестоматии: 1) Беседа, в которой выявляются основные темы, мотивы лирики Цветаевой. 2) Индивидуалльная работа учащихся: изучение материалов, имеющихся в электронном учебнике, составление конспектов по темам: "Детство", "Дом", "Образ матери", "Москва", "Душа", "Бессонница", "Поэты-современники в лирике Цветаевой", "Любовь", "Критика о творчестве Цветаевой". 3) Прослушивание стихотворений из электронного учебника. Обмен впечатлениями о прослушанных стихотворениях. 4) Анализ стихотворения "Сон" - совместная работа. Ценность статьи в том, что в ней в виде тезисов намечены основные направления для организации глубокого, разностороннего анализа стихотворения. Опираясь на статью, старшеклассники погружаются в особенный мир поэзии М.И.Цветаевой: мир самопознания и самораскрытия, мир переоценки себя и ценностей, глубокий психологизм и философии бытия, где сон-духовник - это свет собственной совести. Наблюдения над композиционной стройностью стиха, его структурой, ритмической организованностью позволяют почувствовать гармонию и ясность, стихию и затемненность, присущее поэтической манере Марины Цветаевой "сгущение красок". Тема сложных путей самопознания и самораскрытия человека становится предметом лирической медитации в стихотворении Марины Цветаевой "Сон". По тону стихотворения возможно судить о характере вызвавших его жизненных обстоятельств - это глубоко личная драма, одна из "пограничных" ситуаций, когда человек мучительно переоценивает себя самого. Стихотворение выстроено как рассказ, где речь идет об отношениях между "спящим" сознанием и "бодрствующим" подсознанием. Почти сразу перед нами раскрывается исповедальность и стоящая за стихами драма, несмотря на то, что в них нет ни одной "материальной" зацепки, ни одной конкретной реалии. Нам неизвестно "материальное" содержание сна, однако мы переживаем вместе с героиней "личностную" психологическую ситуацию, чей общечеловеческий смысл более чем очевиден. Состояние сна дарует душе отдых, врачует и смиряет, снимает противоречие между желаемым и возможным. Согласно "мифо-поэтической" традиции в нем содержится предсказание или пророчество, "подсказка" о недалеком будущем. Сон в стихотворении Цветаевой уподобляется ищейке, судебному исполнителю ("сбирр") и разведчику ("летчик над вражьей местностью"). Содержащуюся в нем идею раскрывает уже первое метафорическое уподобление ("с хищностью сыщика и следователя"). В дальнейшем этот символ сна-следователя не меняется, но обрастает иносказаниями, уточняющими его очертания. В стихотворении читателю предлагается картина происходящей на его глазах "борьбы со словом", попыток осмыслить процессы, таящиеся в глубине подсознания. Композиционная формула стихотворения подчинена поиску итоговой, самой точной и глубокой формулировки, которая позволила бы обозначить то, что воспринимается как невыразимое. И действительно, в финале ответ обнаруживается в форме резкого ритмического акцента - переноса: "Где бы укрыться от вещих глаз / собственных..." Выходит, что расследование, проводимое "сном", есть не что иное, как свет собственной совести. Сон-духовник будто разглашает "тайну исповеди" героини, не нарушая при этом правил в отношениях между исповедником и исповедуемой, потому что раскрывает он эту тайну самой героине. В стихотворении взаимодействуют два ритмически и логически контрастных начала - упорядоченность и стихия, ясность и затемненность. Начала гармонии воплощены в строгой ритмической повторяемости и композиционной завершенности стихотворения. Последние стихи двух завершающих строф звучат рефреном по отношению к последнему стиху строфы начальной. Образуемое ими композиционное кольцо - своего рода предел структурной упорядоченности. Характерная примета структурности - последовательное использование в стихотворении четырехстопного дактиля с пропуском одного безударного слога в каждой третьей стопе. Таким образом, прибегая к разнообразным типам повторов, Цветаева максимально полно использует экспрессивные возможности элементов стиха. На фоне предельно четкой ритмической организации стиха выразительным становится любое, даже незначительное отступление от синтаксической и лексической нормы. Живая речь, не укладываясь в стандартную метрическую матрицу стиха, словно пытается вырваться из обуздывающей ее внешней формы. Уже в первой строке стихотворения стиховой перенос приходится на середину слова ("с тысяче- / футовой..."). В следующей строфе этот перенос совмещается с неожиданным переносом смыслового значения: вместо напрашивающегося "по камере тюрьмы" следует "по камере/ Сердца". Реализуя эту метафору (сон расхаживает по камере сердца), Цветаева по-другому называет "главного героя" стихотворения - его мифологическим именем (Морфей). Через повышенную содержательную плотность стиха автору удается переплавить глубоко личные чувства в значимый опыт. В целом стихотворение - знаковый пример смыслового сгущения, присущего творческой манере Цветаевой. 5) Подбор стихотворений по темам, подготовка к анализу одного из стихотворений учащимися из материалов электронной хрестоматии - индивидуальная работа. 6) Выступления учащихся с индивидуальными заданиями. 7. Домашнее задание (поуровневое):
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |