Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы в 11-м классе. Повесть М.А. Булгакова "Собачье сердце" в контексте эпохи (проблематика произведения)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 11-м классе. Повесть М.А. Булгакова "Собачье сердце" в контексте эпохи (проблематика произведения)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.11.13
Просмотров: 4

Леонова Гузель Ахмадиевна, учитель русского языка и литературы

Идея предлагаемого вашему вниманию урока родилась в процессе знакомства с материалами статьи Э.Безносова “Образ послереволюционной советской действительности в повести Булгакова “Роковые яйца” и образы “новых” людей в сатирической повести “Собачье сердце”, опубликованной в журнале “Литература – Первое сентября” (№38 за 2004 год). Я очень признательна автору за подсказанные новые подходы к рассмотрению повести М.Булгакова, тем более что это совпало с моими интересами и наработками в области интертекстуального анализа художественного текста и методическими поисками в области активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах. Данный урок был проведен для учителей-слушателей курсов повышения квалификации Института развития образования Республики Башкортостан.

Урок сопровождается презентацией. Приложение 2.

Урок литературы в 11 классе.

Повесть М.А.Булгакова “Собачье сердце” в контексте эпохи

(проблематика произведения)

  1. Формирование общекультурной компетенции в аспекте овладения учащимися элементами художественно-творческих компетенций читателя:
    • развитие навыков анализа художественного текста (определение проблематики произведения, выявление авторской позиции, сопоставительный анализ, анализ эпизода, умение определять смысл образов-символов);
    • обучение основам интертекстуального анализа текста
  2. Формирование коммуникативной компетенции учащихся (развитие навыков устной и письменной речи, умений задавать вопросы, вести дискуссию по предложенной проблеме);
  3. Формирование учебно-познавательной компетенции (умения обозначать свое понимание изучаемой проблемы, умения формулировать выводы по результатам коллективного обсуждения);
  4. Формирование ценностно-смысловой компетенции (развитие умения формулировать собственные ценностные ориентиры для своих будущих действий и поступков)
  5. Формирование информационной компетенции (развитие навыков работы с художественным текстом, дополнительными литературоведческими источниками с целью самостоятельного поиска и анализа необходимой для решения учебной задачи информации; навыков обработки полученной информации через запись самостоятельных выводов по результатам обсуждения, составление схем и таблиц).
  1. Вступительное слово

Мы уже не раз в этом году убеждались в том, что писатели очень чутко реагируют на малейшие изменения в общественной жизни: отражают умонастроения людей, предугадывают ход общественного развития, пытаются предупредить о каких-либо тревожных последствиях тех или иных событий.

  • Какое событие 1 пол. 20 века можно считать определяющим для развития русского искусства, в т.ч. литературы?

Октябрьскую революцию 1917 года. Можно по-разному относиться к этому событию, но отрицать, что оно стало судьбоносным не только для России, но и для других стран мира, невозможно.

В центре нашего внимания сегодня – сатирическая повесть М.А.Булгакова “Собачье сердце”. Повесть сатирическая, но мы сегодня не будем говорить о сатирическом мастерстве автора – продолжателя лучших традиций русской сатиры 19 века в лице Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина. Об этом будет разговор на втором уроке по повести. Задача наша будет иной, и мы вместе ее определим.

  1. Беседа на восприятие прочитанного, актуализацию знаний
  • Когда повесть была написана? (В 1925 г). Сразу ли напечатана? ( Только в 1987 г).

Обратимся к карточке-информатору №1 ( самостоятельное чтение) Приложение 1.

  • Вы знакомы с содержанием повести. Можно ли сказать, почему повесть была запрещена к публикации?
  • Что лежит в основе сюжета? (Научный эксперимент). Какой? В чем его суть?
  • Только ли о научном эксперименте идет речь? Можно ли сказать, что слово “эксперимент” приобретает символическое значение?

Обратимся к карточке-информатору №2 Приложение 1.

  • Случайно ли темой произведения стал эксперимент?

Повесть М.А.Булгакова прозвучала очень своевременно, стала отражением умонастроений целого ряда деятелей науки и культуры, почувствовавших тревогу в связи с происходившими в России переменами. Что же волновало самого писателя?

Итак, тема нашего урока – “Повесть М.А.Булгакова “Собачье сердце” в контексте времени. Проблематика произведения”.

И пойдем мы с вами не совсем обычным путем – мы будем опираться на интертекстуальные связи. Это одна из особенностей повести. Ведь М.А.Булгаков был не первый, кто обратился к теме революционных преобразований в стране. С.Есенин, А.Фадеев, А.Серафимович, Е Замятин – вот лишь некоторые имена писателей, кто пытался осмыслить происходившее, конечно, каждый по-своему. Интонации были разными: и восторженными, и осторожными, и прославляющими, и пессимистическими…

  • Какое произведение было одним из первых литературных откликов на произошедшее? (Поэма А.Блока “Двенадцать”. Она была написана спустя всего лишь два месяца после революции).

Литературовед В.Я.Лакшин считает, что сближение имен Блока и Булгакова тем интереснее, что никаких внешних поводов для этого нет. Блок умер в 1921 г., когда Булгаков явился в Москву в мечтах о литературной славе. Более того, известно, что Булгаков, по его собственному признанию, с детства терпеть не мог стихов (“не о Пушкине говорю – Пушкин не стихи!”). Отношение к декадентской поэзии, к символизму и футуризму, было у писателя ироническим.[4]

Поэтому и интересно выявить ассоциативные и интертекстуальные связи повести Булгакова с поэмой Блока, а также с библейскими источниками. А материал для этого “Собачье сердце” дает: в тексте можно найти схожие образы, скрытые цитаты, реминисценции, аллюзии

(Запись терминов в тетрадь – смотрим определение в карточке-информаторе №3 - Приложение 1).

А когда мы проведем интертекстуальный анализ повести, то сразу увидим те проблемы, которые волнуют автора произведения.

По ходу анализа составляем таблицу. Сделайте заготовки в тетради.

3. Интертекстуальный анализ повести Булгакова и поэмы А.Блока.

В основе беседы будет работа, выполненная учащимися дома: им надо было найти в повести “Собачье сердце” переклички с поэмой А.Блока “Двенадцать” на уровне образов (природных, животных), персонажей, символов, деталей., определить их смысл.

  • Когда были написаны произведения А.Блока и М.Булгакова и какова была цель каждого из авторов?
  • Есть ли в произведениях общие природные образы, образы животных? Каков их смысл у А.Блока и у М.Булгакова?
  • Есть ли похожие персонажи? Какие идеи связаны с этими героями?(вопросы конкретизируются по ходу беседы)

Параметры, аспекты сопоставления

А.Блок

М.Булгаков

1.Дата написания произведения

январь 1918 г.

1925 г. (действие начинается в декабре 1924 г.)

2. Замысел автора

передать восприятие происходящего, свои ощущения по поводу революционных событий, высказать появившиеся сомнения - услышать “музыку революции”

осмысление и оценка первых результатов революционных преобразований (7 лет!)

*Какая оценка дана?

3. Образы

а). Вьюга, метель, снег

Символ разгула стихии, противоречивой и непредсказуемой, которая может принести и очищение, и гибель. Символ перемен, уничтожения старого “страшного мира”

(“ветер веселый и зол, и рад…”)

(Герой Блока выходит навстречу метели, на улицу)

Нечто неизбежное и враждебное. Символ разрушения.

(“Вьюга в подворотне ревет… отходную”, “ведьма – сухая метель загремела воротами и помелом съездила по уху барышню…задушила слова и замела пса”, “… на улице начало ее вертеть, рвать, раскидывать, потом завинтило снежным винтом, и она пропала”, “вьюга захлопала из ружья над головой”, “гражданин уверенно пересек в столбе метели улицу…”)

(Герой Булгакова пересекает улицу и уходит в Дом.)

б). Представитель старого мира (господин)

“Стоит буржуй на перекрестке и в воротник упрятал нос”

Герой в сомнениях, он на перепутье, “стоит безмолвный, как вопрос”

Господин в шубе – “именно гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин. Ближе – яснее – господин”.

Чувствует себя уверенно.

*Как определил это Шарик?

в). Собака

Пес “паршивый”, “шелудивый”, “голодный”, “нищий”, “холодный”, “безродный” -

символ старого мира + символ бесовского в душах людей, того темного, что мешает им на извечном пути к счастью (наследие прошлого)

Шарик – обиженный (“обожженный”) революцией, пролетарием. Помнит лучшие старые времена, дает точные оценки переменам и т.д. Повесть начинается с монолога собаки!

Слово “паршивый”, сказанное Зиной, вызывает неудовольствие профессора

г). Плакат

“Вся власть Учредительному собранию” - примета времени

“Возможно ли омоложение?” - тоже примета времени

д). Число 12

- число красногвардейцев

- 12 “апостолов” новой “веры”

- символ перемен (граница между старым и новым)

Последовательно используется это число:

- действие начинается в декабре 1924 г. (в полдень “колпак” угостил пса кипятком)

- 24.12 – улучшение после операции

- 31.12 в 12ч.12мин. пес отчетливо произнес первое слово “А-б-ы-р”

12.01 – пес поддерживает разговор

Вы видите, что общих образов много. Но совпадает ли их смысл? Одинаково ли смотрят на революционный процесс авторы?

Некоторые исследователи считают, что повесть М.А.Булгакова – это негатив “Двенадцати”, своеобразная полемика с А.Блоком.

  • Вспомните: как принял революцию А.Блок? (Как символ перемен, свержение старого “страшного” мира, как надежду на лучшее).
  • А как относился к революции М.Булгаков? (зачитываем отрывок из письма Правительству:глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой Эволюции”)

Учащиеся формулируют и записывают выводы по итогам интертекстуального анализа (Зачем М.Булгаков постоянно “отсылает” нас к поэме А.Блока “Двенадцать”?).

4. Библейские параллели в повести.

Попробуем проверить справедливость вышеупомянутого мнения критиков через наблюдение и за другим ассоциативным рядом – рассмотрим некоторые “переклички” повести с библейскими сюжетами и мотивами.

  • Когда сделана операция? С чем совпадает дата? (24 декабря, в канун католического Рождества).
  • Когда завершилось очеловечивание Шарика? (6 января, т.е. в канун православного Рождества, отпал хвост – последний анатомический рудимент).

Т.о., вся история превращения Шарика из собаки в человека приурочена к рождественскому циклу и приобретает антисакральное звучание (сакральный – тайный, священный).

  • Какое слово произнес Шарик первым? А-б-ы-р – т.е. РЫБА наоборот. Рыба есть символ Христа в мифологии (слово “ихтис” расшифровывалось как аббревиатура формулы “Иисус Христос, Божий сын, Спаситель”. Атрибутом Папы Римского является кольцо рыболова, на котором изображен Св.Петр в виде рыболова. Кстати, в алхимии рыба считалась символом мистического перерождения).
  • Что может обозначать тот факт, что Шариков произносит первое слово рыба” наоборот? То, что будет описано в повести, имеет антибожественное, сатанинское звучание.
  • Есть ли в повести еще реминисценции из Библии? Наводнение в квартире -- ветхозаветный Всемирный потоп. Эпизод затопления квартиры по вине Шарикова – своего рода пародия на библейскую легенду, смысл которой – гибель мира, погрязшего в пороках и грехах. Тема гибели культуры, цивилизации станет одной из главных в творчестве Булгакова.
  • А какие ассоциации вызывает у вас фамилия профессора? Борменталь называет его “Творцом”, Шарик – “божеством”, “жрецом”. Профессор вольно или невольно в пылу своих научных экспериментов посягает на миссию Бога. А вправе ли он это делать?
  • Какова цель его научных опытов? Омоложение, т.е. улучшение человеческой породы, а это посягательство на естественные законы Эволюции.
  • Давайте посмотрим, как описана сама операция (выборочное чтение из гл.4) – при чтении эпизода следует обратить внимание ребят на “говорящие” детали: например, на руках профессора и его ассистента черные перчатки, скальпель постоянно называется ножиком (кстати, снова возникает параллель с поэмой А.Блока - “Уж я ножичком почешу, почешу”) и пр.; на описание внешности профессора Преображенского во время операции – одеяние, выражение его лица, ремарки, сопровождающие реплики, действия, сравнение его с сытым вампиром и пр. Чтение дает очень интересный материал для наблюдения и выявления авторской позиции по вопросу о революционных преобразованиях и рождении нового человека.
  • Что же описано? Никак не священнодействие, а служение Дьяволу, это антимесса.

Т.о., Булгаков уже в самом начале повести целым рядом деталей, ассоциированных с библейскими текстами, предупреждает, что эксперимент профессора ошибочен, античеловечен. За сиюминутным и временным угадывается вечное.

5. Подведение итогов анализа

Проведенный анализ дает нам богатый материал для определения проблематики произведения.

Сформулируйте, пожалуйста, проблемы, которые, на ваш взгляд, поставлены в этом произведении (социальные, нравственные, научные, философские). Учитывайте то, о чем мы сегодня говорили.

Примерные варианты:

  1. Революция или эволюция как пути развития человечества.
  2. Роль интеллигенции в обществе
  3. Проблема террора как способа управления людьми
  4. Проблема сохранения культуры во время революционных преобразований
  5. Место культуры в системе общественных ценностей
  6. Ответственность человека за результаты своей деятельности
  7. Человек и власть (власть для человека или человек для власти) и т.д.

6. Домашнее задание. Задание по группам

  1. а) Повторить определения иронии, сарказма.
  2. б) Выбрать материал для характеристики Преображенского (портрет, образ жизни, нравственные принципы, уровень культуры, отношение к людям, оценка им революционных изменений). Можно ли назвать профессора Преображенского положительным героем? Можно ли считать его безупречным человеком?

  3. а) Повторить определение гротеска.

б) Выбрать материал для характеристики Шарикова (кто принимает участие в его воспитании и как; результаты этого воспитания – отношение к людям, стремления). Чем опасны Шариковы? Что имел в виду профессор, сказав: “…весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце”?

Литература

  1. Айзерман Л.С. Верность идее и верность идей (Из уроков 1990/91 года). Статья первая // Литература в школе. – 1991. - № 6. – С. 103-112.
  2. Безносов Э.Л. Образ послереволюционной советской действительности в повести Булгакова “Роковые яйца” и образы “новых” людей в сатирической повести “Собачье сердце” // Литература – Первое сентября. – 2004. – № 38.
  3. Горький М. Несвоевременные мысли (Из статей, написанных для газеты “Новая жизнь”в 1917-1918 годах) // Литература в школе. – 1991. - №1. – С.30-50.
  4. Лакшин В.Я. О Доме и Бездомье (Александр Блок и Михаил Булгаков) // Литература в школе. – 1993. - №3. – С.18-23.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21