Преподавание литературы Читать или не читатьNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 843 Говорухина Надежда Николаевна, заместитель директора по развитию содержания образования и маркетингу Вопрос о том, нужна ли классическая литература в школе, обсуждается последние лет 5-6 очень активно. Более того, поскольку интерес к чтению все падает и падает, мотивировать школьника, студента к чтению крайне сложно. В 2001 году в Свердловской области проходили областные контрольные работы (ОКР), где десятиклассникам было предложено задание «Круг чтения», цель которого – выявить ценностные ориентиры учащихся в области литературы. На основе этих работ в колледже регулярно проводится опрос студентов относительно литературных предпочтений. Очень коротко – выводы.
Ответ на вопрос «что делать» каждый педагог ищет сам. Мне близки два подхода к решению проблемы, которые я и реализую в своей преподавательской деятельности. Подход первый связан с технологиями критического мышления. Подробно на них останавливаться не буду, так детальное описание самих технологий, практики их применения на различных предметах всесторонне освещается в учительской прессе. А вот логико-структурные таблицы (ЛСТ), предложенные Б. Дыхановой, профессором воронежского университета, доктором филологических наук, на мой взгляд, не столь активно обсуждались (если обсуждались вообще), а они очень интересны. (См. Первое сентября. Литература. N 22 – 2004). Абсолютно согласна с утверждением, что логика ни в коем случае не может затруднить восприятие художественного текста, наоборот, чувство лишь тогда совершенно, когда оно согласуется с разумом, и тем сильнее, чем глубже понимание объекта. По мнению ученого, главное на уроке – «… организация диалога с художественным текстом. А чтобы диалог состоялся, необходимо в первую очередь понять действительный (а не подразумеваемый субъективно) смысл составляющих его слов». Словарная работа становится обязательным элементом всего процесса аналитического освоения текста произведения. Она позволяет «… войти в чуждые исторические эпохи, развивает стилеразличительные навыки, усиливает внимание к словесной явленности содержания, помогает обрести ту свободу в ориентации в деталях текста, без которой невозможен проблемный анализ». Другой важный момент в авторский технологии – эвристический (задачный) метод овладения глубинным содержанием текста. Результаты эвристического поиска обобщаются по ходу размышления в ЛСТ. В соответствии с описанным выше подходом мною разработаны ЛСТ для учащихся 5-го класса в соответствии с различными жанрами, предлагаемыми программой: сказка, рассказ, стихотворение, басня. Сказка К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» - сказка 20 века. Цель урока – показать своеобразие сказки Паустовского «Теплый хлеб» Задачи
Ход урока 1. Словарная работа: кавалерист, околица, вороной конь, удила, картуз, плотина, свекольная ботва, ходули, патроны, мельничный лоток, калитка, христарадники, ставни, тулупчик, округа, турецкая баталия, артель пильщиков, жернова, квашня, дюже, помер, покамест. 1.1. Значение каких слов (словосочетаний) вам непонятно? Как догадаться о смысле слова, если нет под рукой словаря? (По контексту) 1.2. Почему конь вороной? Есть ведь и другие масти. (Буланый, гнедой, игреневый, караковый, каурый, муругий, мухортый, пегий, саврасый, сивый, соловый, чалый, чубарый). 1.3. Историческая ошибка (турецкая баталия по тексту была 100 лет назад. Сказка написана в 1977 году. Вычитаем 100 – русско-турецкая баталия никак не могла быть в 1877 году). А, может быть, это не ошибка? 2. Пересказ текста по словарным словам. 3. Анализ текста и заполнение таблицы (вариант) ЛСТ по сказке К.Паустовского «Теплый хлеб»
4. После заполнения таблицы – монологический ответ. Учитель может организовать работу либо «по горизонтали», либо «по вертикали». Что это значит? Ученик может рассказать либо о герое - всё: социальный статус, возраст, речь, поступки….; либо, например, об отношении автора ко всем персонажам произведения. Далее в целях экономии времени будут приведены ЛСТ и некоторые этапы работы над текстом (варианты заполнения отдельных столбцов или строчек) Рассказ ЛСТ по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»
Словарная работа (на усмотрение учителя) 2. Вопросы для анализа текста:
3. Заполнение таблицы. 4. Работа с таблицей. Лирическое произведение (стихотворение) ЛСТ Своеобразие «Фейных сказок» К. Бальмонта
1. Словарная работа. (Например, на какие группы можно разделить данные слова: василек, мотылек, опал, топаз, незабудка, хризолит, букашки, ромашки, комар, жемчуг, рябинка, василек, пчела, муха, паук, алмаз). Выразительное чтение фрагментов стихотворений, в которых есть указанные выше слова. 2. Анализ текста стихотворения. Например, как вы воспринимаете события, рассказанные в стихотворениях? И т.д. 3. Заполнение таблицы. 4. Работа с таблицей (на усмотрение учителя). Басня ЛСТ по теме «Великие баснописцы и их герои»
1. Словарная работа. 2. Анализ текста и заполнение таблицы. 3. Работа с таблицей. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |