Преподавание русского языка Система контрольных работ по русскому языку в 6–7-х классахNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1066 Цветкова Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы Универсальным методом обучения в системе развивающего обучения (РО) Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова является учебная деятельность (деятельность по самоизменению, имеющая своим содержанием освоение учащимися способов действий в сфере научных понятий). Весь учебный процесс выстраивается в русле и логике учебной деятельности, важнейшими компонентами структуры которой являются контроль и оценка. Под контролем и оценкой в РО понимается не только действия учителя по отслеживанию полученных учениками результатов, а двусторонний процесс, предполагающий активное участие самого ученика. Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить ее. Поэтому одной из важнейших задач учителя является формирование у учеников действий контроля и оценки. В отличие от традиционной школы, где контроль осуществляется, прежде всего, за результатом деятельности учеников, в системе РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова под контролем понимается не только контроль за результатом, но и пооперационный контроль (контроль за правильностью осуществления операций, входящих в способ решения учебной задачи). Предлагаемая система контрольных работ направлена на выработку у детей средств самоконтроля и самооценки как важнейших учебных действий. В системе выделяется несколько типов работ, которые предлагаются ученикам на разных этапах изучения темы. 1 тип: Тестовые диагностические работы (ТДР) (10-15 мин). Цель: отследить, установить освоенность учащимися отдельных операций внутри какого-то способа или действия. ТДР проводится на этапе решения частных задач, после определения способа. В результате ТДР определяются сложности, возникающие при решении, осуществляется коррекция. Также ТДР дается перед уроком постановки учебной задачи. В этом случае она позволяет определить уровень владения определенным материалом перед изучением темы. ТДР не оценивается отметкой. 2 тип: Самостоятельная работа (целый урок) Цель: определить уровень сформированности инструмента контроля у учащихся (а не знания); выработать у детей ответственность за результаты своего труда. Методика проведения: 1. Дается после логического курса темы; 2. Состоит из четырех этапов. 1 этап – выполнение детьми конкретной задачи, связанной с применением способа. Индивидуально (10-15 мин) 2 этап – парная работа. Учащиеся должны выработать критерии, по которым будут проверять и оценивать работы друг друга. (Критерии не озвучиваются) 3 этап - взаимоконтроль. Дети обмениваются тетрадями, цветными ручками выделяют моменты контроля (+, -) После третьего этапа учитель выясняет результаты: кто правильно решил, кто неправильно решил, кто не смог проконтролировать. 4 этап – на всеобщее обсуждение в классе выносятся вопросы тех пар, которые не смогли сами решить своих вопросов и прийти к соглашению. Самостоятельная работа отметкой не оценивается. 3 тип: Проверочная работа Цель: определить уровень владения материалом, помочь ученику увидеть свои ошибки. Методика проведения: дается в распечатанном виде каждому ребенку. Работа должна носить дифференцированный характер. Перед началом работы ученики отмечают задания, которые они могут выполнить. Выполняют только то, что могут, учитель и оценивает только то, что выполнено. При проверке учитель не вносит исправления в работу, а фиксирует все допущенные учащимися ошибки в отдельном протоколе. С учетом ошибок учителем составляется другая работа, аналогичная исходной. На следующем уроке первая работа не комментируется, а ученикам дается вторая работа (15-20 мин). Затем проходит фронтальное обсуждение способов решения заданий во второй работе (15 мин). После этого учитель раздает первую работу и ставит задачу ее проверить и откорректировать. Только после этого учитель вновь проверяет работы и сам отмечает ошибки, ставит оценку. 4 тип: Контрольная работа Цель: определить зону ближайшего развития ребенка. Ученик и учитель оценивают границы знания и умение употребить знания в новой ситуации. Методика проведения: В контрольную работу включается три типа заданий. 1 тип – задачи, которые решаются неизвестным способом, т.е. ребенок, не зная способа, должен отказаться от решения, но обосновать свой отказ. 2 тип – для решения нужно использовать известный способ, но в незнакомой ситуации. 3 тип – создание лжеситуации (неправильное использование способа при правильном результате или наоборот). 5 тип: Стартовые и итоговые административные работы Цель: выявить уровень стандарта и программы РО. Методика проведения: стартовая работа проводится по материалам итоговой майской работы. После проверки учитель выдает обе работы, а ученик на протоколе, в котором обозначены все типы ошибок, сравнивает обе свои работы. На основании сравнительного анализа ученик должен составить свой индивидуальный план работы над ошибками, план повторения материала. Итоговая работа проводится в конце полугодия или учебного года. Примеры контрольных работ всех типов по теме: Для выполнения того или иного задания используем наиболее общий способ, позволяющий решать максимальное количество частных задач (стремимся к отсутствию исключений), т.е. используем принцип дедукции: от общего к частному, а не наоборот. Если перед нами стоит задача разбить слово на морфы, то способ действий выглядит так:
Например: Т.е., чтобы безошибочно выделить морфемы, необходимо провести словообразовательный анализ слова. Чёткое соблюдение последовательности всех операций внутри способа избавит от возможных ошибок, даже в трудных случаях. (одной чертой обозначаем словообразовательную базу – общую часть производящего и производного слов) (Примеры из заданий ЕГЭ) Таким образом, ориентация ученика не только на конечный результат, но и на правильность применения способа является принципиально важной, поскольку без второго не может быть первого. I ТДР 1. Определи производящее и производное слово внутри каждой пары. Выдели базу (общую часть) и формант (морфему, различающую состав слов) завязать завязка 2. Найди производящее слово для первого слова. Выдели базу и формант. желтоватенький (желтый, желтоватый) II Самостоятельная работа 1 (индивидуально) Постройте из данных слов словообразовательные цепочки, выделите базу и формант:
2 (индивидуально) Расположите слова в порядке их словообразования. Объясните способ своей работы. Что у вас получилось в результате? Учить, учительница, учительство, учительская, учитель, переучивать, переучиваться, переучивать. 3 (в парах) Выработайте критерии оценки данной работы. Произведите взаимопроверку и взаимооценку. III Проверочная работа (варианты различаются степенью сложности заданий) 1. Постройте словообразовательные цепочки. Выделите базы и форманты.
2. Разберите слово по составу, докажите правильность своей работы, произведя словообразовательный анализ.
3. Выпишите недостающие звенья в цепочки
4. Составьте словообразовательное гнездо из заданных слов. Будьте внимательны, возможно, некоторые слова придется добавить самим.
5. Составьте словообразовательное гнездо, где непроизводным словом было бы слово жить. IV Контрольная работа
Оцени работу ученика, объясни своё мнение. Примечание: Особенность предложенного содержания заключается в том, что оно, начиная с первого класса, строится через систему научно-теоретических понятий, в отличие от традиционных программ, где на начальном этапе даётся главным образом пропедевтика основных учебных дисциплин. В нашей системе усвоение ребёнком теоретических, содержательных понятий служит главным условием формирования у него основ научного мышления. Этим объясняется наличие в данной системе контрольных работ лингвистических терминов, которые не используются в традиционных программах по русскому языку. Условные обозначения: РО – развивающее обучение ТДР – тестовые диагностические работы Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |