Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Система контрольных работ по русскому языку в 6–7-х классах
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Система контрольных работ по русскому языку в 6–7-х классах


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1066

Цветкова Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы

Универсальным методом обучения в системе развивающего обучения (РО) Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова является учебная деятельность (деятельность по самоизменению, имеющая своим содержанием освоение учащимися способов действий в сфере научных понятий). Весь учебный процесс выстраивается в русле и логике учебной деятельности, важнейшими компонентами структуры которой являются контроль и оценка. Под контролем и оценкой в РО понимается не только действия учителя по отслеживанию полученных учениками результатов, а двусторонний процесс, предполагающий активное участие самого ученика. Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить ее. Поэтому одной из важнейших задач учителя является формирование у учеников действий контроля и оценки.

В отличие от традиционной школы, где контроль осуществляется, прежде всего, за результатом деятельности учеников, в системе РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова под контролем понимается не только контроль за результатом, но и пооперационный контроль (контроль за правильностью осуществления операций, входящих в способ решения учебной задачи).

Предлагаемая система контрольных работ направлена на выработку у детей средств самоконтроля и самооценки как важнейших учебных действий.

В системе выделяется несколько типов работ, которые предлагаются ученикам на разных этапах изучения темы.

1 тип: Тестовые диагностические работы (ТДР) (10-15 мин).

Цель: отследить, установить освоенность учащимися отдельных операций внутри какого-то способа или действия.

ТДР проводится на этапе решения частных задач, после определения способа. В результате ТДР определяются сложности, возникающие при решении, осуществляется коррекция. Также ТДР дается перед уроком постановки учебной задачи. В этом случае она позволяет определить уровень владения определенным материалом перед изучением темы. ТДР не оценивается отметкой.

2 тип: Самостоятельная работа (целый урок)

Цель: определить уровень сформированности инструмента контроля у учащихся (а не знания); выработать у детей ответственность за результаты своего труда.

Методика проведения: 1. Дается после логического курса темы; 2. Состоит из четырех этапов.

1 этап – выполнение детьми конкретной задачи, связанной с применением способа. Индивидуально (10-15 мин)

2 этап – парная работа. Учащиеся должны выработать критерии, по которым будут проверять и оценивать работы друг друга. (Критерии не озвучиваются)

3 этап - взаимоконтроль. Дети обмениваются тетрадями, цветными ручками выделяют моменты контроля (+, -)

После третьего этапа учитель выясняет результаты: кто правильно решил, кто неправильно решил, кто не смог проконтролировать.

4 этап – на всеобщее обсуждение в классе выносятся вопросы тех пар, которые не смогли сами решить своих вопросов и прийти к соглашению.

Самостоятельная работа отметкой не оценивается.

3 тип: Проверочная работа

Цель: определить уровень владения материалом, помочь ученику увидеть свои ошибки.

Методика проведения: дается в распечатанном виде каждому ребенку. Работа должна носить дифференцированный характер.

Перед началом работы ученики отмечают задания, которые они могут выполнить. Выполняют только то, что могут, учитель и оценивает только то, что выполнено. При проверке учитель не вносит исправления в работу, а фиксирует все допущенные учащимися ошибки в отдельном протоколе. С учетом ошибок учителем составляется другая работа, аналогичная исходной. На следующем уроке первая работа не комментируется, а ученикам дается вторая работа (15-20 мин). Затем проходит фронтальное обсуждение способов решения заданий во второй работе (15 мин).

После этого учитель раздает первую работу и ставит задачу ее проверить и откорректировать. Только после этого учитель вновь проверяет работы и сам отмечает ошибки, ставит оценку.

4 тип: Контрольная работа

Цель: определить зону ближайшего развития ребенка.

Ученик и учитель оценивают границы знания и умение употребить знания в новой ситуации.

Методика проведения: В контрольную работу включается три типа заданий. 1 тип – задачи, которые решаются неизвестным способом, т.е. ребенок, не зная способа, должен отказаться от решения, но обосновать свой отказ. 2 тип – для решения нужно использовать известный способ, но в незнакомой ситуации. 3 тип – создание лжеситуации (неправильное использование способа при правильном результате или наоборот).

5 тип: Стартовые и итоговые административные работы

Цель: выявить уровень стандарта и программы РО.

Методика проведения: стартовая работа проводится по материалам итоговой майской работы.

После проверки учитель выдает обе работы, а ученик на протоколе, в котором обозначены все типы ошибок, сравнивает обе свои работы. На основании сравнительного анализа ученик должен составить свой индивидуальный план работы над ошибками, план повторения материала.

Итоговая работа проводится в конце полугодия или учебного года.

Примеры контрольных работ всех типов по теме:
«Морфемный состав слова – Словообразовательный анализ слова» (6 класс).

Для выполнения того или иного задания используем наиболее общий способ, позволяющий решать максимальное количество частных задач (стремимся к отсутствию исключений), т.е. используем принцип дедукции: от общего к частному, а не наоборот.

Если перед нами стоит задача разбить слово на морфы, то способ действий выглядит так:

  1. Выдели окончание в слове (для этого изменяй слово)

  2. Найди производящее слово

  3. Сравни состав анализируемого (производного) и производящего слов.

  4. Выдели морфему, различающую их состав.

  5. Повторяем 3 и 4 операции, пока не будет найдено непроизводное слово.

  6. Выдели корень

Например:

Т.е., чтобы безошибочно выделить морфемы, необходимо провести словообразовательный анализ слова.

Чёткое соблюдение последовательности всех операций внутри способа избавит от возможных ошибок, даже в трудных случаях.

(одной чертой обозначаем словообразовательную базу – общую часть производящего и производного слов)

(Примеры из заданий ЕГЭ)

Таким образом, ориентация ученика не только на конечный результат, но и на правильность применения способа является принципиально важной, поскольку без второго не может быть первого.

I ТДР

1. Определи производящее и производное слово внутри каждой пары. Выдели базу (общую часть) и формант (морфему, различающую состав слов)

завязать завязка
длинный длина
бег бежать
плыть доплыть
ученический ученик

2. Найди производящее слово для первого слова. Выдели базу и формант.

желтоватенький (желтый, желтоватый)
раскрасавица (красивая, красавица)
учительница (учить, учитель)
дробиться (дробь, дробить)

II Самостоятельная работа

1 (индивидуально)

Постройте из данных слов словообразовательные цепочки, выделите базу и формант:

а) ледниковый, лёд, доледниковый, ледник
б) продавать, дать, давать, продавец

2 (индивидуально)

Расположите слова в порядке их словообразования. Объясните способ своей работы. Что у вас получилось в результате?

Учить, учительница, учительство, учительская, учитель, переучивать, переучиваться, переучивать.

3 (в парах)

Выработайте критерии оценки данной работы. Произведите взаимопроверку и взаимооценку.

III Проверочная работа (варианты различаются степенью сложности заданий)

1.

Постройте словообразовательные цепочки. Выделите базы и форманты.

I Вариант

II Вариант

синеватенький

продажный

недоверчивость

недостаточность

2.

Разберите слово по составу, докажите правильность своей работы, произведя словообразовательный анализ.

I Вариант

II Вариант

собирательница

перелесок

задиристость

загазованность

3.

Выпишите недостающие звенья в цепочки

I Вариант

II вариант

переучивать

учить учительница

учительская

перевозить перевозчик

возить возившийся

... привозимый

привоз

4.

Составьте словообразовательное гнездо из заданных слов. Будьте внимательны, возможно, некоторые слова придется добавить самим.

I вариант.

II вариант.

Глупо, глупый, глупец, неглупый, глупость, неглупо. Дом, домовой, домашний, домовитый, одомашнивать, домик, домишко.

5.

Составьте словообразовательное гнездо, где непроизводным словом было бы слово жить.

IV Контрольная работа

  1. Составьте словообразовательные цепочки для слов: перелистывать, выпускник, справочник.
  2. Восстановите все недостающие звенья.
  3. Являются ли слова продавец и преподаватель родственными? Как можно доказать свой ответ? Сделай это.
  4. Отгадай слово, если оно
    Инфинитив
    Имеет приставки, как в словах недомолвка и обивочный
    Суффикс, как в слове подыгрывать
    Корень, как в слове драгоценный
    Запиши полученное слово, выделив все морфемы.
  5. Придумай (где возможно) слова, состав которых соответствовал бы схемам.
  6. Разбери по составу:
    речка, свечка, спичка, тачка
    подорожник, папоротник
    расчётливый, назойливый, жалостливый
    безграмотный, безвольный, безалаберный
  7. Ученику было предложено задание выделить морфемы в словах. Вот его работа:

Оцени работу ученика, объясни своё мнение.

Примечание:

Особенность предложенного содержания заключается в том, что оно, начиная с первого класса, строится через систему научно-теоретических понятий, в отличие от традиционных программ, где на начальном этапе даётся главным образом пропедевтика основных учебных дисциплин. В нашей системе усвоение ребёнком теоретических, содержательных понятий служит главным условием формирования у него основ научного мышления. Этим объясняется наличие в данной системе контрольных работ лингвистических терминов, которые не используются в традиционных программах по русскому языку.

Условные обозначения:

РО – развивающее обучение

ТДР – тестовые диагностические работы


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21