Сочинения по литературе и русскому языку Шпаргалка: 14 сочинений по литературеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.10.29 Просмотров: 10 Смысл названия драмы А.Н.Островского "Гроза" А.Н. Островский - крупнейший драматург второй половины 19 века. В его пьесах отражены практически все стороны русской жизни. Он один из первых дал широкое описание купечества в России. Свою драму "Гроза", Александр Николаевич написал под впечатлением от путешествия по Волге. Эту пьесу можно смело назвать жемчужиной русской литературы. В ней главное место занимает описание быта и нравов купечества, но и роль пейзажа тоже немаловажна. Сама драма начинается с рассказа Кулигина о красоте природы в городе Калинове: "... Вот братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу". Но это великолепие нарушено жестокими нравами и какой-то духотой перед началом грозы. Кулигин говорит: " Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!" Порядки в Калинове устанавливают два главных и богатых человека, по словам Добролюбова, представители "темного царства": Кабанова и Дикого. Кабанова - "ханже, нищих оделяет, а домашних заела совсем" - говорит Кулигин в разговоре с Борисом. И правда, при первом появлении Марфы Игнатьевны на сцене мы слышим властные интонации хозяйки дома, привыкшей к беспрекословному повиновению. Она донимает близких не столько бранью, сколько вечными упреками за непочтительность, непослушание. Кабанова гневается, так как чует ее сердце какое-то неблагополучие вокруг, какие-то веяния, ей глубоко враждебные. Даже в своей семье, где безропотно ей подчиняются, она видит пробуждение новых чувств, новых отношений, несмотря на то, что ее сын Тихон говорит: "Да я маменька и не хочу своей волей жить." Кабанова является самой влиятельной женщиной в городе, ей даже подчиняется сам Дикой - знатный купец Калинова. Они оба злые, жестокие люди, но Дикого отличает беспридельная жадность. Он прибрал к рукам деньги собственного племянника и говорит, чтобы тот подчительнее к нему относился, если хочет получить их обратно. Крестьянам, Савел Прокофьевич денег совсем не платит. Кулигин рассказывает о мужиках, которые пришли к городничему жаловаться, "что Дикой ни одного из них путем не разочтет". Также, как и Кабаниха, он получает удовольствие, унижая людей, подчиняя их своей воле. Нужно отметить, что Дикой боится Марфу Игнатьевну, Савел Прокофьевич позволяет себе повысить голос на Кабаниху и в ответ слышит: "Ну ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!" В драме на путь борьбы с самодурством встает Катерина - невестка Кабановой, девушка из купеческой семьи, которая насильно была выдана замуж. Она с нежностью и грустью вспоминает о своих деньках, проведенных в родительском доме, о прошедшем беззаботном времени: "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала..." После замужества Катерина оказалась в неволе, ее светлая и чистая душа все время тянулась на свободу, она хотела вырваться из крепких тисков свекрови. И несмотря на все то, что ей приходилось терпеть, она говорила: "А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой". Тяжело Катерине в доме Кабановой, стремящейся привести к полной покорности домашних и прежде всего своеправную Катерину. Но чем больше унижают ее, тем сильнее пробуждается порыв к свободе, любви и счастью. Полюбить Тихона она не может, он не способен защитить свою жену от нападок своей матери, так как сам является орудием в ее руках. Поэтому в чувстве к Борису выражается и смертельная тоска от однообразной жизни, и горячие желание воли, простора. Полюбив всей душой, Катерина не хочет и не может притворяться да обманывать, то есть приспосабливаться к "темному царству". Она делает попытку найти помощь, поддержку у любимого человека: "Возьми меня с собой отсюда" - просит она Бориса и слышит в ответ: "Нельзя мне Катя. Не по своей воле еду: “дядя посылает". Таким образом для Катерины осталось два выхода: один - жить с мужем, покоренной и растоптанной, другой - уйти из жизни. Она выбрала последний - освобождение ценой смерти. После того, как Катерина ушла из жизни, жители города Калинова увидели все, происходящее у них. Даже послушный и покорный сын Кабанихи Тихон прозрел, он осмеливается обвинить мать в смерти своей любимой жены, склоняясь над ее безжизненным телом: "Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы..." Жители города Калинова как бы сами создали эту трагическую ситуацию, не сумев, побоявшись вовремя выступить против самодурства и зла! "Изображение дворянства в литературе первой половины XIX века"Многие великие писатели давали широкое изображение дворянства в своих произведениях: это и А.С. Грибоедов, и А.С. Пушкин. В своих работах авторы выступали против угнетения простого русского народа дворянами и помещиками, а так же против крепостного права. В своей комедии "Горе от ума" Грибоедов показал нам фамусовское общество с узким кругозором и смешными идеалами, стремясь высмеять их глупые интересы. Множество писателей первой половины 19 века описывали дворянство не с лучшей стороны. А.С. Пушкин в романе "Евгений Онегин" рассказывает о разных типах дворянства: петербургском, московском и поместном, показывал отсутствие у этих людей привычки к труду и праздный образ жизни. Для петербургского дворянства характерны суета и мишурность : "везде поспеть немудренно." Люди в Петербурге проводят время в увеселеньях, сменяя развлечения. Главный герой романа Евгений Онегин встает после полудня и к нему сразу несут записки с приглашениями. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут. Евгений посещает театры, балы, а утром уставший возвращается домой. В Петербурге люди заняты модой, а огромное значение имеет общественное мнение - "пружина чести - наш кумир!" В своем романе Александр Сергеевич показал дворянское общество 19 века, причем детально, как жизнь провинциального народа, так и столичного. Основная черта провинции - это верность старине, новые привычки еще не успели дойти до глубинки. Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины. Также, как и в Петербурге, здесь любят балы, и посему хорошо поесть. Еда составляет чуть-ли не самую важную часть деревенской жизни. Обряд известный угощенья, Несут на блюдичках варенья. Провинциальная жизнь однообразна, но она не лишина практического смысла, как в Москве, - она скучна и пуста, отличается консервативностью быта и нравов, ограниченными интересами. Все в них так бледно, равнодушно, Они клевещут даже скучно. Писателей первой половины 19 века очень волновала судьба их родины. Н.В. Гоголь задумывался, спрашивая в лирических отступлениях поэмы "Мертвые души", - "Куда же ты несешься Русь?" Он не мог себе и представить, какое будущее может быть у России, если в ней правит общество, где крепостное право является нормальным жизненным явлением. А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин точно изобразили нравы современного тогда дворянства. В комедии "Горе от ума" главный герой Чацкий пытается противостоять жестокому обществу, но у него ничего не получается, так как он один борется за свои передовые взгляды, прогрессивные идеи, которые совсем не понятны этому обществу. Раздумья этих двух великих писателей в их произведениях заставляют подумать читателей. Изображая дворянство, авторы пытались донести до людей их суть, они хотели, чтобы народ увидел себя со стороны и где-то, может задуматься обо всем происходящем в России. "Союз волшебных звуков, чувств и дум".А.С. Пушкин - выдающийся поэт, писатель первой половины 19 века. В его стихах есть все, что должен осмыслить каждый человек. Основной род его творчества - это лирика, главными темами которой являются свободолюбивые, назначение поэта и поэзии, любовь и дружба, тема Родины, философская проблематика. Пушкин много думал о судьбе своей Родины и русского народа, и посвятил этой теме множество своих прекрасных стихотворений. Еще в лицейские годы у Александра Сергеевича сложились свободолюбивые взгляды и настроения, близкие к декабристским, восклицая: "Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода; во мне не дремлет дух великого народа!.." После окончания лицея Пушкин попадает в среду революционно и свободолюбивого народа, где сразу привлекает к себе внимание как выразитель передовых взглядов своего века, певец политической свободы. Его вольнолюбивая лирика очень хорошо и полно отразилась в оде "Вольность", написанной вскоре по выходу из лицея. Пушкин считает, что закон должен править русским народом это залог обеспечения политической свободы в России. Александр Сергеевич выражал взгляды декабристов, мастерство поэта придавали оде более революционный характер. Передовой молодежью она воспринималась как призыв к революции. Еще одно стихотворение, написанное в Михайловском, - это "Деревня". Его можно разделить на две части. В первой - Пушкин описывает сентиментальный пейзаж в Михайловском. Поэт прячется здесь от суеты жизни: "Я здесь, от суетных оков освобожденный, учился в истине блаженство находить". Во второй части он критикует крепостное право. Поэт говорит, что русские помещики присвоили себе "и труд, и собственность, и время земледельца." Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит также в стихотворении "К Чаадаеву". Оно написано в форме дружеского послания, но в нем отражаются взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом Чаадаевым. Александр Сергеевич говорит, что гнет "власти роковой" заставляя людей передовых взглядов с особой остротой чувствовать "призванье отчизны" и нетерпеливо ожидать "минуты вольности святой". Поэт призывает своего друга бороться за свободу Родины. Он показывает здесь, что любовь к |