Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Слово и его строение. Морфемика. 10-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Слово и его строение. Морфемика. 10-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2829

Чудаева Наталия Леонидовна, преподаватель

Программная тема урока (занятия): Слово и его строение. Морфемика.

Специальные цели урока:

  • обобщить и углубить знания по морфемике, повторить понятия и термины раздела “Морфемика”, познакомиться с историческими изменениями в структуре слов, повторить порядок морфемного анализа;
  • развивать умение выполнять типичные задания ЕГЭ (задания А, В раздел “Морфемика”), различать морфемы в составе слова и выделять их значения;
  • воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Средства обучения:

  • Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Русское слово–РС, 2008.
  • Печатные материалы: схема морфемного анализа, распечатки отрывка текста, тесты.

Дополнительная литература для учителя:

  • Богданова Г. А. Опрос на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996.
  • Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2003. (последующие выпуски).
  • Зайцева Н. А. Игровой урок по словообразованию и морфемике.// РЯ: газета. – 2008. – № 18. – С. 25.
  • Золотарева И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – М.: ВАКО, 2003.
  • Машевская Л. В., Данбицкая Л. В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта работы со словом) – СПб.: КАРО, 2003.
  • Пучкова Л. И. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену – М.: Экзамен, 2008.
  • Чудаева Н.Л. Методика непрерывного изучения морфемики в педагогическом колледже: методическое пособие – Абакан: Изд-во ГОУ ДПО ХРИПКиПРО “РОСА”, 2010.
  • Фоломьева С. О. Русский язык. Правила. Упражнения. Тесты: справочник-практикум. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2007.
  • Юминова Е. В. Словообразование. Способы образования. // РЯ: газета– 2007. – № 6. – С. 29.
  • Материалы конкурса-олимпиады “Русский медвежонок – языкознание для всех – 2008”

ХОД УРОКА

Эпиграф

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

Оргмомент

1. Приветствие учащихся.

2. Интрига.

Перед ребятами лежат на столах отрывки из сказки А.Лингрен “Пеппи – Длинный чулок”.

Ребята прочитайте внимательно отрывок из сказки:

— Привет, Пеппи! – ещё раз крикнули Томми и Анника.

— Во всяком случае знайте – мечтательно проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.

— Скажи, скажи скорей: что ты нашла?

— Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела.– Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.

— А какое это слово? – спросил Томми.

— Прекрасное, – сказала Пеппи.– Одно из самых красивых слов не свете.

— Ну, скажи какое, – попросила Анника.

Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи.

Кукарямба? – переспросил Томми. – А что это значит?

— Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи.– Мне ясно одно – что это не пылесос!

Томми и Анника в растерянности промолчали, потом Анника сказала:

— Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?

— В этом-то и вся штука, вот это мне и не даёт покоя, – объяснила Пеппи.

— Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки”? Почему? (Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие… Это значит, что у слова есть лексическое значение. Данное слово ничего не означает.)

— Давайте сравним слова, записанные на доске. Чем они различаются?

Чёрная тушь – играть туш; русская печь – печь пироги.

Эти слова различаются не только своим лексическим значением. Существительные тушь туш относятся к разным типам склонения: первое – женского рода, второе – мужского; слова второй пары относятся к разным частям речи: существительное и глагол. Следовательно, кроме лексического, слово имеет и грамматическое значение.

Если меняется только грамматическое значение слова, а лексическое остаётся тем же самым, то мы имеем дело с формами одного и того же слова. Например: книга, книги, книге – формы одного и того же слова; но книга, книжонка, книжечка – разные слова, так как их лексическое значение не совпадает полностью; звонить, звонит, звоню – формы одного слова; звонишь, позвонишь, созвониться – разные слова и т.д.

— В какой части слова содержится лексическое значение? (корень) Грамматическое? (окончание, может быть суффикс). А какой раздел науки о языке изучает части слова? ( Морфемика)

3. Объявление темы урока.

Следовательно, тема нашего урока “Морфемика”, запишем тему урока в тетрадь.

Какие цели определим для себя?

(Ответы учащихся должны быть сформулированы самостоятельно. Н-р: повторить части слова, повторить план морфемного разбора слова).

Учитель должен обобщить ответы учащихся:

Цель нашего занятия не просто повторить определения частей слова (морфем), план морфемного разбора, но и выявить пробелы в подготовке по данному разделу, развивать умения свободно ориентироваться в структуре слова, видеть связь с морфологической характеристикой слова; углубить знания, связанные с историческими изменениями в структуре слова.

Повторение базового материала по теме

1. Проведём разминку-повторение (некоторые педагоги называют такую форму работы – блиц-опрос) по теме в форме терминологического диктанта. (Учитель читает толкование морфем и других сведений из раздела “Морфемика”, учащиеся в тетрадь записывают краткий ответ). (Данный материал может быть распечатан)

Низкий и средний уровень.

  1. Общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения… (корень)
  2. Раздел науки о языке, изучающий части слова – (морфема)
  3. С помощью приставки в русском языке образуются … (новые слова)
  4. Слово учитель образовано от слова … (учить)
  5. Слова, состоящие из двух или более корней, называются … (сложными)
  6. Минимальная значимая часть слова, не подлежащая дальнейшему членению, называется… (морфема)
  7. Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении, называется… (окончанием, флексией)
  8. Основа, от которой образовано слово, называется … (производящей)
  9. Выделение значимых частей слова цель …. разбора (морфемного)
  10. Морфема, находящаяся после окончания и служащая для образования грамматических форм слова или нового слова, называется…(постфикс)
  11. В русском языке аффиксы делятся на …(словообразующие и формообразующие)
  12. Формы слова в русском языке образуются при помощи …(окончаний)
  13. Назовите приставки, правописание которых зависит от значения ... (пре-, при-)
  14. Слова бумажный, дружески образовано при помощи … (суффикса)
  15. Какие слова не имеют окончаний? (наречия, деепричастия, служебные части речи)

(Количество вопросов можно увеличить или уменьшить – всё зависит от контингента учащихся).

Высокий уровень.

Данный терминологический диктант провести наоборот: произносим термины (можно раздать напечатанные на листках) морфемики для учащихся, а они должны написать ответ – правило или раскрыть лингвистическое понятие. Н-р:

Приставка – это… (Учащиеся должны написать определение: значимая часть слова, стоящая перед корнем (или перед другой приставкой) и служащая для образования новых слов).

2. Взаимопроверка (в парах) с использованием материалов § 15 учебника (стр. 42 – 48.).

3. Анализ “разминкив форме беседы с учащимися.

— Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если правильных ответов меньше 8, значит, терминологический минимум не усвоен; от 8 баллов до 11 – удовлетворительно, 12-13 – хорошо; 14-15 баллов – отлично.

Какие вопросы показались трудными?

Какие понятия встретились впервые при чтении параграфа?

Учащиеся должны отметить трудность вопросов, связанных с производной, непроизводной, производящей основами, словообразующими и формообразующими аффиксами.

Изучение нового материала по теме

1. Понятие формообразующих и словообразовательных аффиксов.

— Ребята, вы, наверное, задавали себе вопрос: “И зачем это мы делим слова на части, если они, эти морфемы, сами по себе ничего не значат?”

— Думаете, они ничего не обозначают? Тогда скажите, что такое кабаржонок? А кабарга?

Кабарга — это удивительный маленький олень, не имеющий рогов. Обитает это животное в тайге. Широкую известность кабарга получила благодаря расположенной у нее на животе мускусной железе, секрет которой, применяемый в парфюмерной промышленности для закрепления запахов, весьма высоко ценится. В связи с сокращением численности промысел кабарги ограничен.

— А кабаржонок? Кабаржиха? В этом слове мы можем выделить суффикс, который поможет понять значение незнакомого слова. В слове кабаржонок мы можем выделить суффикс -онок. Как вы думаете, какое у него значение? (Этот суффикс указывает на детёныша). В слове кабаржиха суффикс -их. Значит, данные суффиксы образовали новые слова, с новым значением, а следовательно, это словообразовательные суффиксы (словообразовательная морфема).

Задание.

—Вспомните и запишите слова с таким же суффиксом. (Волчонок, зайчонок, барсучонок, лягушонок, галчонок, бельчонок, медвежонок и т.д.) Объясните написание.

— Сравните слова: кабарга, кабарги, кабаргой, о кабарге. Это разные слова или одинаковые? Или прослушайте детское стихотворение С. Маршака (читаем сначала только второй столбик) и ответьте на вопрос: о каких городах говорится в нём?

Из-за далёких рубежей
Доходит к нам молва.
Сто раз в одном из падежей
Ты названа, Москва.
Послушай радио – молву
Минуту или две:
Москва, Москвы, Москве,
Москву, Москвою, о Москве.

(Речь идёт об одном и том же, меняется падежная форма слова)

— Значит, окончание меняет только форму слова, а следовательно, является формообразующим аффиксом.

Задание. Выполнить упр. № 60 с комментарием.

Лингвофизкультминутка

На доске кабинета, на стенах, шторах развешаны на уровне глаз 5 листов формата А-4 (лучше разного цвета), на которых напечатаны слова: г..ристая местность, заг..рать на пляже, костёр разг..рается, юный г..рнист, мама г..рюет. Ребята должны по часовой стрелке, не вставая с места, только поворачивая корпус тела, голову, лучше всего только глаза, найти слова с чередующимися гласными в корне слова, записать в тетрадь, графически разобрать слово и объяснить устно написание данных корней.

2. Понятие омонимичных, синонимичных морфем.

Слово учителя.

— Выполняя разминку, вы заметили, что во всех словах корень -гор-, а вот к словам с чередующейся гласной отнесли только два слова: загорать, разгорается. Почему это происходит в языке? Какое явление здесь наблюдаем?

— Корни играют важную роль в обогащении лексики языка. В русском языке одна корневая морфема может дать жизнь огромному числу слов. Н-р, в словарях зафиксировано с корнем ветер 90 слов, винт (стержень со спиральной нарезкой) — 117, бел(ый) — 242, вод(а) — 213, бр(ать) — 390, би(ть) (глагол) —456, вес(ти) —– 503, нес(ти) (взяв что-л., перемещать, доставлять куда-л.) — 504 и т. д.

Морфемы, являясь частью слова, обладают многими признаками и свойствами слова. Так, н-р, морфемы, как и слова, могут иметь омонимы, синонимы, антонимы.

— Вспомним, что такое омонимы, синонимы, антонимы?

— Данные слова,: г..ристая , заг..рать, г..рнист, г..рюет – имеют одинаковый корень, но значение у них разное, значит, перед нами корни–омонимы. Омонимичными могут быть разные морфемы. Рассмотрим примеры в таблице (распечатанный материал на столах):

Таблица

УЧИТЕЛЬ, СТРОИТЕЛЬ, РУКОВОДИТЕЛЬ

КАМЕНЩИК, НАЛАДЧИК, ЛЕСНИК, ТРУЖЕНИК

Суффиксы -ТЕЛЬ-, -ЧИК-, -ЩИК-, -НИК– в данных словах означают принадлежность к какому-либо роду деятельности, т.е синонимичны
НО:

ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ, РУБИЛЬНИК, СЧЕТЧИК

В данных словах суффиксы -ТЕЛЬ-, -ЧИК-, -ЩИК-, -НИК– имеют лексическое значение “прибор, механизм, устройство", т.е. по отношению к предыдущим суффиксам они омонимичны.

Или сравним слова с приставками, данными в учебнике (чтение материала на стр. 45. под обозначением СТ): закричать – вскричать, данные приставки (за-, вс-) синонимичны, т.к. близки по значению, но отличаются стилистически.

Задание.

— Выполнить устно упр. 58, 63, 64 на нахождение синонимичных и омонимичных морфем. (Группа по цепочке комментирует слова)

3. Понятие производной, непроизводной и производящей основ.

Слово учителя.

— Выполняя упражнения, мы обратили внимание на то, что слова образуются от других слов.

Н-р, гордыня образовано от слова гордый, докторша от доктор, секретарша от секретарь. Для таких слов (которые образуются и которые образуют) в русском языке есть лингвистическое “название”. Найдите “названия” в учебнике (стр. 47.).

(Ответ: Основа, от которой образовано слово, называется производящей. Производная основа — членимая, помимо корня включает приставки, суффиксы. Непроизводная (нечленимая) основа состоит только из корневой морфемы).

Задание:

— Охарактеризуйте основу слов по данной характеристике. (Упр. 66)

4. Исторические и морфонологические изменения в структуре слова.

— Выделите основы слов и корни в словах, приведённых в упр. 57 (устно)

— Что вы заметили при выделении основ и корней в словах? (Чередуются согласные и гласные: отец –отеч/еск/ий; блеск – блещ/у; вест/и –вод/ить: жемчуг – жемчуж/ин/а).

Слово учителя. (учащиеся отмечают (записывают) основные процессы в тетради-справочнике)

— В корне слова могут происходить различные чередования гласных и согласных; могут выпадать звуки (об+вертка = обернуть, об + вернуться = обернуть(ся)); могут вставляться звуки (взнуздать (от узда), вотчина (от отчий), заиндевелый (от иней); может слово в процессе исторического развития языка утрачивать свою членимость и восприниматься нами как нечленимое (происходит процесс опрощения). При данном процессе корень как бы поглощает другие морфемы. В результате слияния аффиксов с корнем происходит сокращение количества морфем в слове. Сравните: мешок -мех (данные слова записываются на доске). Суффикс -ок прирос к корню и связь между словами утрачена. От слова место образовалось слово поместье (т.е. владение по месту службы дворянина), а от него образовалось помещик. В современном языке слова место и помещик рассматриваются как разнокорневые слова. Или, н-р, в слове работа мы не выделяем корень -раб-.

Может быть процесс противоположный опрощению – усложнение. В результате этого процесса одна морфема членится на две. Н-р, заимствованное из голландского языка слово зонтик с одним корнем стало члениться под влиянием русских слов столик, носик, листик и др. на корень -зонт– и суффикс -ик.

Могут слова просто менять границы членения морфем, при сохранении звукового состава. Это так называемый процесс переразложения. Н-р, ранее слово голыдьба членилось на голыдь/б/а, а в современном языке – гол/ытьб/а.

Таким образом, мы познакомились с основными историческими и морфонологическими изменениями в структуре слова.

Задание.

— Определите процессы, происходящие в словах. (Учащиеся записывают пары слов в тетрадь, желающие комментируют вслух процессы, которые наблюдаются в словах).

Пух – пушистый, пахать – пашет, двигать – двинуть, ель – ёлка, веду – вёл, водить – вожак, обволакивать – облако, окно – око, небось – не бойся, негодяй – не годится, лепёшка – лепёха , мгла – мга.

Закрепление изученного материала (подготовка к ЕГЭ)

1. Слово учителя.

— Итак, мы повторили основные понятия по теме, познакомились с историческими и морфонологическими изменениями в структуре слова, углубили свои знания по темам “Синонимы. Омонимы. Антонимы”. Настало время вспомнить, как необходимо выполнять морфемный анализ слов, и проверить, готовы ли мы к экзаменационным испытаниям.

2. Задание.

— Откройте упр. 59. Наша задача выполнить морфемный разбор слов, применяя свои знания по теме “Морфемика”. С чего начнём? (выслушиваем все ответы учащихся, затем сверяем с планом морфемного разбора, который на данном этапе раздадим учащимся в распечатанном виде, а также можно воспользоваться планом, предложенным авторами учебника на стр. 47.)

Выполнение упражнение с комментированием у доски.

1. Анализ заданий вариантов ЕГЭ

— Мы рассматривали примеры нетрудные. Настало время взглянуть на задания, которые предлагались на ЕГЭ (до 2009 года). Самыми распространёнными являлись задания такого типа:

(распечатанные материалы на столах)

Примеры заданий закрытого типа (выбрать один вариант ответа)

1) Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

А) проскакивая, б) перевозчик, в) разыгравший, г) стержневой.

2) В каком слове есть суффикс -ЧИК– со значением “маленький”?

А) шкафчик; б) мячик; в) лётчик; г) огурчик.

3) В каком ряду во всех словах выделяется окончание -Е ?

А) междуречье, вдвойне; б) чудовище, преддверие, знамение;

В) вызывающе, глубже, доисторические; г) вкратце, сверхдальние.

4) В каком ряду во всех словах нулевое окончание?

А) гербарий, босиком; б) суффикс, смелость, рощ; в) олений, разбросав.

5) Определите, в каком ряду приставка ПЕРЕ– одного значения:

А) перелететь, переварить, перешить; б) привстать, привязать;

В) пересолить, переносить; г) перебежать, переползти, перейти.

Примеры заданий открытого типа (часть В).

6) Из данного предложения выпишите слова, состоящие из трёх морфем: корня, одного суффикса и окончания.

Счастливых минут не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

Ответ: счастливых, жизнь.

7) Укажите предложение, в котором используются родственные (однокоренные) слова.

А) Я познакомился с Мариной Ивановной в декабре 1939 года в голицынском “Доме творчества”. Б) Никогда раньше не видел я ни самой Цветаевой, ни её портретов, фотографий. В) И воображению, довольно наивному, как я сейчас понимаю, рисовался образ утончённо-изысканный, быть может, по ассоциации с альтмановским портретом Ахматовой. Г) Оказалось – ничего подобного. Д) Никаких парижских туалетов – суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая шерстяная юбка.

Ответ: В (воображение, образ)

Морфемика и орфография.

8) Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква з.

а) ра_ворошить, и_зябнуть, (з,с)дать, во_создать, перера_пределить;
б) обе_зараженный, ра_добыть, бе_вкусный, ни_вергнутый, нера_деленная;
в) ра_царапать, обе_воженный, (с,з)двинутый, и_следовать, и_бранник.
г ) ра_двоение, в_лететь, и_подтишка, бе_полезный, (с,з)бивчивый.

9. В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне?

а) громко свиснуть; б) мелкая изморось; в) отвезти песок на стройку; в) искусный мастер.

10 Найдите строчку, где в каждом слове допущена ошибка в написании корня

а) чёрный, шопот, ночовка, нарцысс б) цыклон, шассе, зоря, косание

в) уравнение, постилить, пловец, соберать г) хруснуть, начинать, вырастить

11. Укажите номер строчки, где все слова с пропущенной чередующейся гласной в корне

а) бл..стящий, зар..внять, скл..ниться, изл..жение

б) изл..гать, насл..ждение, ск..чок, заг..рать

в) зал..зать, запл..тить, оз..рять, з..рница

г) р..стовщик, взр..слеть, разв..вается, прим..рять

Подведение итогов урока

— Мы повторили основные понятия по теме, проанализировали примерные задания в ЕГЭ, познакомились с историческими изменениями в слове.

Выставление оценок за работу на уроке отличившимся учащимся.

Домашнее задание

— Дома необходимо повторить тему, особенно обратить внимание на записи в тетради. § 15, упр. по уровням:

“5” * – упр.68. Творческое задание. Составить словарик синонимичных и омонимичных морфем.

“4” – упр. 69; выполнить морфемный разбор слов: Ошейник, наконечник, полоскать, плащ-палатка. Творческое задание. Составить тест (15– 20 заданий) по теме, подобный заданиям ЕГЭ типа части А, В.

“3” – упр. 66, 54; морфемный разбор слов: безрукавка, вход, улетучиться, труженик.

Творческое задание. Образуйте от данных слов как можно больше однокоренных слов: земля, дорога, лист, холод, лес, город.

Задание для любознательных см. Приложение 1.

Памятка

Порядок морфемного анализа

  • Определите часть речи.
  • У изменяемого слова найдите окончание
  • Укажите основу слова, дайте её характеристику.
  • Выделите корень, подберите однокоренные слова. Отметьте исторический процесс (если есть).
  • Выделите суффиксы (если они есть), подбирая одноструктурные слова.
  • Выделите приставки (если они есть), подбирая одноструктурные слова.
  • Запишите графическую схему слова (сделайте вывод о структурном составе слова).
Прибрежный – имя существительное

Имеет материально выраженное окончание (м.р., в форме Р.п. – придорожного, Т.п – придорожным).

Основа – прибрежн– (членимая, или производная)

Приставка – при– (при-ехал, при-школьный)

Суффиксы – -н– (пришколь-н-ый, лун-н-ый)

Корень – -бреж– однокоренные слова: берег, береговой, прибрежье. В корне слова наблюдается процесс чередования согласных г//ж

Приложение


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21