Филология Реферат: Отдельные предположения о появлении и развитии русского языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.10.26 Просмотров: 3 Морозов В.И. Одна из самых больших загадок окружающего нас мира - язык, его появление и развитие. Является ли он наследственным подарком природы или же продукт нашего совершенствования? Как известно, язык - основа мышления человека. При помощи него формируются понятия, представления и знания об окружающем нас мире. Без него мы не смогли бы представить ни прошлое, ни настоящее, ни будущее. Появление языка классифицирует уровень развития человека как разумного и представляет собой более значимое событие, скачок в эволюции человека и природы в целом, чем самые впечатляющие открытия XX- го века. Первое упоминание в истории о проблеме появления и развития языка изложено у Геродота в работе " Истории в девяти книгах" о египетском фараоне Псамметихе I, жившем в VII веке до н.э., который по языку хотел определить древнейший народ. В основе эксперимента была идея божественного дара языка человечеству, которое со временем его исказило. Следовательно, если взять новорожденных детей и изолировать их от общества, то они должны заговорить и их язык должен быть единственно истинным, от бога. С этой целью двух новорожденных детей отдали на воспитание глухонемому пастуху. Через два года дети произнесли одно единственное слово - "бекос", которое с фригийского переводилось как хлеб. На основании полученного результата царь сделал вывод, что самый древний народ - фригийцы. Решением этой увлекательной проблемы занимались английский философ Гобс, английский врач и философ- материалист Д.Гартли, Рене Декарт, Лейбниц, Российская императрица Екатерина II и многие другие известные личности. В результате проделанной работы они находили крупицы современных представлений на происхождение языка. Так, Лейбниц высказал идею об отыскании в неизменяющихся частях, а именно в корне слова, общего межъязыкового содержания и произношения, положив начало науке этимологии. Он внес предположение, что имена собственные были первоначально нарицательными: "Главная цель языка заключается в том, чтобы возбудить в душе того, кто меня слушает, идею, сходную с моей. Поэтому достаточно сходства, которое дается общими терминами". В XVIII веке президент Академии Российской вице-адмирал Шишков высказал следующие идеи: 1) ":Первоначальному составлению языков, учительницей была природа. Люди, слыша естественные звуки, соглашали голос свой с оными и давали им те самые, какими, казалось, они себя называют". 2) "...Сравнивая одни и те же названия, принадлежавшие первейшим коренным понятиям и предметам слова человеческого, например: бог, небо, отец, мать, сын, земля и прочие, выраженные на 200 языках древних и новых, образованных и диких народов - показывают нам, что одно и тоже слово имеет несколько (4-8) корней, из которых образуются семейством слов" т.е. идея нескольких праязыков. Определенный вклад в развитие языкознания внесен компаративистами (ученые, работающие в рамках сравнительно-исторического языкознания). Как пишет один из представителей этого направления Я.Гримм:"...проявления языка просты, безыскусственны, полны жизни, подобны быстрому обращению крови в молодом теле. Все слова кратки, односложны, образованы почти исключительно с помощью кратких гласных и простых согласных, слова теснятся густой толпой, как стебли травы. Все понятия возникают из чувственного ясного созерцания, которое уже само было мыслью и от которого во все стороны распространялись элементарные новые мысли. Соотношение слов и представлений наивны и свежи, но выражаются без прикрас последующими еще не присоединенными словами". Вместе с тем современные представления о происхождении и развитии языка еще далеки от истины, и каждый из нас может внести свою крупицу знаний в общее решение этой сложной проблемы. В основе изложенной ниже версии, применительно к русскому языку, также лежат предположения об его естественном происхождении и развитии. Древние памятники языка необходимо искать в корнях тех слов, которые, по нашим взглядам, не могли появиться позже или быть заимствованы из других языков. Корни этих слов необходимо рассматривать не как отдельные слова, а - целое предложение, где отдельные звуки содержат значение слов в современном представлении. Специфика данных "корней-предложений" заключается в том, что они по существу - набор понятий, где отсутствуют члены современного предложения. В этих "корнях- предложениях" основной упор делался на передачу эмоционального состояния человека и меньше на информативность содержания, что связано с ограниченным количеством используемых звуков. Содержание этих звуков по тем же причинам расплывчато. С одной стороны, при помощи этих предложений можно описать простые действия, с другой - можно попытаться частично расшифровать философские взгляды наших предков. Следующая более существенная часть предложений - расшифровка самих звуков, которые получены и уточнены на значительном количестве слов и в неполном виде с демонстрационными примерами представлены ниже. Так, имя собственное (первочеловека) было нарицательным существительным АДАМ. Звук Д - означает какое-то явление или объект. Звук М означает чудо, чудодействие, явление (событие), выходящее за грани возможностей человека или необъяснимое ("божественные силы" и "божество"). Звук А являлся межсогласной связкой и информативное содержание в нем отсутствует. Поэтому имя АДАМ - расшифровывается, как явление (продукт) божественной (чудодейственной) силы, чудо создания человека. При этом в его имени сохранился основной библейский признак его создания. Звук Н означает данность чего-то. Так, до настоящего времени в Тверской губернии слово НА используется в значении "бери" или "даю". Поэтому междометие АМИНЬ означает подтверждение события чудодействия (дословно - чудодействие дано (получено). На данном и других примерах мы увидим, что первоначально междометия имели конкретное содержание, которое зачастую в дальнейшем утрачивалось. Раз уж мы коснулись библейской темы, то в качестве примера рассмотрим слово ПАСХА. Звук П означает производить, делать что- либо. Звук Х - означает пищу. Звук С - означает вместе, какое-то совместное количество, для всех. Поэтому слово, обозначающее библейский праздник ПАСХА, расшифровывается как "приготовить для всех пищу" и имеет, вследствие этого, более глубокие исторические корни праздника, на котором совместно готовилась и принималась пища. А раз уж мы коснулись звука Х, то попутно расшифруем междометия, связанные с этим звуком. Междометие АХ означает просто возглас ПИЩА, ОХ - вокруг пища, УХ - впереди (перед человеком, людьми) пища. Звук Г - означает большой, огромный. Звук О - окружающее пространство вокруг человека. Слово ГОД - огромное количество окружающих событий, явлений. Исходя из этого определения-расшифровки, можно предположить, что первоначально это был произвольный период времени. Можно аналогичным образом расшифровать явления природы и даже военно-политические атрибуты. Звук З - означает наличие сил. Так слово ЗНАМЯ - расшифровывается как, силой наделен чудодейственной (необычайной). Поэтому первоначально под знаменем мог оказаться любой предмет, наделенный по представлениям предков чудодейственной силой, помогающей преодолеть беды и несчастья. ЗНАМЕНИЕ - чудодейственная сила дана и есть (подтверждается). ЗНАК - сила дана направляющая (управляющая). МОЛНИЯ - чудодействие окружающей природы дано. ГРОМ - огромное внимание, вокруг чудодействие. ГРОЗА - огромное внимание, вокруг сила (огромное воздействие на человека окружающих сил). Поэтому в древнерусском языке слово ГРОЗА имело содержание не только природного явления, но и душевного состояния ужаса. РАДУГА - дуга, привлекающая внимание, хотя слово ДУГА также имеет свое содержание: объект перед нами огромный. Звук Л означает природу, окружающий край. Поэтому слово ЕЛЬ -расшифровывается, как "есть природа ", символ живой природы. Из этого можно предположить, что ель у древних славян, как постоянно зеленое дерево, зимой олицетворяла оставшуюся часть живой природы. Тогда становится понятным древний обычай наряжать ее (приносить дары) в канун Нового года, когда уменьшение длительности дня заканчивается. Ведь в дальнейшем день начнется увеличиваться, а вместе с этим и оживать природа. ЗИМА - силы и чудодействие, ВЕСНА - проявления (изменения) всем даны, ЛЕТО - природа есть тебе вокруг, ОСЕНЬ - окружающее всем (все) есть дано. Слово ЗЕМЛЯ - сила есть чудодейственная природы, ПОЛЕ - преобразованная (обработанная) окружающая природа. Слова БОГ - преодолевающий в округе, повелитель округи (исключительная, всепроникающая власть), БОЖЕ - повелитель окружающей жизни есть. Интересно проследить развитие слова ВЕДЬ от его зарождения, которое расшифровывается, как объяснение есть объектам (явлениям). Чем не развернутое древнее определение термина знание? В старославянском языке по письменным памятникам оно конкретно означает знание. А уже в Словаре русского языка С.И. Ожегова слово ВЕДЬ превращается в союз и частицу, хотя в этом же словаре приведен, а в некоторых местностях еще существует глагол "ве |