Преподавание русского языка Интегрированный урок химии и русского языка по теме "Соотношение строения органического вещества и его названия"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.10.19 Просмотров: 9 Абдулина Маргарита Ивановна, учитель химии; Родина Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Тип урока: комбинированный урок. Вид урока: урок-поиск(создание проблемных ситуаций типа: столкновение с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых условиях). Методы урока:
Ход урока Учитель русского языка (слайд1 (презентация)):
Неслучайно эпиграфом к нашему уроку мы взяли эти строки А.С.Пушкина. Надеемся, что этот урок станет для вас открытием о том, как тесно связаны столь разные, на первый взгляд, науки – языкознание и химия. Тема нашего урока “Соотношение строения органического вещества и его названия” (слайд2) Учитель химии: Мы изучили раздел органической химии - углеводороды. Какой вид формул мы использовали при изучении состава и строения углеводородов? Учащиеся отвечают, что при изучении состава и строения углеводородов они использовали эмпирические формулы, отражающие качественный и количественный состав вещества и структурные формулы, отражающие последовательность соединения атомов в молекулы согласно их валентности. Учитель химии просит учащихся вспомнить классификацию углеводородов. Ученики составляют схему (слайд 3):
Учитель русского языка спрашивает: Что общего с точки зрения русского языка в названии этих углеводородов? Учащиеся отвечают, что корень – главная значимая часть слова. Учитель химии повторяет, что главной значимой частью слова является корень и спрашивает: “Атомы, каких элементов являются главной значимой частью качественного состава углеводородов?” Учащиеся отвечают: главной значимой частью качественного состава углеводородов являются атомы углерода и водорода. Учитель русского языка: В чем состоит отличие с точки зрения русского языка в названии углеводородов? Учащиеся отвечают - суффикс, не меняя лексического значения слова, вносит изменения лишь в оттенки значения. Учитель химии: Чтобы определить, отличается ли количественный состав углеводородов с изменением суффикса в названии? Вспомним общие формулы каждого класса углеводородов (дополняем схему). Учащиеся называют общие формулы каждого класса углеводородов Что меняется в структурном строение вещества с изменением суффикса в названии углеводорода? Учащиеся говорят о наличии одинарной, двойной, двух двойных и тройной связи в соответствующих веществах и делают вывод о том, что суффикс в название углеводорода говорит о наличии той или иной связи. Учитель химии предлагает выполнить задание по группам. Задание 1. Составьте эмпирическую, структурную формулы веществ и назовите их, если корень в название углеводорода : проп; бут; пент. суффикс 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа ан ен диен ин Выполнив задание, представители каждой группы, показывают решение на доске. Учащиеся делают вывод о том, что качественный состав веществ, имеющих однокоренное название, не меняется. С изменением суффикса в названии углеводорода меняется количественный состав и структурное строение углеводорода, а значит, и химические свойства. Учитель спрашивает, какие характерные реакции для углеводородов, имеющих в названии суффикс ан, ен, диен, ин. Учащиеся делают вывод. Качественный состав всех углеводородов - атомы углерода и водорода. Наличие определенного суффикса, помогает определить, к какому классу углеводородов относится данное вещество, какое оно имеет структурное строение и какие химические свойства характерны для данного углеводорода и наоборот. Учитель русского языка: Обобщим ваши знания на простых примерах (слайд 4). Что вы представляете, когда слышите слово “ДОМ”? Как может выглядеть “ДОМИК”? (суффикс –ик- придает слову уменьшительное значение). Что представляется вам со словом “ДОМИЩЕ” (суффикс -ищ- увеличивает признак, качество) Таким образом, зная значение значимых частей слова, можно сделать вывод и о свойствах, признаках всего слова. Этот общий процесс применим для предметов как естественно-научного, так и гуманитарного циклов. Ваш мозг обладает огромным запасом знаний, главное уметь их применить в различных ситуациях. В завершение нашего урока предлагается тест, составленный из заданий ЕГЭ части В на соответствие (приложение 1). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |