Преподавание русского языка Урок речетворчества. Пейзаж настроения (открытия импрессионизма в литературе, живописи, музыке)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1197 Баркова Марина Вольфовна, учитель русского языка и литературы; Лоськова Тамара Анатольевна, учитель русского языка, литературы и МХК ХОД УРОКА Учитель. Сегодня наш разговор пойдет об очень необычайном, солнечном, радостном искусстве, которое получило свое название импрессионизм, что в переводе с французского означает «впечатление». Тема нашего урока «Искусство радости (открытия импрессионизма в литературе, живописи, музыке)». Выразительное чтение стихотворения О. Мандельштама «Импрессионизм»
Учитель. Произведения импрессионистов дарят нам ощущение радости жизни и единства человека со всем, что его окружает, – природой, городом, интерьером. Представители этого направления, будь то композиторы, живописцы, поэты, писали о том, что видели, слышали, ощущали вокруг себя – сады, поля, улицы, их краски, звуки, запахи. Работа с эпиграфом. Учитель. Французский поэт Поль Верлен, обращаясь к художникам-импрессионистам, подчеркнул основную особенность в творчестве этих авторов: «Душа ваша – пейзаж». Учитель. Представители разных видов искусства едины в своем восприятии пейзажа, прежде всего как отражения мира чувств и переживаний человека. Предварительная терминологическая работа. (Возможный список слов: колорит, тональность, гамма, аккорд, палитра, ритм, элегия, симфония, лейтмотив, поэма, нота, ноктюрн, соната, мелодия, этюд, эскиз). Учитель. В центре внимания сегодня на уроке – импрессионистское описание природы в разных видах искусства . Выполним следующее задание. Задание классу. Придумайте сочетания слов, характеризующих фрагменты пейзажа с точки зрения живописи, литературы и музыки. (Например: звенящий цвет, палитра звуков, живописное звучание, аккорд красок, живописная поэма, ликующие краски, симфония красок, музыка живописи). Задание классу. Попробуйте догадаться, к какому виду искусства относятся названные произведения: «Острова радости», «Эскизы», «Офорты», «Эстампы», «Разговор ветра с морем» (музыкальные произведения французского композитора К. Дебюсси). Послушайте небольшой фрагмент из пьесы К. Дебюсси «Прерванная серенада». Прослушивание музыкального отрывка Сообщение учащегося «Импрессионизм в музыке». Для музыки импрессионистов характерна лирическая созерцательность, неопределенность мелодических звучаний, смена ритмов. Учитель. Манеру музыкального письма Дебюсси можно сравнить с акварелью и пастелью русского поэта А.А. Фета, дающего в своих стихах безграничные возможности колористических нюансов, ближе всего подходящих к определениям: «вполголоса», «шепотом», «напевая». Индивидуальная творческая работа «Фет – поэт-живописец». Выразительное чтение стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь». Сообщение «Образная система стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь». Как живописец, работающий на пленэре, Фет замечает едва уловимые движения света и воздуха, малейшие изменения цветовой гаммы пейзажа и, выбрав на словесной палитре необходимые краски, фиксирует свои впечатления, превращая мгновенное в вечное. Учитель. Импрессионизм в литературе имеет свои специфические особенности. Индивидуальное сообщение «Импрессионизм в литературе». Признаки «импрессионистического стиля» – отсутствие чётко заданной формы и стремление передать предмет в отрывках, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, но при обзоре целого они обнаруживают своё скрытое одиночество и связь. Учитель. Импрессионизм обогащал художественный мир произведений реализма, не видоизменяя его художественной системы. Такое явление можно увидеть в произведениях И. С. Тургенева. Индивидуальное задание «Импрессионизм в произведениях И. С. Тургенева». Задания классу. Рассмотрим пейзажное описание из рассказа «Бежин луг». «Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным, по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху в них голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь». – Каковы колорит и тональность этого описания? – Голоса каких инструментов вы слышите в мелодии этого пейзажа? Учитель. Не менее выразительные произведения создавали импрессионисты в живописи . Их работы не соответствуют правилам академической живописи . Вместо продуманной композиции перед зрителем оказывался случайно увиденный уголок природы. Здесь нет места для условностей, для традиционной воздушной перспективы, здесь тени вместо глухих чёрных становились цветными и прозрачными. Индивидуальное сообщение «Особенности импрессионизма в живописи». Произведения импрессионистов – результат живого мгновенного впечатления. Автор стремился передать не свое знание о природе, человека и законах искусства, а непосредственное очарование жизни. Учитель. Говоря о живописи импрессионизма, следует отметить такую особенность, как музыкальность картин. Естественно, это понятие условное – полотна сами по себе, конечно, не издают звуков. Однако хорошая живопись, как и хорошая музыка, вызывая в нас те или иные чувства, создает определённое настроение. Достигается это прежде всего рисунком или цветом – их певучесть и созвучность, их гармония образуют согласный аккорд. Линии и краски создают в живописи определённый ритм, подобный музыкальному. Наконец, композиция полотна объединяет все выразительные элементы, вызывая законченное стройное звучание. Живописец Лев Бакст уподобил художника дирижёру, способному одним взмахом палочки вызвать к жизни тысячи звуков. Задания классу. – Попытайтесь определить основную тональность живописных пейзажей французских импрессионистов К. Моне, Э. Мане, А. Сислея. Учитель. Новые эстетические идеи проявились и в сближении тем, сюжетов и образов. Попробуем убедиться в этом, найдя общее в произведениях различных видов искусства, в которых даже обычный дождливый день становится прекрасным. Послушаем стихотворение русского поэта М.Волошина «Дождь». Определите его лейтмотив. Выразительное чтение стихотворения М.Волошина «Дождь». Вопросы классу. – Какие образы, созданные поэтом, вам особенно запомнились, поразили ваше воображение? Учитель. Жизнь парижских улиц привлекала многих художников-импрессионистов. К.Писсарро не исключение. Живописец старался передать общее ощущение городского пейзажа. Искусствоведческий анализ картины К.Писсарро «Оперный проезд в Париже». Картина «Оперный проезд в Париже» изображает дождливый день. Пейзаж был написан из окна первого этажа. Такая точка зрения даёт интересные пространственные эффекты и ракурсы. Свойственное Писсарро чувство монументального реализуется в обобщенно переданных объемах зданий в широте композиций. Учитель. Пейзаж с дождем можно “нарисовать” и в музыке. Не случайно французского композитора Клода Дебюсси называют живописцем в музыке: так выразительны его звуковые “мазки”, так узнаваемы его пейзажные зарисовки. Об этом писал и сам композитор: “…музыкант хочет заставить видеть то, что он делает слышимым, и перо в его пальцах становится кистью”. Задания классу. – Послушайте пейзажную зарисовку К. Дебюсси “Сады под дождем”. Попытайтесь понять чувства, передаваемые звуками, зримо представить детали этого пейзажа. Индивидуальное задание. – Сопоставьте произведения Камиля Писсарро, Максимилиана Волошина, Клода Дебюсси по их настроению. Учитель. Полутона, шёпот, отблески предметов, дымка – это одна из граней поэтики импрессионистов. Другая грань – яркость цветовых решений, колоритность красок, эмоциональная насыщенность. Эти черты больше присущи русскому импрессионизму. Полны жизнеутверждающего пафоса многие картины И.Э.Грабаря и, конечно, всем нам знакомая «Февральская лазурь». Искусствоведческая справка о картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Учитель. Многие художники-импрессионисты экспериментировали и в области декоративно-прикладного искусства. Произведения какого вида декоративно-прикладного искусства напоминает нам эта картина? Учитель. Подобные ассоциации возникли и у русского поэта О.Мандельштама. Выразительное чтение стихотворения О.Мандельштама «На бледно-голубой эмали…». Учитель. Прекрасная картина зимней природы дана и в стихотворении А.А.Фета «Чудная картина». Выразительное чтение стихотворения А.А.Фета «Чудная картина». Творческая работа «Образная система стихотворения А. А. Фета «Чудная картина»». Учитель. Как мы увидели на сегодняшнем уроке, мир прекрасного, гармонии и красоты тесно связан с миром природы. «Великая и возвышенная книга природы», созданная мастерами слова, живописи и музыки, не перестаёт удивлять своим совершенством. Способностью заметить красоту среди случайного и поверхностного и отличались творцы импрессионистического искусства. В момент творчества они воплощают в своих произведениях лучшее, что есть в их мире и как бы растворяются в своём творении, отражая неясное, несбывшееся, смутное, неуловимое, сиюминутное движение души. Выразительное чтение стихотворения А.А. Фета «Целый мир от красоты…» Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |