Преподавание литературы Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. М.Пришвин "Выскочка"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 974 Афанасьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов Цели урока:
Оборудование: портрет писателя, фотографии писателя, доклады учеников, иллюстрации животных, учебник. Название урока: «Дорога к другу». «Где ты, мой друг, за долами и за синими морями? Или ты был у меня, и это я зову тебя из прошлого, или надеюсь увидеть тебя в будущем? Как бы мне хотелось все свое тебе рассказать, во всем с тобой посоветоваться…» I.Слово учителя: – Сегодня у нас состоится удивительная встреча с творчеством М.М. Пришвина, о которой он так мечтал… Каждый из вас вынесет из нее что-то свое, то, что увидит, услышит, почувствует, запомнит… М.М. Пришвин родился 23 января 1873 года недалеко от г. Ельца в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала гимназия, затем Реальное училище в Тюмени, после политехникум в Риге. Дальнейшее образование М.М. Пришвин получил за границей в Германии в Лейпцийском университете. В Россию вернулся в возрасте 29 лет агрономом, но с широким общегуманитарным образованием. Интерес к языку, к родной природе заставил М.М. Пришвина оставить основное занятие. Он полностью погрузился в литературную деятельность. К. Паустовский однажды сказал: «Жизнь Пришвина – доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, “по велению своего сердца”. В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому, что человек, живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром, всегда созидатель, обогатитель и художник…» Так А.П. Чехов, получив медицинское образование, будучи доктором, был должен бросить медицину и всю жизнь целиком посвятить себя литературе. М.М. Пришвин оставил после себя дневниковые записи. Он был не только писателем. После него остались необыкновенно интересные фотографии. Каждая фотография – целая повесть. Пришвина называют художником «крупного плана». Ничего от него не скроется, все-то он заметит: и причудливые корни деревьев, и нежный цветок и травинку. М.М. Пришвина упрекали в равнодушии к человеку, в том смысле, что в его произведениях мало людей, что он все больше писал о себе и о себе. Основным объектом его художественного исследования был человек. Человек и природа! Душа человека в ее сокровенных переживаниях – вот о чем размышлял Пришвин. Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов – «Выскочка» из серии «Разговор птиц и зверей». II. Выразительное чтение текста III. Первичное восприятие текста
IV. Анализ текста (подробный) Сорока 1.1. Вопросы:
1.2. Мини-доклады (2–3 человека)
Собака Вьюшка 2.1. Вопросы:
2.2. Сообщение о лайке (делает учитель) Известно, что лайки издревле путешествовали вместе с ненецкими племенами, скитавшимися по северным районам Азии. Их использовали для выпаса оленьих стад или в качестве ездовых собак. Собаки этой порода способны переносить низкие температуры, легко приспосабливаются к изменению условий, физически выносливы, неагрессивны. V. Акцентное вычитывание
VI. Итог – Мне тоже очень понравился этот рассказ. А чтобы он получился таким живым, интересным, писатель внимательно наблюдал за жизнью леса всю свою жизнь.
В 1952 г. в один из зимних месяцев Вера Инбер провела в подмосковном Доме творчества, где в то время находился и Пришвин. Она была свидетельницей того, как он записывал высказывания большой синицы, сидевшей на сосне. Вот, что она вспоминает: «Синица коротко просвистела какую-то фразу и стукнула клювом по стволу: поставила точку. Пришвин записал. Но, перелетев на ель и смахнув с нее снежок, синица повторила сказанное, однако уже по-другому: длинным, разветвленным предложением. Пришвин, закинув голову в меховой шапке и блестя очками, прислушался, зачеркнул написанное и тоже записал по-другому, видимо, более подробно, после чего сложил скамеечку, и мы отправились дальше. Голубая большая синица смотрела нам вслед. Чтобы сделать запись в своей тетрадке, Пришвин должен был сосредоточиться, углубиться в себя, побыть в неподвижности. Нужна была тихая минута». «Воспоминание о М. Пришвине»: сборник. – М.: Сов. писатель, 1991.
«Так скажу о себе (уже пятьдесят лет пишу!), что прямого успеха не имею и меньше славен даже, чем средний писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки из них вырастают с золотым солнышком в голубых лепестках, те самые, что люди называют незабудками. Итак, если представить себе, что человек, распадаясь после конца, становится основанием видов животных, растений и цветов, то окажется, что от Пришвина остались незабудки». VII. Домашнее задание: выразительное чтение текста, подробный пересказ по самостоятельно составленному плану. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |