Преподавание русского языка Урок развития речи в 7-м классе на тему "Обособленные определения" по русскому языкуNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.09.22 Просмотров: 14 Нуриахметова Фаниля Минигалиевна, учитель русского языка и литературы Цели: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование урока:
Ход урока 1. Организация класса. Отгадывание загадок:
а) Сообщение темы урока. - Сегодня на уроке, повторяя предыдущий материал, мы будем говорить о берёзе. С незапамятных времен почитаема и любима берёза на Руси. Сенокосным июнем в старину справляли на селе праздник берёзы – именинницы, берёзкин день. Наряженные девушки выходили на игрища в берёзовые рощи и заплетали в косы тонкие ветви, украшали деревья яркими лентами. Была примета: увянут ветки – не будет удачи, если же останутся зелёными – жди щедрого урожая хлеба. [3] б) Чтение стихотворения. - Поэту О. Шестинскому принадлежит замечательное стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик).
2. Словарная работа. Запись слов, объяснение. - Обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля, великого русского лексикографа. Посмотрите на обложку, запомните его название. В.И. Даль приводит пословицы о берёзе.
Березовик – так называют не только белый гриб, но и птицу вальдшнепа (бекаса). Березняк, березник – В.И. Даль для этих слов даёт ещё одно значение: березовый хлам, хворост. Березовица, березица, березник, березовка – нацеживаемый весною березовый сок, который, перебродив, образует сладковатый напиток. Берёзовка – певчая пташка, пером похожая на сороку и на птицу длиннохвостку. Березозол – старое название марта или апреля.[1] 3. Повторение пройденной темы. - Найдите главную значимую часть слова, в которой заключено общее значение этих родственных слов. (- берез-) - Как она называется? (корень) - Как называются такие слова? (однокоренные) Молодцы, ребята. Вашему вниманию предлагается игра «Блеф-клуб». Напишем цифровой диктант. Я прочитаю утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру 1 в тетради, если нет – 0. 1) Синтаксис – греческое слово, которое означает «составление», «построение». (да) 2) Предложения бывают простые, сложные, составные. (нет) 3) Пунктуация – латинское слово, «punctum», означает «точка». (да) 4) Определения, выраженные одиночными причастиями или прилагательными, всегда обособляются. (нет) Ответ: 1 0 1 0 . 4. Работа над развитием речи. - Посмотрите на картину. - Кто знает автора и название этой картины? (И. Левитан. «Берёзовая роща). - Составьте предложение с обособленным определением. (Картина «Берёзовая роща», нарисованная художником Левитаном, мне понравилась.) - Запишите. - Прослушайте песню А.Кушнера, муз. Г.Гладкова «О картинах». Вспомните известные жанры живописи и художников, работающих по этим жанрам. (Портрет – портретисты, пейзаж – пейзажисты, море – маринисты, военные (батальные) сцены – баталисты, животные – анималисты.) - Итак, что же такое пейзаж? Поможет нам книга Е. Каменевой «Какого цвета радуга?» - (Пейзаж – картина, где главным содержанием является природа.) - Назовите пейзажистов и их картин. (А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», И.Грабарь «Февральская лазурь», К. Юон «Мартовское солнце», «Мартовский вечер», «Начало весны», Клод Моне «Утро в Арантее»). (Показ) - Вряд ли кто-нибудь не слышал имени художника Исаака Левитана, блестящего мастера пейзажа. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии. А потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие берёзки, стоящие в талой весенней воде, мостик через реку, овражки, на которых ещё не стаял снег. (Показ картин И.Левитана «Март», «Весенний звон», «Весна. Большая вода».) 5. Закрепление и формирование умений применять пройденный материал. - Работы Левитана называют «пейзажами настроения». Откройте учебники, стр. 158. Прочитайте упражнение 218,[2]. Что пишут Осокин В., Паустовский К. о его картине «Март»? Найдите предложения с обособленными определениями, запишите их, подчеркните обособленные определения. - И только в картине «Март» передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца дощатого домика. Главными в картине являются тёплые, рыжеватые тона, проступающие сквозь холодноватую синеву снега. Лимонно-желтая стена дома, освещенная солнцем, золотистые в лучах солнца сосны, искрящийся на свету снежный сугроб. - Какие приметы весны, связанные с берёзой, знаете вы? (Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки, то весна будет ранняя. Из берёзы весною течёт много сока - лето будет дождливое.) - Появление берёзового сока – одна из примет весны. Прочитайте текст «Берёзовый сок», стр. 116, [2]. Последние 2 абзаца измените в виде советов ребятам. Берёзовый сок. Много примет у весны. Одна из них – появление берёзового сока. Способность плакать по весне хрустальными слезами – главная особенность берёзы. Стоит чуть повредить кору дерева, как из него выступит холодная капля, за ней другая, третья – и побежит по берёзе прозрачный ручеек. Берёзовый сок – не только вкусный напиток. Это ещё лечебное средство, применяемое издавна в народной медицине. Однако регулярное взятие сока приводит к полному истощению и гибели берёзы. - Поэтому категорически запрещается брать сок от деревьев, растущих в парках и скверах. Не трогайте молодые берёзы. Собирайте сок, используя специальные приспособления. Много берёз в наших лесах, каждая из них – клад богатства. Но следует помнить, что богатство не бесконечно, пользуйтесь им бережно, чтобы даром не пропадало ни одно дерево. (Прочитайте предложение с обособлением, объясните, почему определение обособлено.) - Прочитайте стихотворение. Проверьте орфографическую и пунктуационную правильность данного отрывка:
(Объясняется слово «поволока», анализируются ошибки.) - Рассмотрите внимательно картину Левитана «Берёзовая роща». Чем вас привлекает картина? (цветовым богатством, яркостью красок, хотя нет неба, можно почувствовать солнце, много зелени). А теперь напишем творческий диктант. Вставляя вместо точек подходящие обороты, выбирая их из данных. Откройте дидактический материал, стр. 76, карточка 194.[4] Берёзовая роща. Изумительна по своей красоте живописи небольшая картина И. Левитана «Берёзовая роща». В этом произведении солнце заставляет сиять и переливаться сочную, влажную зелень травы и деревьев. Только большой художник мог увидеть то цветовое богатство, которое показал Левитан в этом произведении. Бесчисленны оттенки изумрудной зелени, среди которых нежно розовеют стволы берёз, белые на открытом солнце и жемчужные в полутени. Это кусок жизни, воспринятой глазом художника, который пришёл в эту рощу и остановился, пораженный музыкой красок, вдыхая особый запах молодых зелёных берёз, смытых дождём и согретых солнцем. (Найти случаи обособления.) 6. Дополнительный материал к уроку. а) Отгадывание загадки. - Попробуйте отгадать старинную поэтическую загадку: «Стоит дерево цветом зелено, в этом дереве 4 угодья: первое - больным на здоровье, второе – свет от тьмы да тепло от стужи, третье – дряхлым пеленанье, а четвертое – жаждущим родник. Что это за дерево? (Берёза) Давайте отгадаем, что это за 4 угодья. 1 угодье – банный веник, 2 – это, конечно, лучина, применявшаяся прежде для освещения крестьянского жилища, и берёзовые – лучшие из всех прочих – дрова. Дряхлым пеленанье – давний обычай скреплять берестой расколотые глиняные горшки, кувшины, корчаги, кринки. И, наконец, 4 угодье – сладковатый берёзовый сок, утоляющий жажду. Берёза – одно из редчайших деревьев, древесина, кора, сок, почки и листья которых содержат ценные лекарственные вещества. б) Рассказывает подготовленный ученик. Показ изделий из бересты. - Бересту в иноземных краях прозвали «русским папирусом». Она донесла печатное слово наших далеких предков до нынешних времен. В Новгороде собрана уникальнейшая берестяная «библиотека». Переписка на бересте велась даже в XVIII веке – на Камчатке. Добрую службу сослужила береста советским партизанам в грозные дни Великой Отечественной войны. Среди сотен газет, выходивших в тылу врага, издавалась и белорусская «Партизанская правда». В лесной типографии часто не хватало бумаги, и тогда газету писали на бересте. Берёзовая кора испокон веков применяется для всевозможных поделок, а шелковистая ленточка бересты является отличным музыкальным инструментом. Береста красива, легка в обработке, гибка, прочна, не поддается намоканию и не гниет. Берёза – вдохновенное и вдохновляющее дерево. Многие картины русских художников, произведения скульпторов, композиторов навеяны её образом. Берёзы России одарили творческим вдохновением едва ли не каждого русского писателя. «Сколько берёз уже пошумело в русской поэзии!» - восклицал Ярослав Смеляков. Николай Рубцов сказал: «Русь моя, люблю твои берёзы!» Народный поэт Башкортостана Мустай Карим сравнивает нашу республику с берёзовым листком, Россию – берёзой. в) Чтение стихотворения М.Карима. - А ещё берёза издревле – образ светлой памяти. Она – символ памяти о погибших героях, о наиболее знаменательных событиях в жизни славянских народов. Левитан в «Берёзовой роще» увековечивает память о солдатах. Об этом мы поговорим на следующем уроке. 7. Подведение итогов урока. - Чем понравился вам урок? (Выводы) - Сегодня на уроке я отмечаю работу … (Комментирование, выставление оценок) 8. Домашнее задание. - Очень много хвалебных слов можно говорить о берёзе. Вы, ребята, любите, когда вас хвалят, произносят добрые, приветливые слова, а вашим домашним заданием будет следующее: похвалите берёзу! В предложениях употребляйте обособленные второстепенные члены. Литература.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |