Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-диспут по русскому языку
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок-диспут по русскому языку


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.09.22
Просмотров: 15

Николаева Елена Викторовна, учитель русского языка; Михалёва Марина Владимировна, учитель русского языка

ЦЕЛИ:

  1. Формирование качеств, способствующих развитию диалектического мировоззрения, необходимого для ориентации в мире, способности к быстрой адаптации к непрерывным социальным изменениям;
  2. Закрепление умения вести дискуссии, преодоление нравственного максимализма.
  3. Воспитание чувства патриотизма.
  4. Развитие навыков монологической и диалогической речи.
  5. Совершенствование навыков работы с ИКТ.

ОФОРМЛЕНИЕ:

  1. Презентация, воспроизводимая с помощью мультимедийного оборудования.
  2. Интерактивная доска.
  3. Фонограмма песен.
  4. Видеоинтервью.
  5. Буклеты-памятки.
  6. Карточки с вопросами к диспуту.

ХОД ДИСПУТА

(Участники диспута рассаживаются полукругом).

1 слайд.

1 ведущий. Уважаемые старшеклассники! Уважаемые гости! Сегодня мы проводим урок-диспут “Кто такой патриот современной России?”

Как вы понимаете слова “Родина”, “патриотизм”? Считаете ли себя патриотом? Гордитесь ли вы своей страной? В какие именно моменты испытываете национальную гордость? Как воспитать настоящего патриота? На эти непростые вопросы нам предстоит сегодня найти ответы.

2 ведущий. Диспут предполагает спор, столкновение иногда прямо противоположных точек зрения, а в споре рождается истина.

2 слайд.

Диспут имеет свои законы, соблюдать их должны как участники, так и гости.

ЗАКОНЫ ДИСПУТА

  1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.
  2. Неуместные шутки запрещаются!
  3. Острое, меткое слово приветствуется!
  4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.
  5. Будь тактичным, искренним, взаимно вежливым и принципиальным.

Поднятая рука – прошу слова.

1 ведущий. Итак, “Кто такой патриот современной России?”

Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна развалится, если её граждан не будет объединять привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает родная семья, любовь, плодотворная работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, тёплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Эти ценности принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

3 слайд. ФОН: “ОТЧЕГО ТАК В РОССИИ…”

2 ведущий. У каждого человека существует собственное понимание и отношение к патриотизму. Как вы понимаете слова “Отечество”, “Родина”, “патриотизм”?

4 слайд. ( На слайдах толкование слов “патриотизм”, “Родина”.)

Кто из вас считает себя патриотом? Почему?

Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?

(защищать страну во время войны, спортивные достижения на международных соревнованиях, достижения в науке и технике…)

В какие моменты человек может испытывать национальную гордость? Этот вопрос мы задали учителям нашей школы. Посмотрите, пожалуйста, видеоинтервью.

5 слайд (видеоинтервью с учителями школы)

Как объяснить и понять, почему на глазах мужчин–спортсменов слезы, когда звучит гимн их страны?

6 слайд. (о спортивных достижениях)

1 ведущий. Россия – страна с многовековой историей. Исторический путь любой страны далеко не всегда бывает гладким. Для России это, пожалуй, особенно актуально. Интересуетесь ли вы героическим прошлым нашей страны? Какие страницы истории нашего Отечества вызывают у вас гордость, а какие горечь?

(Отечественная война 1812 года, победа в Великой Отечественной войне; Освоение Арктики, покорение космоса; культурное наследие; Россия – некогда одна из самых крупных и мощных держав мира)

(Крепостное право отменили лишь в 19 веке; революции; “красный террор”; гражданская война; тоталитарный сталинский режим; война в Афганистане; конфликт в Чечне)

1 ведущий. Время от времени у некоторых политиков возникают намерения переписать историю по-своему, расставляя нужные акценты и “выпячивая” нужные события и факты. Такие попытки неоднократно предпринимались на протяжении 20 века, предпринимаются они и в наши дни. Но время всё расставляет на свои места и доказывает, что исправить историю, переписать её невозможно. Настоящий патриот тот, кто создаёт историю дня сегодняшнего своими полезными делами.

У русского писателя Льва Николаевича Толстого было особое мнение насчёт патриотизма. Толстой считал патриотизм чувством “грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным”. Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны, что патриотизм глубоко чужд русскому народу. Он говорил: “Надо понимать, что до тех пор, пока мы будем восхвалять патриотизм и воспитывать его в молодых поколениях, у нас будут вооружения, губящие и физическую и духовную жизнь народов, будут и войны…”

Согласны ли вы с мнением Льва Толстого? Почему?

(Патриотизм – это не желание увеличить свою страну, захватив при этом чужую. Патриотизм – это желание сохранить свою страну и способствовать её процветанию.)

2 ведущий. Профессор Чикагского университета Пол Гомберг сравнивает патриотизм с расизмом и национализмом.

Что такое национализм?

8 слайд. (На слайдах толкование слов “национализм”, “расизм”, “фашизм”, “шовинизм”.)

2 ведущий. Нацистская Германия преподнесла миру чудовищный пример геноцида, взяв на вооружение расистские идеи о превосходстве особой расы арийцев, избранного народа, который должен управлять всем миром. Фашисты стремились полностью уничтожить людей ряда национальностей (евреев, цыган), а другие “неполноценные” народы (славян), подчинить, сделать рабами.

9 слайд.

Сейчас появилось множество неонацистских партий и движений, которые используют идеи расизма и шовинизма для повышения своего авторитета и популярности. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях со стороны “чужих” и необходимости навести порядок силой, для чего создаются боевые отряды.

Как вы относитесь к лозунгу скинхедов: “Россия – для русских!”?

10 слайд.

Почему именно молодые чаще всего становятся на их сторону?

(Чем меньше у человека внутренней культуры, чем он моложе и нравственно незрел, тем проще убедить его в собственной исключительности и наличии врагов. Молодые не боятся смерти. Молодым свойственна жестокость, необдуманные поступки.)

11 слайд.

Возвращаясь к лозунгу скинхедов “Россия – для русских!”, хочется сказать, что великие люди России далеко не всегда были именно русскими по национальности.

Из “Всеобщей декларации прав человека”:

“Все люди рождены свободными и равными в правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, расы, пола и религии, социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности”.

1 ведущий. Наш диспут проводится в преддверии самого патриотического праздника – 23 февраля – Дня защитника Отечества.

12 слайд.

Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

Вы “за” или “против” службы в армии?

Ещё в древних Афинах человек, не прошедший воинской службы, не мог стать полноправным гражданином.

В Советском Союзе служба в рядах нашей армии считалась почётной обязанностью каждого молодого человека. В военные училища стремились многие, профессия офицера была престижной.

В Израиле существует всеобщая воинская повинность как для молодых людей, так и для девушек.

Скоро 1 марта – начало весеннего призыва в Российскую армию. Почему призывная кампания в нашей стране каждый год напоминает “охоту”?

Проблемы армии – это проблемы власти. В России по мере укрепления власти стало проводиться достаточно много разнообразных реформ, в том числе и в армии. Хочется надеяться, что и отношение к нашей армии пусть медленно, но изменится в лучшую сторону. Ещё Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить армию чужую.

2 ведущий. Сегодня наш язык тяжело болен. Он мучительно переживает нашествие сленгов, с экранов телевизоров постоянно звучат американизмы. Речь молодых людей насыщена нецензурными словами. Вседозволенность и свобода (распущенность?) во всём: в книгах, в песнях, в кинофильмах. Где же великий русский язык?

Как вы относитесь к чистоте русской речи? Грамотная речь – это патриотично?

1 ведущий. Мы провели ряд интервью учащихся нашей школы. Всем ученикам был задан один и тот же вопрос: “В какой стране ты бы хотел родиться и жить?”

13 слайд.

Что нужно делать, чтобы понятие “патриотизм” не было пустым звуком для молодежи?
С чего начинается патриотическое воспитание? Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

Почему мы стесняемся говорить на родном чувашском языке, хотя живём на территории Чувашии и изучаем чувашский язык в школе?

Не стоит забывать, что Россия – многонациональная страна. И этим она прекрасна. Не забывайте свои корни, свою национальную принадлежность!
14 слайд.

2 ведущий. Итак, кто такой патриот современной России?

О любви к Родине не кричат на площади. Поэтому в патриотизм, когда о нем кричат, слабо верится. Истинный патриотизм подтверждается ежедневной работой. Славь Родину делами своими, а не криками о любви к ней. Конечно, патриот имеет право указывать на недостатки в государственном устройстве и он трудится для того, чтобы этих недостатков не было. А человек, которому на это наплевать, который зарабатывает свои деньги или политический “багаж” и при этом видит только недостатки, — это псевдопатриот.

15 слайд.

А теперь пришло время подвести итоги нашего диспута. Мы предлагаем вам при помощи интерактивной доски вывести “Формулу настоящего патриотизма”. Итак,

Истинный патриот –

  • трудится на благо своего Отечества;
  • гордится языком, культурой, историей своего народа;
  • признаёт равные права всех народов, проживающих на территории страны;
  • готов служить Отечеству и отдать жизнь за независимость своей страны.

(Участники диспута подходят к доске и записывают формулировку основных составляющих настоящего патриота. Итоги урока – “Формула настоящего патриотизма” -выводятся на цветной принтер, распечатываются в виде буклетов-памяток и раздаются учащимся и гостям.)

2 ведущий. Дорогие ребята, благодарим вас за активное участие. Приятно сознавать, что каждый из вас имеет свою точку зрения на этот спорный, далеко не простой вопрос. “Патриотизм, – говорил Алексей Толстой, – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней”. Мы желаем вам быть настоящими гражданами своей Родины, людьми с активной жизненной позицией. В память о нашем диспуте примите буклет-памятку со словами Государственного гимна РФ и Национального гимна Чувашии, потому что истинный патриот не может называться таковым, если он не знает даже Гимна своей страны.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21