Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы с использованием информационных технологий
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы с использованием информационных технологий


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.09.22
Просмотров: 21

Черняева Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  1. Выявить особенности творчества В.Маяковского революционного периода в сравнении с дореволюционным, учить воспринимать творчество поэта в политическом и культурном контексте времени.
  2. Совершенствование литературоведческих навыков, развитие логических умений.
  3. Воспитание грамотного и вдумчивого читателя, способного формировать своё отношение к прочитанному произведению.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование для показа презентации «Маяковский и революция».

Ход урока.

Стихи и революция как-то объединились в голове.
В.Маяковский.

1. Вступительное слово учителя.

Презентация: слайд №1 (фото В.Маяковского, тема урока).

«Маяковский и революция» - до сих пор тема актуальная, открытая в нашем литературоведении, рождающая противоречивые оценки. Одни учёные считают, что искусство Маяковского на злобу дня выхолащивало в нём художественное начало, поэтическое мастерство. Другие же, наоборот, утверждают, что революция открыла новые грани его таланта.

Во вступлении к своей последней поэме «Во весь голос» Маяковский обращается:

Профессор, снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу о времени и о себе.

Прислушаемся к совету Маяковского и, следуя за его поэтическим словом, вглядимся в то время и попытаемся выяснить, как он решает для себя проблему – поэт и время, в каком направлении развивается творчество Маяковского после революции?

- Поэт и время. Насколько актуально для русской литературы XIX века обращение к событиям общественно значимым? Или это особенность литературы XX века?

(Тематика, проблематика творчества русских писателей XIX века очень часто опрелелялась происходящими в России событиями. Ученики вспоминают произведения Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева и др., в которых даётся оценка значимых событий страны.)

Революция 1917 года изменила исторический путь России.

В качестве эпиграфа к уроку предлагаю слова В.Маяковского: «Стихи и революция как-то объединились в голове». Можно было найти слова более пафосные, звучные. Но в этом утверждении Маяковский говорит о революции непривычно спокойно, как о событии, давно ожидаемом.

- Что ждал от революции Маяковский? Вспомните произведения раннего периода творчества Маяковского.

(Раннее творчество Маяковского, в первую очередь «Облако в штанах», проникнуто идеями революции, которая вселяла надежду на выход человечества из тупика, строительство истинно нравственных отношений.)

2. Презентация:

слайд №2-3. Выступление учащегося на тему «Маяковский периода двух революций»: стихотворение «Революция. Поэтохроника», «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня… не было. Моя революция». Маяковский первых послереволюционных лет неотделим от футуризма – литературного течения, провозгласившего себя создателем пролетарского искусства.

3. Какие задачи ставит перед искусством революция, как на этот вопрос отвечает сам Маяковский?

Проверка домашнего задания: сформулировать основные задачи «нового» искусства, проанализировав стихи: «Приказ по армии искусства», «Приказ №2 армии искусств».

  1. Искусство должно стать массовым, объединить людей на началах новых революционных идей: «Улицы – наши кисти./ Площади – наши палитры».
  2. Искусство – главная идеологическая сила. Творчество, услаждающее слух, неактуально: «Все совдепы не сдвинут армий,/ Если марш не дадут музыканты», «Бросьте!/ Забудьте, плюньте/ и на рифмы,/ и на арии,/ и на розовый куст,/ и на прочие мелехлюндии/ из арсеналов искусств». (Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-то социальную группу, класс).
  3. Искусство должно способствовать строительству нового общества: «Товарищи,/ дайте новое искусство -/ такое,/ чтобы выволочь республику из грязи».

4. Новое искусство ставило задачу поиска новых форм, способных пробудить сознание масс. Как справляется с ней Маяковский?

Анализ стихотворения «Левый марш».

  1. Но прежде выберем представителей «чистого искусства». Какую оценку могли бы они дать стихотворению В.Маяковского?
  2. История создания стихотворения «Левый марш»: 17 декабря 1918 года стихотворение было прочитано в Матросском Театре Петрограда, приобрело огромную популярность: под его ритм училась походному маршу отправлявшаяся на гражданскую войну молодёжь, его читали хором колонны демонстрантов.
  3. Выразительное чтение стихотворения в исполнении заранее подготовленного ученика.
  4. Что отвергает и что утверждает в стихотворении Маяковский, как достигает своей поэтической задачи?
Отвергает Утверждает
Словесную кляузу;
прежнюю историю («Клячу истории загоним» - ирония);
«горы горя» (метафора, аллитерация);
голод;
«мора море» (метафора, аллитерация).
Власть «товарища маузера» (метонимия);
Коммуну – новую форму власти;
«солнечный край» (эпитет).

- Какой приём лежит в основе композиции стихотворения? (Антитеза: старый мир, который защищает Антанта и контрреволюция, и революционная Россия).

- Кто является главным героем стихотворения? (Матросы - коллективный герой. Их отличает боевой дух, внутренняя сила, дисциплинированность и организованность).

- Как создаётся главный образ? (С помощью рефрена «Левой», маршевого ритма стихотворения, риторических вопросов и восклицаний).

- Какое место в композиции стихотворения занимает традиционный образ – лирический герой? (После ответов учащихся требуется комментарий учителя.

Новая поэзия - особого рода. Суть её - в качестве переживания. Автор выражает не индивидуальные чувства, а мысли и чувства, владеющие многими. Судьба одного человека соотносится с судьбой народа).

- Основную мысль стихотворения «Левый марш» точно почувствовал А.Дейнека, создав картину с тем же названием (слайд №6). В чём заключается эта идея?

(Ответ с урока: Картина «Левый марш» в полной мере отражает мысль стихотворения Маяковского. На первом плане мы видим чётко прорисованные фигуры матросов, освещённых солнцем. Они выполнены в светлых тонах, что подчёркивает их устремлённость в прекрасное будущее. Матросы одновременно делают шаг вперёд как одно целое, как «мы» у Маяковского вместо обособленного «я». Задний фон, то, откуда они выходят, изображён чуть размыто. Фигуры матросов и солдат на переднем плане, благодаря ярко нарисованным красным флагам, чётко противопоставлены заднему плану картины, что созвучно композиции стихотворения Маяковского. Мы ясно понимаем, что эти люди начинают новый этап в жизни страны).

- Слово поэтам «чистого искусства».

(Ответ с урока: Мы, поэты «чистого искусства», считаем, что цель искусства - наполнять мир красотой и гармонией. Стихотворение В.Маяковского «Левый марш» является полной противоположностью нашей эстетической позиции. Вместо любования жизнью во всех её проявлениях здесь стремление подогнать весь мир под один образец. Вместо гармонии или стремления к ней звучит призыв к насилию, к разрушению всего, что «не с нами», уничтожению тех, кто шагает не левой, а правой. С позиции «чистого искусства» поэзия В.Маяковского – это не творчество, а пропаганда классовых идей, несущая смерть и хаос, а потому прямо противоположное настоящему искусству.)

- Комментарий учителя. Такие упрёки, действительно, звучали в адрес Маяковского и от его современников, а потом и от потомков. На одном из своих публичных выступлений в 1920 году на вопрос: «Почему в поэзии вы отказываетесь от всяких оттенков и всему предпочитаете грубость?» последовал ответ Маяковского: «Не время. Я к старости и сам буду писать, как Фет. Если хотите, я сейчас могу прочесть вам наизусть о ветре и ласточках». Как видите, Маяковской отдавал себе отчёт в том, что время требует от поэта жертв: ясное, чёткое, бескомпромиссное, не всегда художественно совершенное, хотя стихотворение «Левый марш» отчасти это опровергает, выражение гражданской позиции.

5. Презентация:

слайды №4-5. Выступление учащегося на тему «Работа В.Маяковского в «Окнах РОСТА»: подчинение искусства задачам государственного значения, роль плакатов как средств информации и агитации, традиции фольклора в «агитках».

6. Итог урока. Заполнение таблицы «Особенности творчества В.Маяковского». Слайд № 8.

Первая часть таблицы «Дореволюционная поэзия» уже заполнена учащимися, стала результатом работы на предшествующем уроке.

Таблица

Вывод: поэзия – общественно полезный труд. В.Маяковский подчиняет своё творчество делу переустройства общества.

7. Заключительное слово учителя.

Можно по-разному относиться к поэзии В.Маяковского революционного содержания, выразившей дух времени, эпохи крутого перелома, противоречивой и сложной. Но поэтом двигало чувство любви к людям, перед своим читателем он был абсолютно честен и уже этим заслуживает уважение и понимание потомков. Не всегда можно согласиться с оценкой места творчества Маяковского в культурной процессе XX века. На знаменитом полотне Ильи Глазунова Маяковский изображён с маузером в руке – буквальный намёк на то, что поэт стал символом революционного террора. Но в эти же революционные годы В.Маяковский пишет известное стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» (1918), проникнутое огромной человеческой болью и любовью ко всему сущему. Искусство читателя и заключается в понимании сложности и неоднозначности позиции автора, а не в её упрощении.

8. Домашнее задание.

Прочитать стихотворения В.Маяковского: «Ода революции», «Товарищу подростку», «Молодая гвардия». Выделите общечеловеческое и конкретно-историческое в этих стихах.

Использованная литература.

  1. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского. Л., 1983.
  2. Карпов А.С. Маяковский – лирик. М., 1988.
  3. Михайлов А.А. Жизнь Маяковского. Я своё земное не дожил. М., 2001.
  4. Михайлов А. Мир Маяковского. М., 1990.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21