Преподавание русского языка Развитие речи "От слова к тексту"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 858 Савенко Вера Николаевна, учитель начальных классов Приложение. (Слайд 1) Цели урока:
1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя. Ребята, русский язык – наш родной язык, язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, добрых и злых. Слово как магнит притягивает другие слова, и тогда образуются предложения, а из предложений вырастает текст. Цель нашего урока – перейти от слова к тексту. Успех работы будет зависеть от вашей фантазии, чувств, сообразительности. 3. Актуализация знаний. Для повторения основных вопросов по теме “Текст” разгадаем кроссворд. (Слайды 2, 3). Кроссворд поможет определить слово, с которым мы будем работать на уроке.
Какое ключевое слово получилось? – КНОПКА. 4. Словарно-лексическая работа. Я думаю, что вы часто слышали слово “кнопка”. Однако, не все знают, что это слово “пришелец”. Оно пришло в русский язык из немецкого более 150 лет назад. Что оно обозначает? Давайте, выясним. 1. Канцелярская кнопка. (Слайд 4) Какой синоним можно подобрать к этому слову? (Тонкий короткий гвоздик с широкой плоской шляпкой.) Где необходима кнопка? (Для закрепления бумаги, других предметов на различных поверхностях.) 2. Кнопка электрического звонка, будильника. (Слайд 5) Ее польза в том, что кнопка сообщает о приходе гостей, родителей, друзей, почтальона и других людей. Кнопка будильника служит для прерывания звонка будильника. 3. Кнопки приборов и устройств. (Слайд 6) Кнопки миксера, фена, электрического чайника, мобильного телефона, компьютера приводят в движение механизмы. Если такие кнопки ломаются, то вещь становиться бесполезной. 4. Кнопка на куртке, перчатках. (Слайд 7) Еще ее можно назвать “пуговица-застежка”. 5. “Кнопка” – маленький человек, ребенок. (Слайд 8) Маленького человека в разговорной речи, шутливо называют “кнопочкой”, когда хотят подчеркнуть малый рост (переносное значение слова). 6. Кнопка пульта управления. (Слайд 9) Давайте поразмышляем о полезности этой кнопки (пульт телевизора, видеотехники и т.п.). Размер кнопки небольшой, а польза огромная. Но всегда ли кнопка полезна, миролюбива, добра? Что вы думаете, например, о кнопке пульта управления ядерной ракетой, взрывным устройством? (Слайд 10) Почему? Такие кнопки подвергают человека опасности. Может случиться ядерная, экологическая катастрофа, могут погибнуть люди. В чьих руках бывают такие кнопки? (Военных – для защиты страны от врагов, или террористов, бандитов, плохих людей). Теперь можно составить резюме слова “ КНОПКА”. (Слайд 11) Итак, мы выяснили, что слово “кнопка” имеет не одно значение, значит оно многозначное. В речи используется часто, значит оно активно, общеупотребительно. Что можно сказать о характере этого слова? (добрый и злой, положительный и отрицательный), т.е. противоречивый. От кого зависит характер слова? (От человека. Характер слова связан с мыслями человека – агрессивными или миролюбивыми.) Вот видите, сколько может рассказать на первый взгляд совсем простое слово, если задуматься о его лексическом значении. 5. Коллективная работа. Сейчас вам нужно подключить фантазию, пустить свои мысли в полет и подобрать к слову “КНОПКА” рифмы – слова с созвучными концами. Коробка, ловко, тонко, робко, остановка, сопка, топка, высотка и другие. (Слайд 12) 6. Самостоятельная работа. Литературное творчество учащихся (Слайд 13, 14, 15). – Теперь, учитывая все сказанное ранее, используя рифмы как опорные слова, вам предстоит самостоятельная работа творческого характера Помните о теме и идее текста, озаглавьте. 7. Анализ работ. Зачитываются тексты. Анализируются работы. 8. Итог урока. Давайте подведем итог. Какие тексты у вас получились? Это сказка, текст-размышление, шутливый рассказ, текст-повествование? Чем тексты отличаются от предложений? (В тексте есть тема, идея.) Итак, ребята, мы сегодня убедились, что от отдельно взятого слова, выяснив его лексическое значение, мы можем прийти к тексту, а от текста к пониманию окружающего мира. 9. Домашнее задание. Составить текст на одну из тем. (Слайд 16) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |