Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Развитие речи "От слова к тексту"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Развитие речи "От слова к тексту"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 836

Савенко Вера Николаевна, учитель начальных классов

Приложение. (Слайд 1)

Цели урока:

  1. развитие речевой творческой деятельности учащихся через образ предмета;
  2. развитие умения составлять тексты, опираясь на значение слова;
  3. расширение активного словаря учащихся;
  4. формирование нравственных убеждений, приводящих к пониманию окружающего мира;
  5. развитие фантазии, мышления, творческих способностей.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Ребята, русский язык – наш родной язык, язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, добрых и злых. Слово как магнит притягивает другие слова, и тогда образуются предложения, а из предложений вырастает текст.

Цель нашего урока – перейти от слова к тексту.

Успех работы будет зависеть от вашей фантазии, чувств, сообразительности.

3. Актуализация знаний.

Для повторения основных вопросов по теме “Текст” разгадаем кроссворд. (Слайды 2, 3). Кроссворд поможет определить слово, с которым мы будем работать на уроке.

  1. Группа предложений, расположенных в определенном порядке и связанных по смыслу. (Текст.)
  2. Порядок записи частей текста. (План.)
  3. Слова, близкие по значению. (Синонимы.)
  4. Слово, написанное или сказанное несколько раз. (Повтор.)
  5. Заключительная часть текста. (Концовка.)
  6. Часть текста между двумя красными строками. (Абзац.)

Какое ключевое слово получилось? – КНОПКА.

4. Словарно-лексическая работа.

Я думаю, что вы часто слышали слово “кнопка”. Однако, не все знают, что это слово “пришелец”. Оно пришло в русский язык из немецкого более 150 лет назад.

Что оно обозначает? Давайте, выясним.

1. Канцелярская кнопка. (Слайд 4)

Какой синоним можно подобрать к этому слову?

(Тонкий короткий гвоздик с широкой плоской шляпкой.)

Где необходима кнопка?

(Для закрепления бумаги, других предметов на различных поверхностях.)

2. Кнопка электрического звонка, будильника. (Слайд 5)

Ее польза в том, что кнопка сообщает о приходе гостей, родителей, друзей, почтальона и других людей.

Кнопка будильника служит для прерывания звонка будильника.

3. Кнопки приборов и устройств. (Слайд 6)

Кнопки миксера, фена, электрического чайника, мобильного телефона, компьютера приводят в движение механизмы. Если такие кнопки ломаются, то вещь становиться бесполезной.

4. Кнопка на куртке, перчатках. (Слайд 7)

Еще ее можно назвать “пуговица-застежка”.

5. “Кнопка” – маленький человек, ребенок. (Слайд 8)

Маленького человека в разговорной речи, шутливо называют “кнопочкой”, когда хотят подчеркнуть малый рост (переносное значение слова).

6. Кнопка пульта управления. (Слайд 9)

Давайте поразмышляем о полезности этой кнопки (пульт телевизора, видеотехники и т.п.).

Размер кнопки небольшой, а польза огромная. Но всегда ли кнопка полезна, миролюбива, добра? Что вы думаете, например, о кнопке пульта управления ядерной ракетой, взрывным устройством? (Слайд 10)

Почему?

Такие кнопки подвергают человека опасности. Может случиться ядерная, экологическая катастрофа, могут погибнуть люди.

В чьих руках бывают такие кнопки? (Военных – для защиты страны от врагов, или террористов, бандитов, плохих людей).

Теперь можно составить резюме слова “ КНОПКА”. (Слайд 11)

Итак, мы выяснили, что слово “кнопка” имеет не одно значение, значит оно многозначное. В речи используется часто, значит оно активно, общеупотребительно.

Что можно сказать о характере этого слова? (добрый и злой, положительный и отрицательный), т.е. противоречивый.

От кого зависит характер слова? (От человека. Характер слова связан с мыслями человека – агрессивными или миролюбивыми.)

Вот видите, сколько может рассказать на первый взгляд совсем простое слово, если задуматься о его лексическом значении.

5. Коллективная работа.

Сейчас вам нужно подключить фантазию, пустить свои мысли в полет и подобрать к слову “КНОПКА” рифмы – слова с созвучными концами.

Коробка, ловко, тонко, робко, остановка, сопка, топка, высотка и другие. (Слайд 12)

6. Самостоятельная работа. Литературное творчество учащихся (Слайд 13, 14, 15).

– Теперь, учитывая все сказанное ранее, используя рифмы как опорные слова, вам предстоит самостоятельная работа творческого характера

Помните о теме и идее текста, озаглавьте.

7. Анализ работ.

Зачитываются тексты. Анализируются работы.

8. Итог урока.

Давайте подведем итог. Какие тексты у вас получились? Это сказка, текст-размышление, шутливый рассказ, текст-повествование?

Чем тексты отличаются от предложений? (В тексте есть тема, идея.)

Итак, ребята, мы сегодня убедились, что от отдельно взятого слова, выяснив его лексическое значение, мы можем прийти к тексту, а от текста к пониманию окружающего мира.

9. Домашнее задание.

Составить текст на одну из тем. (Слайд 16)


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21