Преподавание русского языка Открытый урок русского языка. Тема: "Переходные и непереходные глаголы". 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.09.18 Просмотров: 13 Ядыкина Татьяна Владимировна, учитель русского языка Презентации к урокуЗагрузить презентацию (96,5 КБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цель урока: дать представление о семантико-синтаксических различиях переходных и непереходных глаголов и научиться различать глаголы этих групп. Ход урока Организационный момент. Слово учителя. Я рада вас видеть. Вы очень хорошие, умные ребята. Сегодня хороший день. Мы спокойны. Вы внимательно будете слушать и понимать меня. Вы получите сегодня все хорошие отметки. А начнем мы сегодня урок с орфографической разминки. Задание 1. Запишите под диктовку текст, объясняя выбор гласных и согласных в корне слов. Определите вид глаголов. Утро. С гор ласково течет запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав еще блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется погладить ее рукой. Задание 2. Выпишите из данного текста глаголы и подберите к ним существительные.
В данных словосочетаниях у существительных определите падеж. 2. Объяснение нового материала. Внимательное чтение текста на с.136. Ученики читают материал и под руководством учителя делают выводы. Глаголы делятся на переходные и непереходные. Переходные глаголы имеют или могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога. Такие глаголы обозначают действия , переходящие на какой- либо предмет. Непереходные глаголы не могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога. Обратимся к заданию №2. Самостоятельно определите, какие глаголы являются переходными и непереходными. Глаголы течет, взошло, блестит являются непереходными, п.ч. не сочетаются с существительными в В.п. Глагол погладить является переходным, п.ч. сочетается с существительным в винительном падеже без предлога. 3. Первичное применение нового материала. Задание 3. Работа с учебником. Упражнение 919. Спишите словосочетание, распределяя их по графам таблицы. Подчеркните вставленные буквы. Перех.гл.+ сущ. в вин.п. (без предлога) неперех.гл +сущ. Др:мать на д..ване, привезти др..ва, н..деть кофту, участв..вать в сор..вновании,пол..жить к..рандаш, поймать птицу, заноч..вать в п..латке, зав..нуть от холода, нал..мать хвор..ст,прису..ствовать на лекции:,чу..ствовать в..ну. Задание 4. Запишите слова обливать, смотреть, стучать, добавляя к ним суффикс -ся. Определите, переходные или непереходные глаголы у вас получились. Выполнив задание, учащееся приходят к выводу о том, что, когда к приведенным в качестве примеров глаголам прибавляется суффикс -ся, образуются непереходные глаголы. Таким образом, переходные глаголы не могут иметь суффикс -ся. Поиграем. Игра "Капитаны". Класс делится на 3 команды (по рядам).В каждой должно быть равное количество участников. К доске выходят по одному человеку от каждой команды. Это- капитаны. Остальным раздаются карточки с заданиями. В данном случае словосочетания. Необходимо определить является ли глагол в данном словосочетании переходным или непереходным. Каждый игрок команды определяет по одному глаголу. По сигналу учителя команды начинают выполнять задания. Через 30 сек., также по сигналу, капитаны собирают карточки и идут к доске, где записывают глаголы в два столбика. Капитаны могут изменить ответ, если считают, что пример выполнен неправильно. Побеждает та команда, чей капитан быстрее и правильнее распределит все глаголы. Правильность выполнения проверяется вместе с классом. Учащиеся сами комментируют решение и исправляют ошибки.
4. Рефлексия и подведение итогов урока. Вопросы к классу:
5. Мотивация выполнения домашнего задания. Задание может быть с обязательной и дополнительной частью. Его необходимо прокомментировать, объяснить. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |