Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 945

Ячевская Татьяна Анатольевна, учитель литературы; Алимкина Наталья Анатольевна, учитель истории

Тема: «Cумерки Cеребряного века»

Форма проведения: литературное кафе «Бродячая собака».

Цели урока:

  • на основании исторического материала, литературных и художественных произведений проанализировать и обобщить связь характера переходной эпохи и проявления ее в явлениях искусства;
  • познакомить учащихся с литературными направлениями начала века и произведениями живописи данного периода;

Задачи:

  • повторить материал, изученный на уроках истории;
  • ввести в тезаурус учащихся новое понятие «серебряный век»;
  • познакомить учащихся с произведениями поэтов-символистов, акмеистов, футуристов;
  • познакомить учащихся с творчеством М.Врубеля, Н.Рериха, В. Кандинского, М. Шагала, К.Петрова-Водкина;
  • продолжить развитие художественного и эстетического вкуса учащихся;
  • продолжить воспитание гордости за великие традиции русской культуры.

Эпиграф к уроку: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства желаний…» (Н. Бердяев)

ХОД УРОКА

До начала урока в классе звучит музыка, например: А. Вертинский, С.Рахманинов, С. Прокофьев, Ф. Шаляпин

1. Слово учителя истории.

Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.? Какие события характеризовали эпоху? Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами…

Возможные ответы учащихся:

1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте.
1894 г. – начало царствования Николая II.
1904-1905 гг. – русско-японская война.
1905-1907 гг. – первая русская революция.
1906 г. – создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина.
1914 г. – начало Первой мировой войны.
1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция.

Учитель истории: Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и революции, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю – этого в России еще не было. Бунт черни, проигранные войны, кризис власти – доколе еще терпеть это русскому интеллигенту? А если не терпеть, то что делать, как включиться в этот поток?

2. Слово учителя литературы.

На экране высвечивается коллаж с изображением портретов поэтов серебряного века.

Звучит стихотворение К.Бальмонта в исполнении учителя литературы. (Приложение 1)

3. Выступление учеников с презентацией о поэтах-символистах: определение символизма, фотографии К. Бальмонта, В.Брюсова, М.Волошина. (Приложение 2)

Символизм – литературное направление (течение) конца 19-начала 20 века. С. Сложился во Франции уже в 70-80 годы 19 века.

(Уч-ся записывают определение в тетрадь)

Чтение стихотворений поэтов-символистов учащимися 3-х классов.

4. Выступление учеников с презентацией о поэтах-акмеистах: определение акмеизма, фотографии А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилева. (Приложение 3)

Акмеизм – литературное течение в русской поэзии второго десятилетия 20 века. А. выделился из символизма, подвергнув критике туманность и зыбкость символистического языка и образа.

(Уч-ся записывают определение в тетрадь)

5. Выступление учеников с презентацией о поэтах-футуристах: определение футуризма, фотографии И.Северянина, В Маяковского, А.Крученых. (Приложение 4)

Футуризм – возникшее в России в 1910 году течение в литературе и живописи (которое лишь в 1913 году приняло название футуризм).

(Уч-ся записывают определение в тетрадь)

6. Слово учителя литературы

На примерах тех стихотворений, которые вы услышали, мы увидели, насколько разнообразна, необычна, интересна была литература. Такие же процессы происходили и в живописи. Прочные позиции удерживали представители русской академической школы и наследники передвижников (И. Репин, С. Коровин, В.Суриков)
Но не они определяли лицо русского искусства начала XX века!
Законодателем моды стал стиль «Модерн». Последователи этого направления объединились в творческое общество «Мир искусств». Одним из художников этого общества был Н.Рерих.

  • Презентация учащегося 6-го класса о творчестве Н.Рериха (картины Н.Рериха)

В 1907 году в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза». Представители «Голубой розы» были тесно связаны с поэтами-символистами, но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением.
Символизм в живописи был представлен такими разными художниками, как М.Врубель и К. Петров-Водкин.

В то же время ряд крупнейших русских художников (В.Кандинский, М.Шагал, П.Филонов и др.) вошли в историю мировой культуры как представители уникальных «авторских» стилей, синтезировавших европейские авангардные тенденции с русскими национальными традициями духовной культуры.

7. Слово учителя литературы

В целом же русская живопись начала века характеризовалась изобилием различных групп художественных объединений, каждое из которых провозглашало свою концепцию и стремилось реализовать ее практически в творчестве.

8. Слово учителя истории.

Проблемный вопрос: Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?

Предполагаемый ответ учащихся:

В полном расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию корифеи художественной культуры «серебряного века». Одни из них очень скоро поняли, что в новых условиях культурные традиции будут растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти.
Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов ( К.Бальмонт, М.Шагал, Н.Рерих, И.Северянин)
Но…

Чтение учащимся стихотворения К.Бальмонта «Дурной сон»

Однако это сделали не все. Часть выдающихся деятелей культуры, уйдя в глубокую духовную оппозицию к правящему режиму, продолжили традиции русского инакомыслия (М.Волошин)

Некоторым же казалось, что начавшаяся революция, как очистительная гроза, освежит, омолодит страну, разбудит неведомые созидающие силы. И они шли ей навстречу (В.Маяковский, А.Блок, С.Есенин)
Новая власть стала осуществлять предупредительный и репрессивный контроль за все печатные продукции, дабы на ее страницы не просочились неугодные материалы. Цензура!

9. Слово учителя литературы.

Цензура!..
Благонадежность, шпионаж, цензура,
Проскрипции, доносы и террор-
Вот достижения
И гений революций! (М.Волошин)

На экране последовательно появляются фотографии: Н.С.Гумилев – расстрелян по обвинению в шпионаже, С.А.Есенин – предполагаемое самоубийство. А.А.Блок – умер от сердечного приступа. В.В.Маяковский – застрелился…

Звучит фрагмент концерта Рахманинова для фортепиано с оркестром №2.

Слово учителя литературы: Кафе «Бродячая собака» на сегодня закрыто.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21