Преподавание литературы Интегрированный урок (литература + ИЗО) по теме "Образ богатыря как образ могучего защитника Родины"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.09.14 Просмотров: 21 Городынская Валентина Григорьевна, учитель русского языка; Баисова Фарида Мурадиновна, учитель ИЗО и черчения Цели:
Интеграция: литература и изобразительное искусство. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Методы и приемы: диалогический, исследовательский, словесные (рассказ, беседа, чтение наизусть стихотворения, защита проектов), наглядные (демонстрации, иллюстрации), практические. Оборудование: презентация с использованием компьютерных технологий в Microsoft Power Point, магнитофон с записью «Концерта для гуслей с оркестром народных инструментов» А. Муравлева, подготовленные учащимися костюм и доспехи богатыря. Ход урокаI. Организационный момент.Создание эмоционального настроя. Объявление темы и целей урока. Учитель литературы: Ребята, на протяжении нескольких уроков литературы мы погружались в мир былины – древнего эпоса русского народа. Изучение былин – серьезное и увлекательное дело. И хотя традиция русских былин не получила развития в литературе и в наше время не создают произведения о подвигах богатырей, мы должны знать и помнить свое прошлое, потому что
Итак, тема нашего урока «Образ богатыря как образ защитника Родины». (Слайд 1) Многие ученые обращаются к былинам и до сих пор делают открытия. И, конечно же, прежде всего исследователей интересуют главные герои – богатыри. Сегодня мы с вами тоже будем исследователями и постараемся выявить особенности изображения богатыря. Учитель ИЗО: Былины вдохновляли многих мастеров искусства. Литература – язык слова, а живопись – язык цвета и линий. На примере картин известных русских художников 19 века Виктора Васнецова и Михаила Врубеля мы сегодня попытаемся определить особенности в изображении образа русских богатырей. II. Работа по теме урока.1. Былинная разминка. Учитель литературы: Вспомните, что означает слово «былина»? (Былина – (от слова «быль») – жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.) – В какой исторический период создавались былины? (Слайд 2) (В 11-15 веках, передавались из уст в уста, а для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей) – Как раньше исполнялись былины? (Былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования). (Слайд 3)
– Какой же он, русский богатырь? Как он изображен в словесном народном творчестве? Это нам предстоит выяснить на примере былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». 2. Выразительное чтение отрывка из былины. – Давайте послушаем фрагмент былины. (Ученик рассказывает отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» под музыку («Концерт для гуслей с оркестром народных инструментов» А. Муравлева). 3. Реализация домашнего группового задания. 1. Выступление группы «исследователей слова» (Слайд 4) Учитель литературы: А кто такой богатырь? Есть ли разница между значениями слов «богатырь» и «герой»? Давайте послушаем наших «исследователей слова», которым было дано задание поработать с толковым и этимологическим словарями, выяснить значения этих слов и попытаться выделить три стороны, отличающие богатыря. (В толковом словаре В.И. Даля дается определение: «Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайной силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь» В толковом словаре С.И. Ожегова «Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. Перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги». «Герой– человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности». В этимологическом словаре: «Богатыри (от др.-тюркского багатур – храбрый воин) – герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову богатырь соответствовали «храбр», «храбор», «удалец». Слово богатырь встречается в летописи, начиная с 12 в). – Итак, ваш вывод:
(Богатырь – человек крепкого телосложения; сильный, храбрый, умный, отважный; воин, защитник, преданный Родине и народу. Смысл жизни богатырь видит в служении Родине). (Слайд 6) 2. Беседа по былине. – А каким перед нами предстает Илья Муромец? (Слайд 7) – Какой первый подвиг в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» совершает богатырь? Почему он отказался стать черниговским воеводою? – Как ведет себя Илья, когда ему советуют не ехать «дорожкой прямоезжею»? Характерно ли подобное поведение для героя былины? – Что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Ведь Соловей-разбойник – сильный противник «как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, лазоревы цветочки осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал» (Слайд 8) – Как характеризует Илью его отказ зятьям Соловья-разбойника отдать пленника? (Неподкупный, преданный своей земле, защитник) – Почему Илья в конце былины все-таки казнит Соловья-разбойника? – Перечислите, какие изобразительно-выразительные средства используются в былине для создания образа богатыря? Какова их роль? (Гиперболы, повторы слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты, сравнения). – Мы с вами уже подбирали примеры изобразительно-выразительных средств для создания образа Ильи Муромца, поэтому сейчас я вам предлагаю выполнить следующую работу: соотнести образные выражения из былины с соответствующими терминами. (Работа на интерактивной доске). (Слайд 9) 3. Выступление группы «историков». (Слайды 10-14) Историческую страничку предварительно готовит группа учащихся и выступает с сообщением перед классом. Таким образом, ребята получают ценный опыт поиска информации на заданную тему, отбора материала, составления связного текста и изложения его в устной форме перед одноклассниками. Учитель оказывает предварительную помощь ученикам в виде консультации. Учитель литературы: Ребята, а как вы думаете, у былинного богатыря Ильи Муромца был прототип, реальное историческое лицо? Давайте послушаем сообщение ребят из группы «историков». 4. Выступление группы «искусствоведов». (Слайд 15) Учитель ИЗО: А теперь я вас приглашаю в художественную галерею на экскурсию. Для нас ее подготовили ребята из группы «искусствоведов». (Слушаем сообщения учащихся, на экране демонстрируются репродукции картин В.М. Васнецова, М.А. Врубеля) – А вспомните, ребята, к какому жанру изобразительного искусства мы отнесем картины, где есть изображение героев былин, сказок? Ученик: (картины с изображением, героев сказок, былин относят к мифическому жанру, так как в некоторых случаях художник может преувеличить визуально рост, мощь и т.д. ) (Слайды 16-19) Учитель ИЗО: (Слайд 20) Ребята, художники жили в одну историческую эпоху, и объединяет их картины уважение и почитание к образу русского богатыря. Но посмотрите, насколько отличается техника передачи сюжета. Если Васнецов передает точный детальный портрет, соблюдают пропорциональные соотношение в передачи фигур, то у художника Врубеля наоборот преобладает передача мощи, силы богатыря и поэтому он использует гиперболу объема. Но художники преследуют одну цель показать героя – патриота, защитника своей Родины. – Какой из представленных образов богатырей вам больше нравится? Почему? (ответ учеников) – Что связывает образы богатырей воедино? (Патриотические чувства, идея прославления силы и могущества Родины). Учитель литературы: В рассказе наших экскурсоводов встретились слова: колчан, щит, меч…. Это богатырские доспехи. Давайте объясним эти слова, восстановив богатырский словарь. (Работа на интерактивной доске) (Слайд 2)
5. Отчет группы «художников-костюмеров» (Слайд 22-27) Учитель ИЗО: А в заключение урока, практическая работа. Сейчас мы с вами создадим живой образ богатыря. Я приглашаю ученика, который на несколько минут станет настоящим русским богатырем. У богатыря должна быть надежная защита: кольчуга, шлем, щит и меч (готовили ребята из 4 группы). Богатырь должен быть сильным и выносливым, так как его одеяние весило более 60 кг. (Ребята из 4 группы одевают и вооружают богатыря). Наш богатырь готов сразиться с врагами. Он получился немного шуточным, но на самом деле каждый из мальчиков может стать настоящим богатырем, а для этого нужно быть человеком долга, чести, носителем нравственных ценностей своего народа, быть патриотом. И это каждый из вас должен воспитывать в себе с детства, и брать пример со старших сверстников. У вас есть хороший пример-это наши кадеты. Они наши будущие богатыри. (Слайд 28) III. Заключение. Подведение итогов.– Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали дух народа в тяжелые для страны годы, вселяли в людей мужество. А знаменитый богатырь, Илья Муромец, которого русское воинство считает своим покровителем, является олицетворением всего лучшего в русском народе: огромная физическая сила сочетается в нем с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Такой герой может объединить всех живущих в России, всех, кто любит свою страну. Домашнее задание: написать сочинение по одной из предложенных тем: (Слайд 29)
Наш урок подошёл к концу, и я прошу вас дописать фразы…
Оценка за урок (Слайд 30) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |