Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "Путешествие в страну Прилагательное". 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1277 Ахмадиева Елена Федоровна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (2,47 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цель: обобщить и систематизировать изученный материал по теме "Имя прилагательное". Задачи:
Ход урока I. Сегодня мы с вами должны повторить все, что мы узнали об имени прилагательном в этом году и знали до этого. СЛАЙД 1 А для этого давайте немного пофантазируем. И чтобы вам легче было представить эту страну, я прочитаю вам одну правдивую историю, которая произошла на другой, но известной нам планете - планете Морфология. Однажды существительное Солнышко поспорило с прилагательным Красное, какая часть речи главнее. Солнце спорило: - Я Солнце, я предмет. - Ну и что? - сказало прилагательное, - хочешь я тебя сделаю ярким, большим, красным, теплым и ласковым? Солнце подумало: "Красное солнышко! - так действительно лучше". Неожиданно к ним подошло существительное Море. Оно сказало: - Нечего вам здесь спорить. Самое главное-это я. Ко мне все ездят отдыхать, меня все любят. Прилагательное улыбнулось: - А если около тебя встанет прилагательное холодное или северное, то никто не будет тебя любить. Я могу сделать тебя любым: красным, белым, черным, желтым. Море задумалось, а потом сказало: - Ну, хорошо. Сделай меня теплым и голубым. Пусть люди купаются в моих целебных волнах. Но когда мне это надоест, я буду штормить, - упрямо добавило море. Недалеко от них с гор бежал Ручеек. Он услышал этот разговор и сказал: - А я просто ручеек. Я сам бегу, мне никто не нужен. Прилагательное ответило: - Ты не просто ручеек. Ты говорливый, прозрачный, серебристый ручеек. Так вернее. Правда? Ручеек засмеялся, убегая, и ответил: - Да! Правда! Существительные Море, Солнце и Прилагательное решили, что все части речи одинаково важны и должны жить в мире и согласии. Прилагательное пригласило друзей в гости в свою страну. И существительные с удовольствием согласились. Пойдемте и мы, вслед за ними в эту страну. II. Прилагательное стало проводить экскурсию. А экскурсии начинают обычно с главных достопримечательностей. Перед нами площадь Значения. СЛАЙД 2 - Какое значение у имен прилагательных? - Но прилагательные могут называть разные признаки предмета. Какие? (по цвету, по размеру, по форме, по времени, по материалу). III. Заглянем внутрь дворца Там, конечно, находится самое ценное. Что же это? СЛАЙД 3 Помню раннее, свежее, тихое утро. Небо легкое и такое просторное и глубокое. Помню большой, весь золотой сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. -Найдите прилагательное, которое называют: 1) цветовые, 2) пространственные, 3) временные признаки. Вспомните, прилагательные в тексте помогают нам точно представить предмет; а в художественном тексте определения помогают не только представить предмет, но и почувствовать отношение автора к нему. -Как называются художественные определения в тексте? (эпитет) Эпитеты зажигают слово новыми красками, придают ему нужные оттенки, проникнутые чувством автора. Какие слова в нашем тексте "зажглись новыми красками", "употреблены в нужном значении"? Выписать словосочетания с эпитетами. (свежее утро, легкое глубокое небо, золотой сад, тонкий аромат) Эти прилагательные могут употребляться в прямом и переносном значении. Докажите это, подобрав к ним существительные.(золотой (украшение, руки), острый (нож, язык), сладкий (чай, сок), свежий (цветы, газета)) - Какие из этих сочетаний уместны в художественном описании? IV. Мы побывали в центре страны Прилагательное и даже заглянули в их сокровищницу. Давайте теперь погуляем по улицам этого городка. Нам, конечно, встречаются жители и некоторые из них очень похожи. Можете ли вы понять, что это разные слова? Объясните их значение (Работа в группах) СЛАЙД 4 К доске вызываются 2 ученика, которые работают по карточкам (см. Приложение 1) Пройдемся по городу. От площади Значения отходят 3 улицы. Что вы можете о них рассказать? СЛАЙД 5 [Разряды по значению] СЛАЙД 6 Давайте проверим, не заблудитесь ли вы на этих улицах? Цифровой диктант. (1 ученик вызывается к доске) Запишите рядом с цифрой разряд прилагательного: 1.- апрельский; 2.- молодой; 3-. белый; 4.- черепаший; 5.- светлый; 6.- песчаный; 7. - лебединый; 8 - хрустальный; 9 - горный; 10 - чистый. Проверим. СЛАЙД 7 V. Улицу качественную пересекают аллей, одна красивее другой. СЛАЙД 8 Как называются эти аллеи? (Сравнительная и Превосходная) СЛАЙД 9 - Почему аллеи пересекают именно качественную улицу? - Что вы знаете о прохожих, которые прогуливаются по этим аллеям? Проверка записи на доске. VI. На окраине города протекает речка Синтаксическая. - Что изучает синтаксис? - Что вы знаете о роли прилагательного в предложении? Частичный синтаксический разбор. Подчеркните прилагательные как члены предложения. СЛАЙД 10. VII. Город, по которому мы путешествуем, достаточно большой. На чем же передвигаются жители? Вот на таких автобусах. СЛАЙД 11 О каком правиле идет речь?(правило " Правописание Не с прилагательными") Проверим не перепутаете ли вы, в какой автобус нужно садится жителям. (Цифровой словарный диктант по рядам: СЛАЙД 12
Проверим- СЛАЙД 13 VIII. А в каких домиках живут прилагательны? Они, конечно, тоже необычны. Выглядят они вот так. СЛАЙД 14 А где же жители? Помоги жителям найти свой домик. Расскажите правило. СЛАЙД 15 А теперь проверим, правильно ли вы распределите жителей по их домикам..Вставьте пропущенные буквы -Н- или -НН-. СЛАЙД 16. Проверим, как вы справились.(взаимопроверка) СЛАЙД 17 IX. Давайте познакомимся с другими жителями страны Прилагательное. Они все очень разные, но, я думаю, их внешний вид о чем-то вам говорит. О чем? СЛАЙД 18 (простые и сложные прилагательные) Проверим, умело ли вы напишите простые и сложные прилагательные: раскройте скобки, объясните написание. СЛАЙД 19 X. Если внимательно присмотреться, то можно заметить знаки- указатели, которые висят при въезде на некоторые дороги . Например, перед въездом на эту улицу стоит знак, запрещающий движение мягкого знака по ней. СЛАЙД 20 - Как правописание прилагательных связано с этим знаком? - Но в эту страну приезжают и иностранцы. Кто же может проехать под знак? (Учитель диктует слова, ребята выписывают только те, которые пишутся с Ь: Беречь, хорош, из-за туч, красишь, врач, горяч, роскошь, сторож, похож, мелочь, гуашь, свеж . Проверим СЛАЙД 21 XI. А теперь хотелось бы услышать, правильно ли вы произносите имена жителей этой страны. Произнеси правильно. СЛАЙД 22 XII. Вот и подошло к концу наше путешествие. Хотелось бы узнать, что каждый из вас запомнил об этой стране. Выполняем тест. (см. Приложение 2) XIII Домашнее задание: Сочинить сказку по теме "Имя прилагательное". Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |