Преподавание русского языка О воспитании интереса к урокам русского языка (из опыта работы)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.09.07 Просмотров: 14 Зиганшина Гульшат Юсуповна, учитель русского языка и литературы Важнейшая движущая сила обучения – интерес... Поэтому, мой друг, питай детей своих науками не насильно, а играючи, чтобы ты лучше мог наблюдать природные наклонности каждого. Платон. Не секрет: современные дети очень мало читают. Как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. И как показывает практика, русский язык как школьный предмет к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Русский язык дети часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к русскому языку очень важна и актуальна. Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка. На примере изучения одной из тем в 5 классе я покажу путь пробуждения интереса к изучаемой теме, к самостоятельной работе. При знакомстве с диалогом и прямой речью обращаю внимание ребят на то, что реплика говорящего сопровождается глаголом сказал или синонимами к нему (учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др., в упр. 246 даётся пять синонимов: спросить, сказать, ответить, проговорить, поинтересоваться). Сообщаю, что русский писатель Иван Сергеевич Тургенев в одной из своих книг, в романе “Отцы и дети”, использовал более 70 синонимов к глаголу сказал. Спрашиваю, какие книги читают ребята сейчас, и предлагаю желающим понаблюдать за употреблением в них синонимов. Ребята удивлены. Через день ученики стали приносить листочки с выписанными синонимами. У одного 10 синонимов, у другого – 18, у третьего – 20, у четвертого – 24. Среди них: сказал, спросил, пробормотал, поинтересовался, ответил, перебил, оборвал, запнулся, огрызнулся, залепетал, успокоил, возгласил, заорал, просюсюкал, застрекотал, сообщил, подтвердил... Эта работа продолжается при изучении темы “Синонимы”. Ребята познакомились с синонимами, имеющими эмоциональную окраску. Я прочитала им сказку В.А.Сухомлинского “Семь дочерей”, семь раз употребив глагол сказать. Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. А вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
А седьмая дочка ничего не (сказала). Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги. Предлагаю детям подготовить пересказ сказки, употребив синонимы к глаголу сказал, помогающие раскрыть характер дочерей. Работа заинтересовала учеников. В пересказе они использовали синонимы проговорила, щебетала, ворковала, перебила, лепетала... Обычно диктантов дети боятся. Я же стараюсь подобрать такие тексты, чтобы они были интересны детям. Да и самому учителю диктовать такие тексты намного интереснее. Например, в 6 классе после изучения темы “Лексика” провожу такой диктант, текст которого я нашла в газете “Первое сентября””. Муравей и бабочкаЭто случилось летом. Был знойный день. Жаркое солнце теплыми лучами касалось земли. Муравей Петя работал не покладая рук, таскал в свой домик запасы на приближающуюся холодную зиму. И вдруг Петя услышал радостный голос: “Сударь, вы не хотите отдохнуть вместе со мной, полетать с цветка на цветок?” Муравей приподнял голову и хотел ответить: “Нет, сударыня, я не космический корабль, не спутник, не самолет и даже не комар, чтобы летать с цветка на цветок”. Но только приоткрыл рот, как увидел бабочку с причудливым узором на крылышках. Петя прикусил язык, вздохнул и сказал совсем не то. “Всю жизнь мечтал летать с вами”, - промолвил он. И сразу понял, что сел в калошу. Муравьи не умеют летать. Но Пете так хотелось подняться в воздух, что он взобрался на колокольчик, оттолкнулся всеми лапками и полетел. Лица детей светлые, в глазах радость и удивление. С хорошим настроением пишем диктант. Или ещё пример. После изучения темы “Словообразование” для диктанта беру следующий текст. Приключение друзейС двумя закадычными друзьями случилось сверхинтересное приключение. Вчера они притащили престранный огромный предмет, поставили его на пол и слегка прикоснулись к блестящей поверхности. Загорелись маленькие лампочки, похожие на необычные шарики, от которых на потолке заблистали звездочки, а комната озарилась голубым светом. “Что это, мальчики?”- удивленно спросил я. Вовка и Лёшка приоткрыли рты от изумления и рассказали, что нашли эту штуковину в лесу, возле одиноко растущего дерева, у домика лесорубов. Но там загадочный предмет не светился. Ребята придумали, что это самолет или космический корабль. Один назначил себя летчиком-космонавтом, другой – бортинженером. Мальчики долго играли, а потом Вовка предложил взять эту игрушку с собой. “Ребята, а вдруг это НЛО? Это же ЧП!”- сказал я. Друзья пригорюнились, но тут таинственный предмет поднялся вверх и вылетел в открытое окно. Разве можно остаться равнодушным к таким историям? Сама диктую с удовольствием такие тексты, заранее представляя, какие лица будут у учеников. В следующий раз, когда я предупреждаю детей о завтрашнем диктанте, они спрашивают: “Гульшат Юсуповна! Вы опять приготовите интересный текст? Надо Стаса предупредить, чтобы завтра на диктант пришел. Просил сообщить, он тоже хочет интересный диктант писать”. А Стас уже дня три болеет. Но даже у больного интерес к уроку русского языка не пропал. И Стас присутствует на диктанте после изучения темы “Числительное”, хотя мог ещё день-два посидеть дома, долечиться Сказка о снежинкахЖили- были в преогромной темно-серой туче три тысячи пятьсот двадцать восемь снежинок. Им шёл третий месяц, и они считались малышами. Родители запрещали дочкам-снежинкам улетать с тучи, подходить к её краю, даже не разрешали смотреть сквозь туман на загорающийся восход солнца. Но шестьсот тринадцать снежинок отличались невероятным любопытством. Они проделали в туче маленькое окошечко. Сколько чудес происходило вокруг! Снежинки замечали, что в шестом часу утра юго-восточная сторона неба становилась бледно-алой, затем пурпурно-багряной. Не проходило и пяти минут, как на небе начинался праздник света. Перламутром сияли облака, лазурное небо переливалось в лучах поднимающегося солнца, и даже родная туча напоминала блестящий серебряный шар. Солнце - дневной царь неба и земли. Оно вставало медленно, не торопилось, знало , что не опоздает. Одну треть из своих пятидесяти лучей солнце опускает на землю. Вот по одному такому лучу и спустились однажды на землю шестьсот тринадцать любопытных снежинок. Повысить интерес к урокам русского языка, я считаю, можно и при помощи игры. Ведь учитель должен знать возрастные психологические особенности детей. Нельзя забывать то, что игра – естественная потребность для детей среднего школьного возраста. Многие предметники в своей работе учитывают эту важную особенность детской психологии, они хорошо понимают, что только в игре ребенок раскрепощается, а раскрепостившись, он может творить и познавать. Но игра не должна уводить от усвоения трудных вопросов грамматики, а должна делать это усвоение прочным и интересным. Вспомним потребность детей оживлять неодушевленные предметы, их желание потрогать неизвестный предмет руками, поговорить с ним. В 5-6 классах при изучении и повторении темы “Диалог” ребятам можно предложить составить диалог с неодушевленным предметом. Ученикам привожу пример из книги Т.О.Скиргайло “Сочинение-интервью”, Москва 2006. Например, “Беседа с росинкой”.
Работа заинтересовала детей. Каждый находит себе предмет для беседы. Кто-то составляет беседу с грибочком, кто-то с капелькой, а кто-то с грузовиком или трактором. Если ребятишки затрудняются с выбором собеседника, учитель предлагает составить беседу с игрушкой, снежинкой, листочком, облачком, цветочком, ручейком. Получаются интересные работы. Вызвать интерес к урокам русского языка можно, проводя различные лингвистические разминки. На это можно потратить 3-5-7 минут. Можно использовать в начале урока при повторении изученного (актуализации прежних знаний), формировании умений и навыков, в конце урока, можно дать как домашнее задание. Например, игра “Из слова в слово”. Учитель предлагает получить из одного слова другое, меняя каждый раз только одну букву в исходном слове и создавая цепочку слов, последнее из которых будет искомым. Например, сделайте из мха бас. Возможный вариант: мох- мот- мор- сор- вор- вар- бар- бас. Сделайте из сока бар. Возможный вариант: сок- сон- сор- бор- бар. Сплетите из дня сеть. Возможный вариант: день- пень- лень- тень- сень- сеть. Что даёт эта игра? Замена одной буквы в слове меняет его самым неожиданным образом. Это забавляет, но в то же время заставляет подумать о том, что разнообразие слов достигается довольно простым способом – комбинациями букв. Игра учит различать слова и осознавать их смысл. Очень часто дети заглядывают в словари: есть ли такое слово в русском языке и что оно обозначает. За самую длинную цепочку или, наоборот, самую короткую можно поставить оценку. Игра “Из слогов слова”Учитель записывает или называет любой слог. Открытый или закрытый. А ученики называют второй слог, но такой, чтобы получилось двусложное слово. Второй слог служит началом следующего слова и т.д. Например: Ча – ща – вель – вет – ка – ша – рик – ша ... Эта игра тренирует память, орфографическую зоркость и проверяет умение правильно делить слова на слоги. Подбирать можно только существительные в начальной форме. Это ограничение затрудняет игру. Чтобы цепочка не прерывалась, нужно всё время прогнозировать следующие существительные. Если дети смогут набрать много слов, это большая удача и радость для всех. Учителю нужно следить за ходом игры: за орфографической правильностью слова, за правильным слоговым делением. Иногда один слог дает возможность составить несколько цепочек.
В эту игру можно играть одному, по рядам или группам. А вот игра потруднее, называется “Пропорции”. Учитель предлагает ребятам пропорции. Это задачи, в которых нужно понять, каковы отношения между двумя языковыми единицами, и найти пропущенный член пропорции. [б] / [п] = ? / [к] Ответ: [г]. Пример грамматической пропорции. сделать / делать = говорить / ? Ответ: сказать. Семантические пропорции. солнце / свет = лев / ? Возможный ответ: рык. Забавный пример. пожар / пожарник = ? / дворник Если пропорция словообразовательная, то ответ – двор. Если семантическая, то – мусор. По настоящему полезной эта игра становится тогда, когда дети могут не только решать, но и составлять языковые пропорции. Важно, чтобы в азарте соревнования они контролировали точность пропорции, правильно видели отношения между единицами языка. Ребятам очень нравятся творческие игровые задания, когда нужно сочинить связный и хорошо бы остроумный текст, соблюдая разнообразные сложные задания. Самая известная игра этого типа – буриме, когда по заданным рифмам сочиняют стихи. Например, .................................... зима А хотите, чтобы дети запомнили разносклоняемые существительные? Попросите написать рассказ, в котором были бы употреблены все одиннадцать разносклоняемых существительных. Задача непростая. Но, сочинив душераздирающую историю про племя, которое несло знамя, и ему напекло темя, они получают удовольствие и избавляются от необходимости зубрить. Радостно учителю, потому что после таких уроков дети тянутся к художественной книге, к словарям, учатся любить и чувствовать красоту русского языка. На уроках они становятся гораздо внимательнее и любознательнее. Таким образом, игры помогают учителю сделать урок интересным. И ещё. Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть прямо обсудить с детьми, зачем мы играем, почему играем именно так, какую пользу принесёт эта игра, можно ли её усложнить, изменить, улучшить. При таком подходе игра обязательно перестанет быть методической хитростью, а станет любимой формой общения с детьми. В целом свою задачу по пробуждению интереса к изучению русского языка вижу в органическом сочетании форм урочной и внеклассной работы, в реализации межпредметных связей. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |