Преподавание литературы Урок внеклассного чтения по повести М.Ю. Лермонтова "Штосс" "Тайны души художника Лугина"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 761 Цветкова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование:
Эпиграфы к уроку:
Ход урока 1. Вступительное слово учителя У графа Виельгорского был музыкальный вечер. Собралось великосветское общество: знаменитые литераторы, учёные, артисты, модные дамы. Было, по словам Лермонтова, «Ни скучно, ни весело». А главный герой, художник Лугин, и вовсе чувствует себя неспокойно. Причины этого мы узнаём из разговора Лугина с красавицей Минской. Но прежде всего вспомним, что перед нами человек поколения 30-х годов 19 века. О таких, как Лугин, Лермонтов писал в стихотворении «Дума»: «К добру и злу постыдно равнодушны…» Лермонтов не рассказывает историю жизни своего героя, его интересует внутренний мир художника, тайны его души. (Включаем запись баллады Шуберта, обращаем внимание на тревожную музыку. Она словно передаёт биение человеческого сердца, вызывает неосознанную тревогу.) Лугин под магическим влиянием баллады делится с Минской своими тайнами. Они не дают ему покоя. Что же беспокоит молодого человека? Какие тайны скрываются в его душе? 2. Работа с текстом
Лермонтов рассказывает о конфликте героя с самим собой, с обществом, привлекает наше внимание к «эпохе безвременья», которая, по словам Белинского, отличалась «безверием в жизнь и чувства». Автор показывает, что реальная жизнь порой содержит в себе страшную фантастику. Герой сталкивается с «иной» стороной, загадочной, необъяснимой. Романтические, фантастические и реалистические начала жизни сплелись в сложном взаимодействии. Лугин невольно подчиняется чужой воле, заставляющей его найти дом Штоса.
3. Работа с 3 главой. Встреча с призраком и игра с ним в карты. Перед нами талантливый человек, не сумевший реализовать себя и от этого страдающей. Он с ужасом открыл зло в своей душе и понял, что во многом виноват сам. И это озарение пришло к нему в квартире Штоса, которую он всё-таки нашёл и снял. Странная обстановка квартиры вызывает у Лугина нервозность. (Цвет и рисунок обоев. Мебель.) Обращаем внимание на роль глаголов, при помощи которых Лермонтов передаёт состояние героя. «Он начал ходить по комнате», «ему хотелось плакать, хотелось смеяться … он бросился на постель и заплакал». Надменный, эгоистичный Лугин плачет, потому что утратил связь с реальным миром. Его искушает старик принадлежащей к потустороннему миру, миру зла. Это демон.
4. Учащиеся читают отрывки из своих сочинений. «Как бы я закончил эту повесть?» Варианты были разные. Но все ребята сошлись в одном: Лугин погубил себя сам. Он оторвался от реальной жизни, не нашел себя, поддался искушению. Он «удваивал куши; он был в сильном проигрыше, но зато каждую ночь на минуту встречал взгляд и улыбку, за которые он готов был отдать все на свете. Он похудел и пожалел ужасно». Теперь он сам, наверное, станет демоном зла. Недаром многие учащиеся предрекли переход души Лугина в приведение, а на стене комнаты увидели в своих работах не один злосчастный портрет, а два: старика и Лугин. Зло победило душу художника. 5. Вывод. Лермонтов в своих дневниках писал, что герой его повести обречен на гибель. Говорим с учениками о неумении Лугина сопротивляться обстоятельствами жизни, о нездоровом азарте, который взял верх над рассудком, о потраченных напрасно душевных силах, о неспособности героя самореализоваться. Приводим примеры из нашей жизни. Оказывается, эти проблемы актуальны и сейчас. Вопросы, тревожащие людей начала XIX века, волнуют и нас, людей начала XXI века. Обращаемся к эпиграфам, написанные на доске, и раскрываем их смысл. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |