Преподавание русского языка Урок-проект в 7-м классе "Словарное богатство русского языка"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1857 Юшманова Алла Анатольевна, учитель русского языка Цели: Оборудование: лексические словари, карта ученика, карточки-задания, “основа” будущей стенной газеты. Ход урока 1. Подготовка учащихся к восприятию новой темы. Сообщение цели и задачи урока. Учитель. Слова в русском языке удивительно многолики. И в каждом разделе изучается какое-то особое “лицо” слова. Возьмем, к примеру, слово “дорога”. Из каких букв складывается это слово? А из каких звуков? Это внешняя оболочка слова. А что же прячется в этой оболочке? Ученики. Значение слова, его внутренний смысл. Учитель. Сегодняшний урок мы посвятим теме “Словарное богатство русского языка”. Как вы понимаете фразу “словарное богатство”? Ученики. То есть все слова русского языка. Ученики. Вспомните, какой раздел языка изучает его словарный состав? Ученики. Лексикология. Учитель. Итак, цель нашего урока – работа над первой частью проекта “Я беру в руки словарь…”. Этот проект поможет вам убедиться в том, как многогранно слово русского языка. Что нам предстоит сделать?
Для того чтобы создать проект, нужно сначала определить этапы работы над ним. Перед вами карта. Какие из пунктов плана можно заполнить сразу? (Ученики знакомятся с планом, заполняют пункты №1, 2, 3, 4) В какой форме вы представите данный проект?
Учитель. Вы знаете, что над созданием газеты работает единая команда, внутри которой есть главный человек - это редактор и помощники – журналисты. Редактор распределяет работу между журналистами и подготавливает собственную статью, в которой должны прозвучать выводы по нашему уроку. 2. Групповая работа над проектом. Учащиеся делятся на группы и самостоятельно выполняют задания карточек. Ответы на вопросы карточек ученики записывают в таблицу (пункты №5, 6). Задание 1Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения В.Остена “Дорога” и подумайте, какой словарь нам понадобиться, чтобы разобраться в этом тексте? Почему?
Какие значения имеет слово “дорога” в этом стихотворении? Как называются слова, имеющие два или более лексических значений? Ответ ученика.
Задание 2Какой словарь поможет выразить свою мысль наиболее точно? Выбрать именно то слово, которое нужно? Подберите синоним к слову “дорога”. Составьте с ними предложения (или словосочетания). Ответ ученика.
Задание 3Что обозначают эти выражения? В каком словаре их можно встретить?
(Это фразеологизмы – устойчивые словосочетания, их толкование и происхождение даны во фразеологическом словаре). Используя фразеологический словарь, подберите другие фразеологизмы со словом “дорога”. В каком значении – прямом или переносном – употребляется слово “дорога” во фразеологизмах? Как вы это определили? Ответ ученика.
Задание 4Какую роль выполняет этимологический словарь? Используя этимологический словарь, определите историю происхождения слова “дорога”. Можно ли объяснить правописание слова, зная историю его происхождения? Ответ ученика.
Задание 5 (для редактора)Используя ответы учащихся-журналистов (что вы узнали о слове “дорога”?) и лингвистическую статью из упражнения №137, с. 54, сделайте вывод о многогранности слов русского языка. Как вы думаете, для чего будет служить стенная газета “Я беру в руки словарь…”? Ответ ученика.
3. Рефлексивно-оценочный этап. 4. Подведение итогов. Учитель. Какой была тема сегодняшнего урока? Как вы думаете, достиг ли урок своей цели – убедились ли вы в том, что слова в русском языке многогранны? 5. Домашнее задание. Учитель. Конец любой работы – это начало следующей. Как можно улучшить свой проект? Ученики. Придумать или найти шуточные задания по проблеме проекта, сделать рисунки. Учитель. Оформите результаты нашего сегодняшнего урока на отдельных листах (можно с иллюстрациями) и “опубликуйте” материалы газеты (использовать школьный стенд). (Приложение № 1) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |