Преподавание русского языка Обобщение по теме "Лексика". 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.08.02 Просмотров: 21 Ратеева Светлана Ильдусовна, учитель русского языка и литературы, зам по ВР
Тип урока: Урок-путешествие Цели:
Форма работы: фронтальная, индивидуальная. Оборудование: АРМ, презентация, высказывания великих людей о здоровье, кармашки для слов, отдельные слова для каждого ученика, тест (по уровню развития), Большой толковый словарь русского языка (два экземпляра), магниты. Ожидаемые результаты: у детей должны быть сформированы компетенции по теме урока; уметь различать однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным значении, синонимы, омонимы, антонимы. Ход урока I.Организационный момент. Психологический настрой: Я всё сумею, всё смогу. (дети стоят по кругу, учитель с ними, учитель держит руку ладонью вверх, дети кладут свои руки на руку учителя и все вместе произносят слова) II. Сообщение темы целей урока.
- Вы сказали встречному: "Здравствуйте". - Много это или мало? (Рассуждения детей) - Сегодня с вами на уроке мы обобщим знания по теме "Лексика". - Что такое лексика? (Лексика - это словарный состав слова) - Какими способами можно разъяснить лексическое значение слова? (Путём замены другими словами, близкими по смыслу, определением признаков предмета (действия или качества), обозначенного разными словами), или по толковому словарю. - Давайте вместе попробуем с помощью толкового словаря определить лексическое значение слов - здравствуйте и здоровье. (Работа с толковым словарём. Индивидуальная работа - 2 ученика) Здравствуйте - приветствие при встрече. Здоровье - правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. То или иное состояние организма. Откройте тетради, запишите дату, классная работа. (Комментирует ученик) Пропишем в минутке чистописания слово. Назовите орфограммы в этих словах.
Задание. Составьте разные предложения по цели высказывания со словом здоровье.
- Ребята, а вы знаете, что 2010 год объявлен в нашем Агаповском муниципальном районе Годом здоровья! III. Работа по повторению и обобщению материала. - Сегодня на уроке мы не только повторим и обобщим знания по теме лексика, но и изучим новые физминутки, которые будем использовать в дальнейшем на уроке. Первая динамическая пауза Оздоровительная физминутка для активизации мыслительной деятельности. Чтобы задать рабочий настрой на целый урок, проводим точечный массаж биологически активных точек лица и головы. (Проводит учитель) Рекомендуемые упражнения:
Вторая динамическая пауза Упражнение для мобилизации внимания. (Проводит подготовленный ребёнок) И.п. - стоя, руки вдоль туловища.1- правую руку на пояс, 2- левую руку на пояс, 3- правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5- правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 хлопки руками над головой, 9- опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопка руками по бёдрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза- средний, 4-5- быстрый, 6- медленный. - Отгадайте загадку: на каком языковом явлении они основаны?
- Какое значение имеет слово иголки? (многозначное) - Докажите. - Какие слова называются однозначными? Многозначными? Приведите свои примеры. Слайд №1 Cлова с прямым и переносным значением Слайд №2 Самостоятельная работа (Самостоятельно запишите словосочетания в два столбика) Блеск молнии, блеск остроумия; вершина горы, вершина славы; цепь событий, цепь якоря; свет знаний, свет лампы. Третья динамическая пауза Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти. (Проводит ребёнок) И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1- сжать кисти в кулаках, 2- разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. Слайд № 3 Стихотворение В.Лифшица про ключ.
- Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ключ? - Как называются такие слова? (омонимы). Определение. - В каком значении употреблено слово ключ в выражениях: жизнь бьёт ключом, ключ к разгадке? (в переносном) - Откройте учебник страница 142 упражнение 344. Выполняют упражнение по заданию Четвертая динамическая пауза Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. (Проводит ребёнок) И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1- резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний. - Какие слова мы называем синонимами? Задание на доске. Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого
Пятая динамическая пауза для глаз. Офтальмологическая физминутка. (Приложение) - Какие слова мы называем антонимами? Стихотворение
Задание. Подберите к словам антонимы. (Слова первого столбика записаны на доске, дети выходят к доске и записывают антонимы)
IV. Закрепление. Закрепим. У вас у каждого на партах находятся, карточка со словами. Разделим все слова на группы. На доске кармашки с названиями: многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы. Проверочный тест по уровню сложности. V. Итог урока. Чему учились? Что закрепили? Что нового узнали? Стихотворение о здоровье (Читает учитель)
- Ребята, скажите, а что мы должны делать, чтобы быть здоровыми? - А ещё мы должны соблюдать режим дня и правильно готовить домашнее задание. Раздаю памятки. - Я принесла вам Эликсир здоровья. (Сироп шиповника) И сейчас вас угощу. (Каждому капаю в рот пипеткой) VI. Рефлексия. По окончании урока дети прикрепляют на дереве: листья, цветы, плоды.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |