Преподавание литературы Урок-путешествие по повести В.П. Астафьева "Последний поклон"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.08.01 Просмотров: 30 Петухова Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель:
Оборудование: книги В.П. Астафьева последних лет, фотографии, газетные статьи, компьютер, проектор. На доске эпиграф:
Ход урока1. Сообщение темы урокаУчитель: Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие по повести В.П. Астафьева “Последний поклон”. Во время этого путешествия попытайтесь осознать то, что чувствовал главный герой произведения и как происходило становление его личности. Мне бы хотелось, чтобы этот урок был и уроком – открытием, чтобы никто из вас не ушёл с пустым сердцем. Мы начинаем знакомство с творчеством замечательного русского писателя В.П. Астафьева. В современной литературе В.П. Астафьев – один из последовательных сторонников отражения жизненной правды в своих произведениях, конфликтов, героев и антиподов. Сегодня на уроке мы поговорим о чувствах, которые воплотил писатель в своей автобиографической повести “Последний поклон”, чтобы быть готовыми к анализу одной из глав повести “Фотография, на которой меня нет”. 2. Знакомство с биографией писателяУчитель: С наиболее яркими эпизодами жизни и творчества писателя нас познакомят двое учащихся. (Один из них излагает факты биографии, другой – голос автора во времени.) (Учащиеся знакомят с биографией и личными жизненными впечатлениями писателя. Одновременно показывается презентация о жизненном пути В.П.Астафьева.) 3. Из истории создания повести “Последний поклон”Учитель: Творчество В.П. Астафьева развивалось далее в двух направлениях:
Мы ближе познакомимся с повестью “Последний поклон”, созданной в 1968 году. Эта повесть – своеобразная летопись народной жизни, начиная с конца 20-х годов двадцатого века и до конца Отечественной войны. Повесть не создавалась целостно, ей предшествовали самостоятельные рассказы о детстве. Повесть же сложилась, когда была создана её предпоследняя глава “Где-то гремит война”. То есть повесть возникла как бы сама по себе, это наложило отпечаток на особенность жанра – повесть в новеллах. А повести о детстве и юности – давняя и теперь традиционная тема в русской литературе. К ней обращались и Л.Толстой, и И.Бунин, и М.Горький. Но в отличие от других автобиографических повестей в каждом рассказе-главе Астафьева кипят чувства – восторга и негодования, счастья и горя, радости и печали, прежде всего чувства. Вопрос классу: Вспомните, как в литературе называются произведения, которые проникнуты чувствами и переживаниями автора? (Лирические.) Учитель: Следовательно, мы можем говорить о преимуществе лирического начала в повести. В каждой главе автор выражает то, что в данный момент чувствует сильно и искренне, и поэтому каждый эпизод превращается в нечто, содержащее представление и о времени, в котором жил главный герой, и о событиях, которые он пережил, и о людях, с которыми его свела судьба. 4. Путешествие по повестиУчитель зачитывает слова В.Астафьева: “Вот и начал я помаленьку да полегоньку писать рассказы о своем детстве, о селе родном, о его обитателях, о бабушке и дедушке, ни с какой стороны не годных в литературные герои той поры”. Учитель: Первоначально цикл рассказов так и назывался “Страницы детства” и чудесный эпиграф К. Кулиева предварял его. (Учитель обращает внимание учащихся к эпиграфу и зачитывает его.) Учитель: Первая глава повести называется “Далёкая и близкая сказка”. О событиях, описанных в этой главе, нам расскажет Таня Ш. (Пересказ-анализ главы ученицей. Во время рассказа тихо звучит “Полонез” Огиньского. (используется компьютер)) Вопрос классу: – Какие чувства вызывала мелодия, которую играл Вася-поляк, у Вити? Какими чувствами писатель наполнил этот рассказ? С помощью каких средств выразительности автору удается передать все чувства героя? Учитель зачитывает цитату из рассказа: “В эти минуты не было вокруг зла. Мир был добр и одинок, ничего-ничего дурного в нем не умещалось… Щемила сердце жалость к себе, к людям, ко всему миру, таящему страдания и страх” Вопрос классу: Как вы поняли, о чем этот рассказ-глава? (Об искусстве быть человечным.) Учитель: И мелодия, и чувства позволили художнику превратить этот рассказ во вступление к обширному и разностороннему повествованию о России. Автору удалось показать то, что видеть историческое через малое очень важно. А у эпоса лирического свои правила и законы. Но тем не менее повесть названа лирико-эпическим произведением. Следующая глава, на которой мы остановимся, “Ночь темная-темная”. О событиях этой главы расскажет Андрей К. (Пересказ-анализ главы учеником.) Вопрос классу: – Какие события вызвали тяжелые переживания лирического героя повести? Чему научили его эти события? Учитель: Но самым обаятельным, самым значительным, покоряющим образом, проходящим через всю повесть, является образ бабушки Катерины Петровны. Она очень уважаемый на селе человек, “генерал”, о каждом заботилась и каждому готова была прийти на помощь. Глава “Бабушкин праздник” проникнута особым чувством автора. С её содержанием нас познакомит Марина Н. (Пересказ-анализ главы “Бабушкин праздник”.) Вопрос классу: Героиню какого произведения напоминает вам Катерина Петровна своим характером, жизненными взглядами? (Бабушку Алеши Пешкова из повести М.Горького “Детство”.) Учитель: В заключительных главах повести рассказано о посещении героем 86-летней бабушки и о смерти её. Учитель зачитывает слова писателя: “Бабушка умерла, а внук не смог поехать, чтобы похоронить её, как обещал, потому что еще не осознал тогда всю огромность потери. Потом осознал, но поздно и непоправимо. И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет… И некому прощать…” Учитель: Если всю повесть “Последний поклон” назвали “прощанием с детством”, то в главе “Приворотное зелье” – кульминация этого произведения. С содержанием этой главы нас познакомит Аня Н. (Пересказ-анализ главы “Приворотное зелье”.) Вопрос классу: Какими чувствами автора наполнена эта глава? Как воздействует он на читателей? Учитель: Астафьев говорил: “Пишу я о деревне, о своей маленькой родине, а они – большая и маленькая – неразделимы, они – друг в друге. Сердце моё навеки там, где я стал дышать, видеть, запоминать и трудиться” И завершает повесть глава “Пир после победы”. С событиями, описанными в этой главе нас познакомит Дима К. (Пересказ-анализ главы “Пир после победы”.) Учитель: Наиболее важным в этой главе является то, что в ней поставлен вопрос о нравственном осознании героем своего высокого назначения в жизни, в истории, его непримиримости к недостаткам. Вопрос классу: Какие чувства в этой главе терзают душу Вити Потылицына? (Нерешительность, сомнения, новое познание мира, искренность, гуманность) Учитель: Витя Потылицын высказывает в этой главе свою “концепцию личности”: “Желаю покоя и радости не только себе, а всем людям” Он испытывает ответственность за всё зло, творимое в мире, не может примириться с любым унижением человека. Большой путь прошел Витя Потылицын – с раннего детства до знаменательного пира после победы, и этот путь – часть жизни народной, это история духовного формирования главного героя, как и Алёши Пешкова из повести М. Горького “Детство”. “Последний поклон” – самая “заветная” книга в творческой биографии В.Астафьева. 5. Итог урокаУчитель: Мы закончили небольшое путешествие по повести “Последний поклон”. Как вы поняли, о чем эта повесть? (Об осознании главным героем в процессе его становления торжества доброты и гуманности над темными силами зла) 6. ЗаключениеУчитель: В.Астафьев создает произведения, которые проникнуты чувством ответственности человека за всё сущее на земле, необходимости борьбы с разрушением жизни. Это и его роман “Печальный детектив” (1986 г.), рассказ “Людочка” (1989 г.). В них автор анализирует многие беды современного мира. В романе последних лет своей жизни “Прокляты и убиты” он вновь обратился к военной теме, этой же теме посвящена и его повесть “Обертон”, написанная в 1996 году. Новым в этих произведениях становится стремление автора сказать правду об этих трагических годах, изображение событий войны с позиции христианской нравственности. 7. Домашнее заданиеПрочитать главу из повести “Последний поклон” – “Фотография, на которой меня нет”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |