Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Лингвистический ринг
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Лингвистический ринг


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.07.30
Просмотров: 19

Хлюстова Татьяна Александровна, учитель русского языка

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2,13 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели мероприятия:

  • выявить знания учащихся по различным разделам лингвистики;
  • формировать умение работать в группе;
  • развивать интерес к русскому языку;
  • воспитывать любознательность, любовь к родному языку

Из 7 или 8 классов формируются 2 команды по 8-10 человек. Команды выбирают капитанов. У каждой команды есть болельщики, которые тоже могут принести баллы команде.

1 тур. Разминка.

Команды отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ-1 балл. Задача участников- быстрее и правильнее ответить на вопросы по русскому языку.

1. Какой птицей можно достать воду из колодца? (Журавлём).

2. На какой плитке не поджарить яичницу? (Кафельной).

3. Какую шляпку нельзя надеть? (У гвоздя).

4. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

5. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Cемь-я)

6. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (Cто-п)

7. Что мы слышим в конце перемены и в начале урока? (Гласную)

8. Можно ли превратить страницу в населенный пункт? (Страница-станица)

9. В каких словах по 100 согласных? (Сто-л, сто-г, сто-п, сто-н)

10. Как спортивный шест превратить в число? (Шест-шесть)

11. Какой предмет утверждает, что он детская болезнь? (Я-корь)

12. Какую реку можно срезать ножом? (Прут)

13. Какой иглой не сошьешь рубахи? (хвойной)

14. В каком магазине ничего не купишь? (оружие)

15. Что можно набрать, ничего не беря в руки? (номер телефона)

16. Что стоит посредине ЗЕМЛИ? (М)

17. Чем кончается лето и начинается осень? (О)

18. Какая земля никогда не старится? (Новая Земля)

2 тур. "Составь слово"

Участникам дается время на выполнение задания. Побеждает в этом туре команда, которая составила как можно больше ответов ( их должно быть 6)

Докажите, что буквосочетание теперьяподнимитетоже имеет не менее шести прочтений (командам дать на листках эту запись)

Теперь я поднимите тоже
Те перья поднимите тоже
Те перья подними те тоже
Теперь я под ними те тоже
Те перья под ним и те тоже
Теперь я под ним и те тоже

Игра со зрителями.

Пока команды готовятся, зрители составляют из букв высказывания о русском языке. Команде, зрители которой быстрее и правильнее составят высказывание, отдается 1 балл.

К А Г
Ы Н Е
З Е Р
Я Т Е
Ш И Б

(Берегите наш язык)

К И Р Ч
Ы К Е У
З С Т З
Я С Й И
Й У А

(Изучайте русский язык)

3 тур. Орфоэпические задачки

От каждой команды выходят по одному представителю. Их задача- правильно расставить ударение в словах. Они могут работать на разных сторонах доски. За каждое правильно поставленное ударение команда получает 1 балл.

Завидно, квартал, звонит, жалюзи, мельком, черпая, щавель, балую, августовский, подростковый, кухонный, красивее, кулинария, афера, жалюзи, щавель, христианин, каталог, инаугурация, кремень, эксперт.

ЗавИдно, квартАл, звонИт, жалюзИ, мЕльком, черпая, щавЕль, балУю, Августовский, подрОсткОвый, кУхонный, красИвее, кулинАрИя, афЕра, жалюзи, щавель, христианин, каталог, инаугурация, кремень, эксперт

Пока представители работают, ведущий рассказывает истории выражений.

В а в и л о н с к о е с т о л п о т в о р е н и е

По библейскому преданию, жители Вавилона вознамерились добраться до небес и с этой целью начали строить высокую башню. Разгневанный бог смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга, и наступил хаос.

Употребляется выражение в значении: суматоха, бестолковщина, беспорядок, неорганизованность.

Г о м е р и ч е с к и й х о х о т

Гомер - легендарный древнегреческий поэт. Его считают автором поэм "Илиада" и "Одиссея". Герои его поэм - боги - наделены необычайными качествами. Они сильны, мужественны, находчивы, обладают мощными голосами. Смех их подобен раскатам грома.

Выражение "ГОМЕРИЧЕСКИЙ ХОХОТ" употребляется в значении: неудержимый, громкий смех; эпитет "гомерический" ещё и в значении: обильный, огромный.

4 тур. Фразеологический бой.

Командам необходимо заменить фразеологизмы синонимами (одно или несколько слов). Побеждает команда, которая дала как можно больше правильных ответов.

- Делать из мухи слона (преувеличивать).

- Два сапога - пара (очень похожи).

- Заблудиться в трёх соснах (не разобраться в чём-то простом).

- После дождичка в четверг (никогда или не очень скоро).

- Во всё горло (очень громко).

- Повесить нос (огорчиться).

- Ходить на голове (шалить, беситься).

- С глазу на глаз (наедине, без свидетелей).

- Ни в зуб ногой (ничего не знать).

- Путаться под ногами (мешать).

- Плевать в потолок (бездельничать).

5 тур. Найди слово.

Каждая команда получает задание. Их по 2 каждой команде. За правильный ответ- 1 балл.

1. Шестнадцатый век вошел в историю как век мореплавателей, флибустьеров и географических открытий. Путешественникам нужны были сведения. Так появились первые листки с информацией. За 1 листок принято было платить 1 монету. Какому источнику информации подарила свое название монета?

Газета

2. Путешественник Марко Поло, сам того не ведая, в порыве вдохновения сочинил слово, которое употребляет весь мир при определении величины. Назовите это число.

Миллион

3. Восстановите порядок букв и назовите слово

Д А В Т Ь Е Л П О Р А Е (преподаватель)

4. "Меню"

Левая часть задания заранее составлена из отдельных букв и знаков действий. Необходимо из всех букв, входящих в слова, составить названия блюд

Крот + каша = : (картошка)

Бобр + редут = : (бутерброд)

Суд + тень = : (студень)

Тоска + пар + шов = : (простокваша)

Конкурс "Поэтический" для болельщиков (в это время командв выполняют задание).

Вы знаете, как важно прочитать стихотворение выразительно, с чувством. Это совсем не просто. Наше задание состоит в том, что вы должны не только выразительно прочитать четверостишие, но и выполнить некоторые условия, которые у вас прописаны. Обсудите в команде это задание, а затем двое из вас его выполнят

- Прочитайте четверостишие с грузинским акцентом.

Наша Таня громко плачет,
Уронила в реку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч.

- Прочитайте четверостишие, как будто вы иностранец, недавно приехавший в Россию, вы плохо говорите по-русски.

- Прочитайте четверостишие, постоянно чихая, вы простыли, у вас насморк.

- Прочитайте четверостишие, горько плача.

6 тур. " Ответ актера"

Работают обе команды. 1 балл получает команда, которая дает правильный ответ.

Известному артисту МХАТа Е. Евстигнееву показали письмо пятиклассника: "Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаняна как Михаил Баярский".

- Как вы думаете, он сможет стать артистом?

- На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.

Евстигнеев берет ручку и пишет.

Вопрос: Какое слово и как написал артист?

(Ответ: Никада)

7 тур. Заимствованные слова

Работают обе команды. 1 балл получает команда, которая дает правильный ответ

Найдите заимствованные слова во фразе "Устами младенца глаголет истина". Замените их исконно русскими соответствиями.

Ответ: Все слова в этом предложении заимствованы из старославянского и церковно-славянского языков. Русский вариант: Ртом ребенка говорит правда

8 тур. Бал выпускников.

Здесь вы сможете найти девять "выпускников" "Фабрики звезд". Конечно, все они вам знакомы! Вот только их фамилии (или псевдонимы) раскололись на части. Попробуйте их собрать.

Дубцова, Согдиана, Шаляпин, Подольская, Колдун, Светикова, Дайнеко, Малинин, Савичева

Конкурс для болельщиков (пока команда выполняет задание)

Расшифруйте "бред профессора". Назовите русские пословицы

1) Нельзя сделать русскую национальную еду несъедобной при помощи продукта переработки суспензии жира в воде.

2) Некоторые последствия остеохондроза успешно компенсируются в процессе ритуального погребения пациента.

  • Кашу маслом не испортишь
  • Горбатого могила исправит

9 тур. Сложи фразу.

Задание: прочитайте, что написано на плакатах. Слова нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам. Это будет вашим пожеланием соперникам. Плакат 1 команде Плакат 2 команде

К Й Г А И У А Р Н О
Ы И О Н Б К М Г З Р
З Ч М Е Ю И М Й О О
Я У Ш Т Л Т А А Ш Х

(Любите наш могучий язык!) (Хорошо знай грамматику)

10 тур. Догонялки ( при наличии времени)

Все участники отвечают на шуточные вопросы. Команды набирают баллы.

1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)

2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой (Тень)

3. Чем больше берешь, тем больше она становится. (Яма)

4. Кто говорит на всех языках? (Эхо)

5. Сидит кошка на кошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? (Кот)

6. Какой месяц короче всех? (февраль)

7. Какая птица больше всех похожа на утку? (Селезень)

8. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огню)

9. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (В феврале)

10. Место на реке, где ее можно перейти (Брод).

11. Отверстие вулкана (Кратер).

12. Наука о небесных светилах (Астрономия).

13. Место, где скрещиваются улицы (Перекресток).

14. Речь, произнесенная одним лицом (Монолог).

15. Кто он? Его бояться - в лес не ходить. (волк)

16. Укажите название басни , мораль которой

А вы , друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Квартет)

17. Кто он? Его на мякине не проведешь. (воробей)

18. Кто он? Хватит его баснями кормить. (соловей)

19. Кто он? Пустите его в огород. (козел)

20. Товарищ по работе. (Коллега).

Подведение итогов. Награждение победителей.

Список использованной литературы

1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка/ Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. -СПб. : отд-ние изд-ва "Просвещение", 1992

2. Водолазьская С. В. Предметная неделя русского языка в школе: конкурсы, викторины, олимпиады/С. В. Водолазьская. - Изд. 4-е-Ростов н/Д. : Феникс, 2008

3. Загадки-шарадки. И не токо: Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях/ авт.-сост. М. П. Филипченко. - Волгоград: Учитель, 2008

4. Иванова В. А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя/ В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. -Л. : Просвещение. Ленинград. отд-ние,1990

5. Иванова В. А. и др. Тайны слова (занимательная грамматика): Под редакцией доцента З. А. Потиха. - Нижне-волжское книжное издательство Волгорад, 1966

6. Игровые технологии на уроках русского языка . 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. -Волгоград: Учитель, 2009

7. Малюгина В. А. Олимпиады по русскому языку : 7-8 классы. - М.: ВАКО,2010

8. Штудинер. М. А. Словарь образцового русского ударения/ М. А. Штудинер. -3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2005

9. Язовицкий Е. В. Говорите правильно. Пособие для учащихся. Издательство "Просвещение", Москва-Ленинград, 1964

10. Язык мой-друг мой: русский язык на материалах пословиц, поговорок, загадок/ сост. М. П. Филипченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2007


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21