Преподавание литературы Развитие речи учащихся с нарушением интеллекта в процессе творческой деятельностиNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 929 Богданович Надежда Эдуардовна, зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы В становлении личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов неоценима роль родного языка, помогающего школьнику осознанно воспринимать окружающий мир. Процесс развития речи предполагает освоение ее образной, эмоциональной стороны. Научить ребенка использовать многообразные средства выразительности речи – важнейшее условие интеллектуального, речевого, художественного, литературного развития. Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и способности выражать свои чувства, представления о мире различными способами, гибко, нестандартно мыслить. Для этого необходимо научить его видеть в каждом предмете разные его стороны; опираясь на отдельные признаки, представлять новый образ. Творческая деятельность находится в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, его богатства и разнообразия. В фантазиях его больше чувства, чем у взрослого, он верит в то, что сам вообразил. Уровень развития фантазии, воображения теснейшим образом связано с развитием мышления и речи, которая обогащает практический опыт ребенка и способствует формированию представлений о предмете. Если путь развития воображения у ребенка с нормальным интеллектом представляется как движение от конкретно – наглядного образа к понятию и через него к новому воображению, то у ребенка с нарушенным интеллектом творческая деятельность, творческие способности развиваются несколько иначе. Его представления о предмете оказываются неполными и неточными, недостаточно закрепленными и обобщенными в речи. Такие дети, как правило, испытывают ограниченные возможности проявить творчество. Известно, что творчество детей органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако ребенок с нарушениями в развитии недостаточно эмоционально реагирует на грустную или смешную ситуацию. Речь его мало выразительна, поэтому он боится высказывать свои мысли. Отсюда первым направлением развития творческих способностей является развитие воображения и обогащения эмоциональной сферы. Здесь очень хорошо применить прием создания искусственных ассоциаций: на что похожа эта веточка, листок, облако; что может быть такого цвета. О чем разговаривают дождинки? О чем плачет березка? Второе направление – использование специальных заданий, в процессе выполнения которых активизируется и обогащается словарь, формируется способность к преобразованию известных образов и созданию новых. Пожалуй, самым сложным является третье направление – формирование способности к словесному творчеству. В.А. Сухомлинский придавал большое значение школьному творчеству. Он считал, что первое место в жизни ребенка должно принадлежать словотворчетву. Благодаря именно ему дети становятся чувственней к красоте слова. И в этой работе неоценимую услугу оказывают сказки. Не случайно в последнее время не только психологи, но и педагоги – практики прибегают к этому жанру. В науке появилась концепция сказкотерапии. Наиболее высока роль сказки в развитии правильной речи. Именно через чтение или слушание сказок расширяется словарный запас детей.. Сказка оказывает влияние и на развитие связной, логичной речи, делая ее эмоциональнее, образнее, красивее. Она является одной из сфер творчества, в котором ученик познает себя, развивает свои способности, переживает чувство гордости оттого, что он что–то смог. В последнее время стало больше уделяться внимания изучению сказки в школе. Между тем вопрос обучения школьников сочинительству сказок в методической литературе недостаточно разработан. Чаще всего сказку используют для творческого рассказывания, инсценирования, игр как средство развития речи. Но сказку можно сделать средством развития литературно- творческих способностей учащихся. Как приобщить детей, тем более детей – олигофренов, к творческой деятельности? И в этом случае также поможет сказка. Для того чтобы научиться сочинять сказки, необходимо знать, что такое сказка, виды сказок, закон, по которым она “живет”. И здесь неоценимую помощь оказывают книги В.Я. Проппа “Морфология сказки” и Д. Родари “Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй”. Приступая к обучению школьников моделированию сказки, я стремилась решить такие задачи:
Чем вызван интерес к такому виду творчества? Возможно, собственные детские воспоминания, интерес, желание что – нибудь противопоставить засилию жестокости, пошлости, как на экранах, так и в жизни, приобщить детей к истокам духовности. И, кроме того, в ходе совместной деятельности ребята раскрываются совершенно с другой стороны, проявляется их индивидуальность. Следует сразу отметить, что процесс создания сказки длительный. Первоначально было просто их чтение, анализ, рисование иллюстраций, деление текста на смысловые отрезки. Учились по опорным словам угадывать название сказок. Например, дается ряд слов: ступа, непроходимый лес, гуси – лебеди, река с молочными берегами и т.п. Или показываются рисунки: лягушка, стрела, корона и т. д. Назвать героя, которому принадлежит данный предмет, и сказку. Затем больше внимания стала уделять терминологии. В дальнейшем это помогло при обучении сочинению сказок. После знакомства с книгой В.Я.Проппа к сочинительству сказок стала подходить более научно. Автор выделяет 31 функцию волшебной сказки. Конечно же, детям с нарушением интеллекта трудно освоить такой объем, поэтому были выбраны самые распространенные и доступные для их понимания функции: начальная ситуация, запрет, появление героя, герой покидает дом, испытания, помощники, волшебные дары и другие, изготовлены учебные карты. Выяснили, что все волшебные сказки имеют свои границы: зачин и концовка, что рождение детей всегда необычно. Попробовали сочинить сами. Вот что из этого получилось. “Жила – была женщина, У нее не было детей. Она все время плакала. И однажды слезинка превратилась в девочку”. “Жили – были дед бабка. У них не было детей. Дед сплел из соломы мальчика. Он ожил”. “Жила была королева. Не было у нее детей. Приказала она испечь булочного мальчика. Он потом стал живым”. Таким ученики 7-го класса увидели появление героя сказки. Сравнив работы, пришли к выводу, что рождение героев всегда необычно, но есть что–то общее, что связывает их появление: одиночество будущих родителей. Проводилась большая работа по составлению характеристик персонажей, составлялись словари признаков (прилагательных) и действий (глаголов), которые постоянно пополнялись новыми словами. Упражнения в составлении словесных портретов героев хорошо активизируют и обогащают словарный запас. Позднее познакомились с магическим числом 3 (3 головы, 3 испытания, 3 сына и т.д.), что герои растут не по дням, а по часам.. Параллельно познакомились с понятиями: кульминация, композиция, метафора, герой- антагонист. Следующим этапом было придумывание испытаний. Фантазии детей не было предела: герои у них проваливались в колодец, сражались с пауками, объедались в пещере и т.п. Но что характерно, большинство примеров отражало или то, что детям уже было знакомо, или то, что они увидели на экранах телевизоров. Поломать этот стереотип оказалось непросто. Дети отметили, что почти во всех сказках есть столкновение добра и зла. А вот всегда ли побеждает добро? Почему? Эти вопросы заставили ребят даже поспорить. Следующим моментом в работе явилось внесение в сюжет сказки своих героев или своих ситуаций. Изменяли начало или конец сказки. Постепенно задания усложнялись. Надо было придумать текст по заданным началу и концу. (Например, “Это случилось ночью”- начало, “На кровати лежали грязные кроссовки”- конец). Даже взрослому сложна эта работа. Но дети справились. Нужно только отметить, что ограниченность кругозора чувствовалась. Больше присутствовал бытовой мотив. Вот такой “нарисовал” эту ситуацию Алеша Ш. “ Это случилось ночью. Курочка Ряба снесла золотое яйцо Дед с бабкой еле дождались утра и побежали в банк. И обменяли золото на деньги. Зашли в магазин и купили телевизор, чайник “Тефаль”. Стали по вечерам пить чай и смотреть сериалы. Но однажды случилось несчастье. К ним нагрянула налоговая полиция. Дед забыл налог заплатить. Вот деда посадили в тюрьму. Со страху ему показалось, что на него падает стена. Он закричал и …проснулся. Глядь, а курочка – ряба сидит в своем гнезде. На печи спит его старуха, а на кровати почему–то валяются грязные кроссовки” Зачастую ребята уклад жизни своей семьи привносили в содержание. Например, Таня М. пишет: “ Они жили в хорошем доме дружно и мирно. Они не ругались. И никогда не орали на своих детей, не били”. Или другой пример. Дети вытягивали карты с такими функциями: “запрет”, “ появление героя”, “испытания”, “получение волшебного дара”, “свадьба” и т.п. Каждый индивидуально придумывает свою ситуацию, затем в определенной последовательности все озвучивается. Можно представить, что из этого получается. Наряду с традиционными героями в одной сказке присутствуют и звери, и инопланетяне, и вообще неизвестные науке существа. Первый выход “в свет” у нас был спустя четыре месяца и ознаменовался он премьерами двух сказок. Это были “Золушка” в современном варианте и “Друг познается в беде”. Сказки готовились параллельно двумя группами в страшной тайне друг от друга. Рисовались иллюстрации к каждому эпизоду, затем все рисунки склеивались в длинную ленту и проецировались через эпидеоскоп на экран. Урок проходил в форме заседания худсовета. Каждый творческий коллектив защищал свою работу. Сказки оценивались по нескольким номинациям: сюжет, оформление и озвучивание. В итоге одни победили за оформление, у других лучшим было содержание. Но дипломы получили все. Чем больше мы узнавали секреты моделирования, тем интереснее было детское творчество. Сказку “Лиса и Заяц” (тоже в современном варианте) готовили около трех месяцев. Классический сюжет был перенесен в современные условия. При создании данной сказки уже учились строить диалоги. На презентации мы поразили всех: наших героев изображали воздушные шары с присущими героям атрибутами. У Зайца - “бабочка”, У Петуха – форменная фуражка, Лиса – вся в украшениях и т. д. Диалоги были построены более грамотно. А самое главное, мы научились анализировать сказку по системе “пропповского ряда”. В качестве иллюстрации работы по моделированию сказки прилагается конспект урока Тема: Анализ сказки по системе “пропповского ряда”. Цель: совершенствовать умения анализировать сказку по системе “пропповского ряда”. Задачи:
Оборудование:
Форма урока: урок-презентация. Ход урока 1. Организационный момент. Дидактическая игра “Назови героя сказки”. Ответы записать на доске. Садко – Взял он гусли заиграл так, что царь морской в пляс пустился. Колобок – Положила его бабка на окно остывать. Айболит – “…под деревом сидит добрый доктор ….”. Золушка – Бедная, бедная девочка, ей так хочется попасть на бал во дворец. Кощей – Его смерть находится на конце иглы… Аленушка – “Не пей, братец, козленочком станешь,- говорит сестрица … Задание: В именах героев подчеркнуть первую букву, определить слово по вертикали. 2. В именах героев “спряталось” слово “сказка”. Сказка всю жизнь рядом с человеком. Когда вы были маленькие, вам читали их мама или бабушка, а иногда и папа. Потом вы подросли, научились сами читать.
3. Сегодня у нас премьера сказки “Лиса и Заяц”. Но прежде давайте вспомним, по каким правилам она “живет”, создается. (по итогам обсуждения на доске помещается таблица.)
4. Премьера сказки. (Одна группа детей выразительно читают текст, вторая демонстрирует действия героев) 5. Анализ сказки.
(слева – названия событий, справа примеры, которые приводят ребята, находя их в тексте сказки, который лежит перед ними)
6. Итог урока: Вот и закончили мы работу по созданию еще одной сказки. Что для вас, ребята, было самым интересным в процессе ее создания? Что вы считаете самым трудным? Хотели бы вы продолжить сочинять сказки? 7. Домашнее здание: самостоятельно проанализировать по схеме любую понравившуюся вам сказку. К конспекту урока прилагается текст сказки. “Лиса и Заяц”. Автор: Есть за горами, за лесами маленькая страна. Там звери с жадными глазами. Опасностей жизнь полна. И жили в этой стране Лиса и Заяц. У Лисы был банк. И у Зайца был банк. Заяц был очень деловым, но и очень доверчивым. Заяц денежки копил, честным он банкиром был. Давал деньги в долг и не обижал зверей. Постоянно был в делах. Лиса же была хитрая и коварная, но … Вопреки законам рынка была Лисонька транжирка. В делах у нее всегда беспорядок.У клиентов брала деньги и никогда не возвращала их. Успела поссориться со всеми. И вот однажды случилась у нее беда – “прогорел” ее банк. И пошла она наниматься к Зайцу .Идет и причитает: Лиса: Ох, бедная я! Ох, несчастная я! Обогрейте меня, пожалейте меня. Автор: Подошла она к банку Зайца и стучит. Заяц: Рад Вас видеть, Лизавета Петровна. Чем могу помочь? Лиса: Ох, соседушка!. Ох, беда у меня. Подвели меня работнички. Обокрали меня. Не возьмешь ли ты меня на работу? Заяц: Ну что же, Лизавета Петровна! Мне как раз нужен секретарь. Автор: Лиса обрадовалась, а про себя подумала: Как повезло мне, но до чего же доверчивый Заяц. Обмануть мне его будет нетрудно. Автор: И стала Лиса работать у Зайца и вредить ему: то напечатает что-нибудь не так, то печать не там поставит. Вскоре Лиса совсем Зайца и выгнала, а банк прибрала к рукам. Идет Заяц печальный, а навстречу ему Медведь. Медведь: Здравствуйте, уважаемый Заяц! Отчего Вы такой печальный? Заяц: Как мне не печалиться. Был у меня банк и у Лисы. Лиса обанкротилась. Попросилась ко мне на работу, я ее и взял. Она обманом завладела Банком, а меня выгнала. Автор: Медведь был бизнесменом, Брал у Зайца кредит и знал, что Заяц был честный банкир. Захотел он помочь Зайцу. Подошли они к зданию. Медведь: Лиса, пошла прочь, обманщица! Автор: А Лиса ему отвечает: Лиса: Послушай, Топтыгин, шел бы ты восвояси, а то я тебя раззорю Автор: Медведь испугался и убежал. Идет Заяц дальше. Навстречу ему собака. Собака: О чем печалитесь, уважаемый Заяц? Автор: Заяц рассказал Собаке о своем несчастье. Собака тоже пользовалась услугами банка и знала о порядочности Зайца. Захотела она помочь ему. Вместе они подошли к банку. Собака: Лиса, а Лиса, Пошла бы ты прочь! Ведь банк не твой. Лиса: Ох, это ты, милый песик! Катись отсюда! А то отберу у тебя твой магазин. Автор: Испугалась Собака и убежала. Сидит Заяц на пеньке, горюет. Подъезжает Петух. Он был начальником налоговой полиции. Петух: О чем задумались, уважаемый Заяц? Заяц: Случилась у меня беда. Автор: И рассказал Заяц Петуху о своей беде. Петух: Так вот куда скрылась эта плутовка. Сейчас – то она уже никуда не сбежит. Пойдемте скорее. Автор: И пошли они к банку. Петух: Госпожа Лиса! Я требую, чтобы Вы покинули банк, которым незаконно завладели. Лиса: А ты кто такой? Иди отсюда, пока я не натравила на тебя охранников. Автор: Петух вновь повторил свое требование. Петух: Госпожа Лиса! Я – начальник налоговой полиции. Заявляю Вам: Ваши арестованы счета. А на Петровке будут рады Вам, воровке. Наказанье ждет за это Вас, плутовка Лизавета. Автор: Лисе ничего не оставалось, как, выпрыгнув в окно и поджав хвост, Броситься бежать. Но не тут – то было. Помогли поймать ее Медведь и Собака. Зло всегда должно быть наказано. А Заяц вернулся в свой банк и стал работать по – прежнему. Наблюдения и опыт работы по моделированию, как одному из направлений деятельности по развитию речи, показывают, что дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысли живут в мире сказочных образов, и они ощущают себя создателями этого сказочного мира. Приобретенные коммуникативные умения помогают им лучше адаптироваться в обществе. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |