Преподавание русского языка
Подготовка к ЕГЭ. Урок-практикум в 5-м классе "Разбор простого предложения"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.07.17
Просмотров: 15
Малышева Ольга Муратовна, учитель русского языка и литературы Цели: - Познакомить учащихся с порядком синтаксического разбора простого предложения.
- Учить характеризовать предложение по цели высказывания, интонации; путем выделения основы различать простые и сложные предложения, среди простых – одно- и двусоставные.
- Закрепить навык постановки запятой в простых предложениях, осложненных однородными членами или обращением.
- Учить строить схемы предложений и составлять предложения по данным схемам.
- Воспитывать любовь к Родине, к родной природе на примере высокохудожественных текстов, в том числе и стихотворений А.С.Пушкина.
Оформление: - портрет А.С.Пушкина,
- стихотворные строки А.С.Пушкина, записанные на доске,
- стилизация осени,
- кроссворд, составленный из слов Толкового словаря для 5 класса,
- тест «Разбор простого предложения» (Приложение 1),
- алгоритм «Разбор простого предложения» (Рисунок 1).
Ход урока 1. Оргмомент. 2. Лингвистический анализ текста. Ребята, какое сейчас время года? Да, не просто осень, а поздняя осень. Вот как об этом писал замечательный русский поэт А.С. Пушкин: Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. - Что вы видите за несколькими строками поэта?
- Подберите синонимы к словам бранить, блистать
- Почему А.С. Пушкин называет красоту осени тихой?
- Как называется такое средство художественной выразительности?
- А какие стихотворные строчки об осени знаете вы?
3. Словарная работа (кроссворд). А теперь, ребята, давайте поиграем. Я предлагаю вам небольшой кроссворд (Приложение 2), отгадав который, вы узнаете тему нашего урока. Слова расположены по вертикали, сверху вниз, а ключевое слово - по горизонтали. Итак, - Круглая площадка в цирке, на которой даются представления (арена)
- Плавучий знак для обозначения опасных мест на реках, озерах, заливах (бакен)
- Жилище птицы (гнездо)
- Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника (айсберг)
- Профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей)
- Русская мера длины, равная 75 см (аршин)
Итак, ребята, мы с вами определили ключевое слово, чем будем заниматься сегодня на уроке, это разбор. Запишите, пожалуйста, тему урока: «Разбор простого предложения». А что, ребята, нужно знать, чтобы уметь производить разбор предложения? - Вот давайте вместе этот порядок разбора и составим.
- Запишите, пожалуйста, первую строку стихотворения А.С.Пушкина.
- Как называется эта синтаксическая единица языка? (предложение)
- Что такое предложение? правило
Ребята, у вас на партах лежат тесты (Приложение 1). Выполните задание№1. - Итак, главная отличительная черта любого предложения - это смысловая завершенность. В зависимости от этого, т.е. от цели высказывания, предложения делятся на ...
- Какими бывают предложения по интонации?
Выполните, ребята, задание №2. - Дайте характеристику нашему предложению (повествовательное, восклицательное)
- Что составляет грамматическую основу предложения? (подлежащее, сказуемое)
Выполните задание №3. - Выделите грамматическую основу в нашем предложении.
- Чем отличается простое предложение от сложного предложения?
Выполните задание №4. - Тогда данное предложение является … (односоставным)
- Как называется предложение, состоящее только из грамматической основы? (нераспространенным)
- Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, такие предложения называются? (распространенными)
Выполните задание №5. - Тогда данное предложение по наличию второстепенных членов? (распространенное)
- Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
4. Схематический диктант. Учитель диктует предложения, а учащиеся записывают только их схемы (1 ученик у доски): - Улетают журавли.
- Низкие осенние облака заволакивают небо.
- С неба свет лился прямыми потоками.
- Вершины леса казались выпуклыми.
- Дайте характеристику второстепенным членам данного предложения.
- Чем может быть осложнено простое предложение?
- Назовите признаки однородности членов предложения.
- Какие члены предложения могут быть однородными?
Выполните задание №6. - При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Расскажите о знаках препинания в таких предложениях.
Выполните задание №7. - Что такое обращение? Назовите опознавательный признак обращения (звательная интонация).
Выполните задание №8. - Перечитайте еще раз стихотворные строки А.С.Пушкина. Скажите, есть ли здесь однородные члены предложения? Обращение?
Заключение: ну вот, ребята, мы с вами и составили порядок разбора простого предложения, а заодно повторили весь пройденный материал. А итоговой станет работа с текстом, задание №9. Дома: - Выучить порядок синтаксического разбора предложения.
- Из художественных произведений выписать 5 простых предложений и произвести их синтаксический разбор.
- Придумать лингвистическую сказку, почему члены предложения так называются.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|