Преподавание русского языка Использование проектного метода на уроках русского языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 874 Карелина Ирина Григорьевна, методист Использование проективного метода на уроках русского языка. Нетрадиционные формы построения уроков русского языка издавна привлекали внимание учителей-словесников. Стремление разнообразить учебный материал, сделать занятия более интересными, запоминающимися лежало в основе организации и проведения самых разнообразных уроков, построенных по нетрадиционной методике. В последнее время опыт учителей-новаторов, неравнодушно относящихся к своему делу, стал обобщаться. Так, в методических рекомендациях С.В.Столбуновой, изложенных в курсе лекций для слушателей заочных курсов повышения квалификации, организованных Педагогическим университетом «Первое сентября» (см.: «Русский язык», сентябрь (1-15),2005, №№17-24), предпринята попытка систематизировать разнообразный опыт учителей по организации нетрадиционных уроков русского языка. Учитель-методист подробно описывает игровые виды деятельности на уроках, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, групповые формы работы на уроках, дискуссии, дебаты, концентрированное обучение, интегрированные уроки, а также метод проектов. На проективном методе хотелось бы остановиться более подробно. Несомненно, этот метод нацелен на развитие творческих и аналитических способностей учащихся, что является прекрасным стимулом для поддержания интереса к изучению русского языка. В своей педагогической практике я также использую этот метод. Хочу поделиться опытом работы по организации уроков развития речи в строительном колледже с использованием проективного метода по подготовке сборника сказок учащихся об избранной профессии. Проектная деятельность по созданию такого сборника включала следующие этапы: поисково-исследовательский, технологический, этап практической реализации проекта, этап внесения необходимых изменений и заключительный этап. На каждом этапе была запланирована определенная работа, нацеленная на создание сборника творческих работ студентов – сказок об избранной профессии. Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я К А Р Т А П Р О Е К Т А.
Отобранный материал реализовывался на уроках развития речи. Предлагаю вашему вниманию планы-конспекты этих уроков. УРОКИ № 1-2. Тема. Подготовка к написанию сказки, посвящённой избранной профессии. Цели:
Оборудование: карточки с вспомогательными материалами, тексты сказок. П Л А Н . Поисково-исследовательский этап. Слово учителя о целях и задачах проектной деятельности. Беседа с учащимися.
Распределительный диктант. Задание: запишите пословицы в две колонки: в 1 колонку – о труде; во 2 – о ремесле и предметах труда. Делу – время, а потехе – час. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Без дела жить – только небо коптить. Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Терпение и труд – всё перетрут. Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. Без клина и плахи не расколешь. Клин плотнику товарищ. Без топора не плотник, без иглы не портной. Топор острее, так и дело спорее. Топор – кормилец. Топор всему делу голова. Ремесло не коромысло, плеч не оттянет. Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит. Топор одевает, топор обувает. Клеёк да рубанок столяру отцы родные. Мастерство везде в почёте. Не учи безделью, а учи рукоделью. 4. Работа с текстом. Сказка – один из наиболее древних видов народного творчества. Многие из них были созданы в далёкую старину неизвестными талантливыми людьми из народа и потом передавались от дедов к отцам, от отцов к детям. Среди сказок различают сказки о животных, волшебные (фантастические) и сказки бытовые, отражающие повседневную жизнь людей. Сказки о животных – сатирические и юмористические произведения. Жестокая борьба за существование среди птиц и зверей воспроизводится как иносказательное изображение острых социальных конфликтов. Волшебная сказка в своих истоках восходит к магическим обрядам. В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества. Здесь много чудесного, необыкновенного, волшебного. В фантастических вымыслах сказок народ воплощал свои мечты о будущей справедливой жизни, выражал уверенность в торжестве правды и добра. В бытовых сказках отражены отношения между богатыми и бедными. Многие из них – продукт более позднего творчества. Сказки отличаются своим построением. Они часто начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были…» - и заканчиваются словами: «Стали жить да поживать, да добра наживать», «Устроили пир на весь мир. И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Характерной особенностью в развитии действия сказок является повторение, обычно троекратное. Так, в сказке «Царевна-лягушка» царь трижды отдаёт приказания жёнам царевичей. Язык сказок простой, понятный, образный. Здесь много таких характерных выражений, как добрый молодец, красная девица, мамки-няньки, утро вечера мудреней; ни в сказке сказать, ни пером описать; долго ли, коротко ли и др. Кроме сказок, сложенных народом, есть сказки, созданные писателями. Таковы сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, В.Ф. Одоевского, П.П. Бажова, С.Я. Маршака и др. Задания к тексту:
Работа по карточкам. Задание: определите, используя материал карточки, какие запреты нарушили герои сказок, указанных в правой колонке. Предшественник волшебной сказки – рассказ, который учил соблюдать запрет. Древний человек пытался уйти от враждебных сил, соблюдая эти правила. Нарушение запрета влекло за собой опасные последствия: человек становился жертвой сверхъестественных сил.
Слово учителя. - Итак, все запреты в сказке оказываются нарушенными. Возмездие неизбежно. Что же остаётся? Конечно, спасительная магия. Народ наделял предметы силой оберегов. Гребешок, брошенный через плечо, превращался в густой лес. Полотенце – в реку. Кольцо, топор, платок, зеркало – это чудесные предметы, которые помогали герою справиться с бедой. Кроме того, использовались и волшебные слова ( «Встань передо мной, как лист перед травой», «По щучьему велению, по моему хотению»), и волшебные герои (Баба Яга, Кощей Бессмертный). Подумайте, какие предметы могут оказаться волшебными в сказке о плотниках и строителях, какие волшебные персонажи могут быть введены в сказку. Анализ сказки «Доброе слово». Жил-был Иван Несчастный: куда ни пойдёт работать – другим дают по рублю да по два, а ему все двугривенный. - Ах, - говорит он, - али я не так уродился, как другие люди? Пойду-ка я к царю и спрошу: отчего мне счастья нет? Вот приходит в царю. - Зачем пришёл? - Так и так, рассудите: отчего мне ни в чём счастья нет? Царь созвал своих бояр и генералов, стал их спрашивать: они думали-думали, ломали-ломали свои головы, ничего не придумали. А царевна выступила и говорит отцу: - А я так думаю, батюшка: коли его женить, то, может, и ему господь пошлёт иную долю. Царь разгневался, закричал на дочь: - Когда ты лучше нас рассудила, так ступай за него замуж! Тотчас взяли Ивана Несчастного, обвенчали с царевной и выгнали обоих вон из города, чтоб об них и помину не было. Пошли они на взморье. Говорит царевна своему мужу: - Ну, Иван Несчастный, нам не царевать, не торговать, надо о себе промышлять. Сделай-ка ты на этом месте пустыньку, будем жить с тобой, богу молиться да на людей трудиться. Иван Несчастный сделал пустыньку и остался в ней жить с молодой женой. На другой день даёт ему царевна копеечку: - Поди купи шёлку! Из того шёлку она важный ковёр вышила и послала мужа продавать. Идёт Иван Несчастный с ковром в руках, а навстречу ему старик: - Что, продаёшь ковёр? - Продаю. - Что просишь? - Сто рублев. - Ну, что тебе деньги! Возьмёшь – потеряешь; лучше отдай ковёр за доброе слово. - Нет, старичок! Я человек бедный, деньги надобны. Старик заплатил сто рублей; а Иван Несчастный пошёл домой, приходит, хвать – денег нету. Дорогою выронил. Царевна другой ковёр сделала; понёс Иван Несчастный продавать его и опять повстречал старика. - Что за ковёр просишь? - Двести Рублев. - Ну, что тебе деньги! Возьмёшь – потеряешь; отдай лучше за доброе слово. Иван Несчастный подумал-подумал: - Так и быть, сказывай! - Подними руку, да не опусти, а сердце скрепи! - сказал старик, взял ковёр и ушёл. «Что же мне делать теперь с этим добрым словом? Как покажусь к жене с пустыми руками? – думает Иван Несчастный. – Лучше пойду, куда глаза глядят!» Шёл-шёл, далеко зашёл и услышал, что в той земле двенадцатиглавый змей людей пожирает; сел Иван Несчастный на дороге – отдохнуть вздумал, и говорит сам с собой вслух: - Эхма! Будь у меня деньги, сумел бы я с этим змеем справиться, а теперь что? Без денег и разума нет. Шёл мимо купец, услыхал эти речи, что без денег и разума нет. «А что, - думает,- ведь и правда! Дай-ка я ему помогу». - Сколько тебе,- спрашивает, - денег надобно? - Дай пятьсот рублев. Купец дал ему взаймы пятьсот рублей, а Иван Несчастный бросился на пристань, нанял работников и начал корабль строить. Издержал все деньги, а дело ещё в самом начале: как быть? Пошёл к купцу: - Давай, - говорит, - ещё тысячу; не то работа остановится, а твои деньги задарма пропадут! Купец дал ему другие пятьсот рублей; он и те в корабль всадил, а дело ещё на половине. Опять приходит Иван Несчастный к купцу: - Давай, - говорит,- ещё тысячу; не то работа остановится, а твои деньги задарма пропадут! Купец хоть не рад, а дал ему тысячу. Иван Несчастный выстроил корабль, нагрузил его угольем, забрал с собой кирки, лопатки, меха, рабочих людей и поплыл в открытое море. Долго ли, коротко ли – приплывает он к тому острову, где было змеиное логовище. Змей только что наелся и залёг в своей норе спать. Иван Несчастный засыпал его кругом угольем, развёл огонь и давай раздувать мехами: пошёл великий смрад по всему морю! Змей лопнул… Иван Несчастный взял тогда меч, отрубил ему все двенадцать голов и в каждой змеиной голове нашёл по драгоценному камушку. Вернулся из похода, продал эти камушки за несчётные суммы – так разбогател, что и сказать не можно! Заплатил купцу свой долг и поехал к жене. Вот приезжает Иван Несчастный в пустыньку и видит: жена его живёт с двумя молодцами, а то были его законные сыновья-близнецы (без него родились). Пришла ему в голову худая мысль, схватил он острый меч и поднял на жену руку… Вмиг припомнилось ему доброе слово: подними руку, да не опусти, а сердце скрепи! Иван Несчастный скрепил своё сердце, спросил царевну про тех молодцев, и начался у них пир-веселье. На том пиру я был, мёд-вино пил, калачами заедал. Вопросы и задания.
П. Технологический этап. 1. Упражнение. Задание: подберите эпитеты к данным словам, запишите полученные словосочетания. Топор, станок, молоток, зубило, пила, гвозди, мастер, столяр, плотник. 2. Упражнение. Задание: используя предложенные выражения, придумайте начало сказки. В некотором царстве, в некотором государстве… Жил-был… Ни в сказке сказать, ни пером описать… Стал он бога молить, чтоб… Во сне ему привиделось… 3. Упражнение. Задание: запишите предложения, сделав их распространёнными; какое явление отражено в этих предложениях. Солнышко встало; деревья шепчут; свет колдует ; плывут облака; метель завывает, стонет; лес беспокоится. 4. Упражнение. Задание: придумайте продолжение сказки по данному началу. Сказочник решил рассказать историю о том, во что превращаются деревья, когда их увозят из леса. - Господа, - сказал он деревьям,- не угодно ли вам прослушать сказку о вашем завтрашнем дне? 5. Упражнение. Задание: образуйте наречия с помощью суффиксов от следующих прилагательных. Поздний, беззаботный, певучий, свежий, всесторонний, тактичный, постепенный, мужественный, неуклюжий, уверенный, могучий, искусный, искусственный. 6. Упражнение. Задание: найдите «лишнее». На носу, рукой подать, на краю света, не за горами. Тотчас, немедленно, сию минуту, еле-еле. У чёрта на куличках, бог знает где, за тридевять земель, рукой подать. 7. Упражнение. Задание: придумайте и запишите словосочетания с предложенными наречиями и словосочетаниями. Высоко-высоко, далеко-далеко, еле-еле, точь-в-точь, мало-помалу, бок о бок, по-дружески, тепло по-весеннему, бросить вверх, в верх стены, какой-нибудь. 8. Упражнение. Задание: придумайте три разных концовки для сказки. III. Обобщение по уроку. IV. Домашнее задание: написать сказку о профессии, приготовить к ней 2 иллюстрации. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |