Преподавание русского языка Правописание гласных О и А в корнях -кос-, -кас-. 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.07.11 Просмотров: 15 Ященко Елена Петровна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Ход урокаI. Организационный момент.II. Орфографическая работа.1. Вставьте пропущенные буквы, объясните графически свой выбор написания. Предл…жил другу, прил…гать усилия, изл…жил просьбу, образное прил…гательное, соб…ру траву, выт…рать доску, зам…реть от восторга, выд…рать гвозди, колючее р…стение, маленький р…сточек, выр…сти рядом, красивый Р…стов, выр…щивать перцы. (Пока учащиеся работают с орфограммами, один из сильных учеников класса по памяти воспроизводит схему “Гласные в корнях слов”, готовит сообщение по ней) Гласные в корнях слов:
2. Взаимопроверка орфографической работы, дополнительные задания к ней. – Какие единицы синтаксиса встретились в работе? Дайте определение. – Какие два вида словосочетаний вы помните? Приведите примеры из выполненной работы. III. Подготовка к восприятию нового материала.(Учащиеся самостоятельно формулируют задачи: З-1—узнать условия выбора гласных о и а в корнях -кос-, -кас-, З-2—научиться правильно писать эти корни, З-3—отличать эти корни от похожих проверяемых и непроверяемых корней. Задачи учащиеся условно прописывают на полях тетради и в течение урока оценивают результаты своего труда на уроке). IV. Работа с новым материалом. Выведение правила правописания корней.1.Наблюдение за примерами на доске, выдвижение гипотезы.
Учащиеся, наблюдая за примерами, опираясь на графическое обозначение орфограммы, выдвигают гипотезы по условию выбора гласной о или а в корне, учитель по мере необходимости направляет их. 2.Выбор правильной гипотезы, её обсуждение, обоснование. 3. Сравнение выбранной гипотезы с материалами учебника, её редактирование (если в этом есть необходимость), запись правила в тетрадь-справочник. V. Закрепление изученного материала.1.Словарный диктант. Коснуться воды, касаюсь стены, коснуться вопроса, легкое прикосновение, соприкасаться с огнем, прикасаться к ране, касались этих тем. 2. Выяснение лексического значения корня -кос-, -кас-:
3.Выборочно-распеделительный диктант с последующей взаимопроверкой и взаимооценкой. Учащиеся записывают слова, распределяя их по столбикам: в 1 столбик записывают слова с гласной А, во 2 столбик – с гласной О. Коснулись, касательная, касались, прикоснется, коснуться, соприкосновение, не касается, касайся. VI. Углубление материала с помощью лингвистической сказки.1. – Сложное ли правило правописания корней –кос-, -кас– , которое мы узнали на уроке? Для наблюдательного и внимательного человека это совсем не трудно. Но иногда и с этими корнями приходится нелегко. В государстве Морфемике жили-были в одной избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного отличались, одной единственной буквой. Это были корни -кос– и -кас-. Они были настоящие трудяги, очень внимательные ко всем предметам, не могли пройти мимо, не касаясь их или хотя бы слегка не коснувшись. Братьев часто соседи путали, особенно при разговоре. И вот однажды они попросили близнецов: – Как бы мы хотели различать вас, ходите в разной одежде или найдите другой отличительный признак. – Не можем мы ходить в разной одежде, – отвечали дружно братья, – мы ведь близнецы, но просьбу вашу не оставим без внимания. Один из нас будет носить в правой руке сумочку-суффикс -а-. – О! Это буду я, – закричал -кас-, – мне легче будет эта ноша, так как во мне уже есть эта буква. На том и порешили и зажили по-прежнему в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах коса и кость благополучию братьев и решили их разлучить. – Я твой настоящий брат,– нашептывало слово кость корню -кос-, -мы ведь такие одинаковые, настоящие близнецы. – А я твой настоящий брат,– утверждало слово коса корню -кас-, -послушай, как мы одинаково мелодично звучим. Засомневались братья, зачесали свои затылки да призадумались. Как же тут быть? Помогите братьям! (Ребята легко справятся с этой задачей: корни в этих словах только кажутся одинаковыми внешне, в слове кость корнем является все слово, а в слове коса буква А не является суффиксом, оба эти корни несут иное лексическое значение и не являются чередующимися, а подчиняются другому правилу: корни с проверяемой гласной). 2.Запомним предлагаемую рифмовку и постараемся различать омонимичные корни в словах: Одинаковы мы внешне, схожи очень, хороши, 3. Игра “3-лишний”. Определите, какое из записанных слов лишнее, объясните. 1) касаться, косить, прикосновение; 2) косный, коснулся, прикасаться; 3) соберу, берегу, выбирать; 4)вытер, терем, утирать. VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |