Преподавание литературы Урок литературы в 5-м классе "Путешествие в страну Фольклорию"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.07.04 Просмотров: 26 Некрасова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель:
Эпиграф: “Начало искусства слова – в фольклоре” А. М. Горький Оборудование: выставка детских книжек: потешки, загадки, прибаутки. Ход урока.I. Слово учителя: Любая книга, или произведение, как мы говорим, создана чьим-то трудом. У произведения есть автор, который в результате творческого труда создал это произведение. Чтобы что-то создать, надо иметь материал, - главный из которых язык. Сегодня мы начнем разговор о произведениях с самых древних времен, когда еще и письменности не было. - Это устное народное творчество. - В научной литературе его называют фольклор (на доску). - Эти произведения с незапамятных времен складывались народными мастерами слова, передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Новые сказатели совершенствовали текст, добивались все большей выразительности, точности слова. - Так дошли до нас произведения устного народного творчества: сказки, пословицы, загадки, частушки, колыбельные песенки, прибаутки. Запишем: Устное народное творчество, или фольклор, - словесное поэтическое творчество народа. - Устное народное творчество, родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев – защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира. II. Оформление опорного конспекта Учитель.: на уроках мы будем наблюдать только за этими видами народного творчества. Но на самом деле их гораздо больше. III. Малые жанры фольклора:
Сказка – это вымысел. Но А.С. Пушкин говорил: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок” - Шел он долго ли, коротко ли, * * * Такая красавиц – ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать. ** * Ни в сказке сказать, ни пером описать Есть устойчивые выражения (добра молодца…) г) Повествование отличается своеобразным ритмом:
“Ложись спать, утро вечера мудренее”. 3. Пословицы и поговорки – мудрые изречения а) Веками создавал народ мудрые изречения. В них передавались главные мысли о жизни
б) Пословица – это краткое изречение с нравоучительным смыслом в) У пословицы есть родная сестра – поговорка. Они похожи друг на друга, но … Отличие: пословица – законченное предложение, в ней часто есть ритм и рифма. Поговорка – часть предложения. (Завел сказку про белого бычка) 4. Загадки – это игра на сообразительность, в ней надо догадаться, о чем идет речь. Это иносказание: описывается один предмет, а подразумевается другой. (Помните: загадка хитра, она дает возможность почувствовать себя умным). - Загадка удивляет и радует складной речью, метким словом. Недаром в сказках герою нередко приходится проходить испытание загадкой: отгадаешь – быть, по-твоему. Не отгадаешь – голова с плеч. 5. Небылицы – рассказывают о невероятном (что сближает со сказкой).
По-другому небылицы называют перевертышами. 6. Скороговорки – это игра, основанная на произношении труднопроизносимых звуков. Попробуйте: - Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, а в капюшоне он смешон. - Наш Полкан попал в капкан. - Сыворотка из-под простокваши. 7. Считалки – непременные участники детских игр. - Перед считалкой все равны – на кого указала, тому и гадать. Главное – четкость ритма. * * *
* * *
* * *
* * *
8. Существуют еще другие виды игровые (заклички, приговорки, потешки, прибаутки, дразнилки). а)
- дразнилка б)
- потешка (так потешают маленьких) в)
- прибаутка (всегда с усмешкой) г)
- приговорка д) Если несколько дней подряд льют дожди, то просят дождик перестать:
- это заклички. Так в древности заклинали (призывали) дождь е)
- частушки
- колядки д) анекдот – сатира, юмор. Смешной рассказ. II. Закрепление изученного. 1. Играем со словами! Отгадайте:
* * * Красна девица, каменное сердце * * *
* * *
Гори, солнце, ярче! Божью коровку спрашивают, какая будет погода, или просят:
* * *
Улитку просят:
Прикажи улите: сейчас же выпусти рога! Попроси ее: не откажи, пожалуйста, покажи свои рожки, мне очень хочется на них посмотреть. 2. Работа с пословицей по речевой (проблемной) ситуации а) “Сказала Нина что-то по секрету подруге. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, вскоре об этом знали все. Какая пословица есть на этот счет?
II часть. Творчество родителей. Посиделки “У самовара” Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |