Преподавание литературы
Итоговый урок-викторина "Мир русских былин" в 6-м классе
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.06.29
Просмотров: 24
Полуяхтова Екатерина Ивановна, учитель русского языка и литературы Учитель. Внимание! Команды, соберитесь, сосредоточьтесь. Итак, у нас сегодня необычный урок – итоговый урок-викторина по теме “Былина”. Называется он “Мир русских былин”. Задачи перед нами стоят очень важные. - во-первых, мы должны закрепить те знания, которые получили при изучении темы “Былина”;
- во-вторых, вы должны проявить свое умение работать с былинным текстом, т.е. правильно и красиво читать былину и уметь верно находить особенности данного жанра;
- в-третьих, вы должны показать, насколько внимательные и пытливые вы читатели и,
- в-четвертых, как вы умеете работать в составе группы, в коллективе.
Кроме того, вам дается возможность вновь проявить свои актерские и писательские таланты. Несколько слов перед тем, как начнется игра. Былины прошли сквозь всю историю Руси вплоть до XX века. Они рассказывали обо всех событиях, происходивших в государстве, впитывали в себя особенности народной речи и национального быта. Это творчество многих поколений, и мы, изучая былины, как будто разговариваем со своими дальними предками и живем их чувствами. И главное из этих чувств – любовь к Родине, патриотизм. Былинные богатыри, побеждая лютых врагов, зарившихся на наши богатства, помогали жителям Руси собирать свои силы в трудные моменты истории, ощущать себя единым великим народом. Пусть же и вас сплотят былинные сказания в крепкие дружины, наполнят чувством патриотизма и единения ваши души. Итак, начинаем. Как во городе Инте да во северном, В знаменитой школе-то во пятоей Собирались две дружинушки хоробрыи Силой меряться да умением. А и силушка не в руках у них, Не в руках у них, а в головушке, А уменьице – не мечом владеть – Языком владеть да теорией. Пусть же будут вам все заданьица Легче пуху-то лебединого, Пусть же славу поют, выхваляют вас По уму-то все да по разуму. “Символ доблести богатырской”. Перед боем богатыри называли себя, говорили, какого они роду-племени, а изображения на щите давали сопернику определенные представления о том, с кем он имеет дело. Капитаны, представьте свои команды. (Представление команд – название, эмблема). Первый бой-сраженьице. “Теория да история былинная”. Вопросы задаются попеременно обеим командам. Если не отвечает на вопрос одна команда, может ответить другая. Вопросы: - Дайте определение жанра былины. (Былина – историческая песня, повествующая о богатырях и народных героях и сочетающая в себе историческую основу с фантастическим вымыслом).
- К какому роду литературы относится жанр былины? Докажите. (Эпический. Автор самоустранен. Есть четкий сюжет. Присутствуют диалоги, описания. Объективность изображения, реалистичность. Герой в эпическом произведении – обобщенный образ человеческого характера, многосторонний, но обладает определенной индивидуальностью).
- Каково примерное время возникновения былин и почему нельзя определить точнее? (8-9 век, существовали в устной форме, появились в дописьменную эпоху).
- Как строится былина, какие части в ней выделяются? (Зачин, развитие действия, кульминация, концовка).
- Назовите художественные приёмы, применяющиеся в былинах. (Повторы – от предлогов до типических мест; сравнения; постоянные эпитеты; гиперболизация; суффиксация).
- В чем особенности былинного стиха? (Одинаковое количество ударений в каждой строке; первое – на третий слог от начала, последнее – на третий слог от конца. Отсутствие рифмы, снятое ударение).
- В былинах упоминается Владимир-князь стольнокиевский. Кто послужил реальным прообразом для этого героя? (Владимир Святославич – до 1015 г, и Владимир Всеволодович Мономах 1053-1125 гг.).
- В некоторых былинах встречаются такие строки: “Обувал калоши да на босу ногу”, “на головушке да шляпа сорочинская”. Откуда в старинных былинах слова, появившиеся в русском языке в XIX веке? (Форма былины устная, каждое поколение добавляло нечто свое, а записывать их стали в 19 веке).
- Назовите фамилии известных сказителей и собирателей былин. (Кирша Данилов – 18 век, П. Н. Рыбников – 60-е годы 19 века, А. Ф. Гильфердинг – 70-е годы 19 века, П. В. Киреевский – 30-40-е годы 19 века, Ю. М. Соколов, В. И. Чичеров – 20 век, Рябинин Трофим, Аграфена Крюкова).
- Назовите имена некоторых русских писателей, создавших произведения на былинные сюжеты. (А. К. Толстой, И. А. Бунин, Н. С. Гумилев, А. С. Пушкин).
Второй бой-сраженьице. “Певцы былинные”. Послушаем сказателей (выразительное чтение отрывков былин). Третий бой-сраженьице. “А и в том ли во городе былинном…”. Отвечать нужно сразу. Нет ответа – может ответить другая команда, если у неё есть версия. Вопросы первой команде: - Озеро, в котором Садко поймал рыбу Золотое перо? (Ильмень)
- Река в родном городе Садко? (Волхов)
- Дайте точный адрес Соловья-Разбойника. (У Грязи-то у Черноей, у березы у покляпыя, у речки у Смородины на сыром дубу)
- Какое отчество было у Соловья? (Одихмантьевич)
- Кто такие калики перехожие? (странники, нищие)
- Место обитания Змея Горыныча? (гора Сорочинская)
- Как называет своего коня богатырь, когда им недоволен? (“волчья сыть, травяной мешок”)
- Из какого города родом Алёша Попович? А Добрыня? (из Ростова, из Рязани)
- Как звали жену князя Владимира? (Апраксия)
- Сыном короля какой земли назвалась Василиса Микулична, жена Ставра Годиновича? (земли Ляховицкой)
- Что означает выражение “ой ты гой еси!” (будь здоров)
- Что произошло с дорожкой, которая заколодела, замуравела? (замерзла, стала непроходимой, заросла травой)
- Кто такой тать? А супостат? (вор, разбойник, недруг)
- Как иначе называют былину? (старина, старинка)
- Богатыри периодически ездили поляковать. Что это за занятие? (ездили в поле совершать подвиги богатырские)
Вопросы второй команде: - Родной город Садко? (Новгород)
- Имя святого, помогавшего морякам и торговцам, в том числе и Садко? (Микола Можайский – Николай Угодник)
- Из какого села родом Илья Муромец? (Карачарово)
- Куда ранил Илья Соловья? (в право око со косицею)
- Кто такие поляницы? (богатырки)
- Богатырь, умевший превращаться в различных животных? (Волх Всеславьевич)
- Кого из отрицательных героев оскорбительно сравнивают с “собачищей старой” и с “коровищей”? (Тугарина Змеевича)
- Сообщите отчество Ильи Муромца и Алеши Поповича. (Илья Иванович, Алексей Федорович/ Леонтьевич)
- Как богатыри Дюк Степанович и Чурила Пленкович решали, кто из них достойнее? (одеждой выхвалялися да лошадьми)
- Что означает выражение “исполать тебе, добрый молодец”? (хвала, слава тебе)
- Откуда, из каких месть мурзамецкое копье? (татарское, восточное)
- Как звали племянницу князя Владимира? (Забава Путятична)
- Кто такой оратай? (пахарь)
- Что значит “рушить лебедя”? (резать на части)
- Добрыня, был случай, бил Алешу шалыгой. Чем это? (плетью, кнутом)
Четвертый бой-сраженьице. “Мы потрудимся над былиною…” Каждой команде дается текст – отрывок из былины. Надо найти там все возможные художественные особенности и подготовить выразительное чтение с листа. Пятый бой-сраженьице. “Угадай-ка старинку”. Каждой команде зачитываются отрывки из былин. Надо назвать, из какой былины они взяты. Первой команде: “Он берет сумочку да одной рукой- Эта сумочка да не сшевелится! Как берет он ее обеими руками, Принатужился он силой богатырской, По колени ушел да в мать сыру землю…” (“Илья и Святогор”) Второй команде: “А не езди-ко ты, дитятко, далече, Да ты далеко-далече во чистое поле, Ко тем славны горам да к сорочинским, Да ко тем норам да ко змеиным, Не топчи-ка ты там малых змеенышей, Не пускай полонов оттуда русских!” (“Добрыня и Змей”) Шестой бой-сраженьице. “Взговорю-ка я да былинным стихом”. Задание – написать хвалебные слова своим соперникам былинным стихом. Учитель. Спасибо за игру. Жюри подводит итоги, учитывая рисунки к былинам, а вы выбираете лучшего игрока в команде соперников. Итак, игра закончилась. Вы проявили свои знания и бойцовские качества, проявили свое умение внимательно, вдумчиво читать и работать в коллективе. Надеюсь, помог вам в этом сам материал. Еще раз хочу напомнить, что былины – часть нашей истории. А без исторической памяти о прошлом новое поколение погибнет, как дерево без корней. Поэтому не относитесь к былинам легкомысленно или пренебрежительно, мол, устарели. Ощутите выраженную в них и пронесенную через века идею единения и силы великого народа.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|