Преподавание литературы Урок-презентация по теме: "Страницы жизни и творчества А.С. Пушкина"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.06.21 Просмотров: 27 Сухоненко Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы ЦЕЛИ:
ОБОРУДОВАНИЕ:
ХОД УРОКА Вступительное слово учителя - Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждает своё понимание поэта, писателя, видит в нём современника, его изучают, его боготворят или отвергают. Но неизменно каждый из нас видит в нём своего Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культурной жизни России. Чем больше люди читают романы, повести и стихи, тем больше они хотят знать об их авторе. Знание жизни поэта помогает понять его произведения. Интерес к Пушкину был всё время: и при его жизни, и после смерти. Вспомним же ваши любимые строчки из произведений Александра Сергеевича. Пожалуйста! Чтение наизусть (ученики читают наизусть отрывки из изученных произведений Пушкина). - СПАСИБО! - Итак, тема нашего урока: “Страницы жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина”. Удивительна судьба этого необыкновенного человека. Уже одно то, что в нём текла кровь великого Ганнибала – Арапа Петра Великого, говорит о его неординарности и своеобразии. О Пушкине вы знаете, но, надеюсь, что сегодня на уроке вы откроете для себя Пушкина заново. Портрет А.С. Пушкина (Рисунок №1) Существует около тридцати прижизненных портретов поэта. Самые известные из них созданы Тропининым и Кипренским в одном и том же 1827 году. Детство (1799 – 1811) (Рисунок № 2) (Сообщение ученицы) Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в Лицей. Летом 1811 г. в сопровождении дяди Василия Львовича Пушкин отправился в Петербург. Он надолго покидал Москву. Детство кончилось. Лицей (1811 – 1817)
Писал Пушкин впоследствии об этом уникальном заведении, открытом в Царском Селе 19 октября 1811 г. (Сообщение ученика)
Друзья-лицеисты Ближайшими друзьями Пушкина-лицеиста были:
Среди именитых гостей был Гавриил Романович Державин – первый поэт XVIII века. Петербург (1817 – 1820) (Рисунок № 4) Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина. Светлым июньским днём 1817 года юный поэт спешит в Петербург. (Сообщение ученика) Поэт сблизился с передовыми людьми своего времени, вошёл в круг вольнолюбивой молодёжи, читал свои политические стихи. В 1820 году Пушкин закончил начатую ещё в Лицее поэму “Руслан и Людмила”. В эти годы поэтом созданы многие политические, вольнолюбивые стихотворения : “Вольность”, “Деревня”, “К Чаадаеву”. Южная ссылка (1820 – 1824) (Рисунок № 5) Молодой поэт, не зная осторожности и страха, сочиняющий и распространяющий свои свободолюбивые стихи, не мог остаться безнаказанным. Александр I хотел сослать Пушкина в Сибирь или на Соловки. Друзья Пушкина – Карамзин, Жуковский добиваются смягчения приговора. Пушкина отправляют служить на юг России. (Сообщение ученицы) В этот период созданы великолепные образцы романтической и политической лирики: “Погасло дневное светило”, поэмы “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Братья-разбойники”, “Песнь о вещем Олеге”. Александр Сергеевич начал писать роман “Евгений Онегин”. Михайловское (1824 – 1826) (Рисунок № 6) Пушкин подал прошение об отставке с государственной службы, и ему объявили об увольнении и сослали в псковскую губернию, в имение его матери Михайловское, под надзор местных властей.
(Сообщение ученика) Именно здесь, в деревенском уединении, Пушкин осознал себя профессиональным писателем, для которого литература – самое серьёзное дело жизни. За два года были написаны: “Борис Годунов”, “Граф Нулин”, “Я помню чудное мгновенье…”, 4 главы “Евгения Онегина”. Всего около ста художественных произведений. После ссылки (1826 – 1830) (Рисунок № 7) Последние дни в Михайловском Пушкин доживал с трудом. Ему было одиноко и душно в северном заточении. Здесь он узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге. Он с напряжением ждал подробных вестей об окончании следствия и о приговоре. Они ужаснули своей жестокостью. Его знакомые и друзья числились в списках государственных преступников. Пятеро из них были казнены. Пушкин посвятит декабристам немало стихотворных строк. Всё лето 1826 года прошло в мучительных и тяжёлых раздумьях. А 3 сентября внезапно прибыл курьер и передал поэту приказ немедленно явиться в Псков. Губернатор отправил Пушкина в Москву, где короновался на царство Николай I. 8 сентября 1826 года Пушкин въехал в Москву – город своего детства, который он не видел 15 лет. Он вернулся на свою родину после долгих лет ссылки и скитаний. Пушкин был на свободе, среди друзей, он был на вершине славы. Эти годы – расцвет пушкинского творчества. Созданы многие из его лирических шедевров – философские размышления о жизни и смерти, о вдохновении, о назначении поэта, возвышенные и страстные любовные признания: “Я вас любил…”, “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”, “Арион”, “Поэт”, “Анчар” и другие. Но, несмотря на славу, творческую зрелость, Александра Сергеевича не оставляла тоска, тревога. Наталья Николаевна Гончарова Зимой 1829 года на одном из московском балу Пушкин познакомился с Натальей Николаевной Гончаровой. Ей было тогда 16 лет. Её необыкновенная красота, юность взволновали поэта. Он полюбил её; с ней теперь были связаны все его мечты о своём доме, о своей семье. Весной 1829 года Александр Сергеевич сделал предложение. Мать девушки, Наталья Ивановна, не считала Пушкина завидным женихом: состояния нет, не в чинах и не служит, к тому же, на плохом счету у правительства. После неудачного сватовства Пушкин уезжает на Кавказ, где шла война с Турцией. В конце сентября Пушкин вернулся в Москву и снова стал бывать у Гончаровых: его чувство к Наталье Николаевне не угасло. Наконец, предложение Пушкина было принято, и 6 мая 1830 года состоялась помолвка. Болдинская осень (1830) (Рисунок № 8) Получив согласие на брак с Н.Гончаровой, летом 1830 года Александр Сергеевич отправился в нижегородское имение своих родных - Болдино, чтобы привести в порядок хозяйственные дела. В Болдине ему пришлось пробыть не один месяц, а целых три: началась эпидемия холеры. Вынужденное пребывание в Болдине отмечено невиданным взлётом пушкинского гения. Пушкин закончил роман “Евгений Онегин”, “Повести Белкина”, “Маленькие трагедии”, “Сказку о попе и работнике его Балде”, 30 стихотворений. В Петербурге (1831 – 1833) (Рисунок № 9) В ноябре 1830 года Александр Сергеевич Пушкин покинул Болдино. В начале декабря он приехал в Москву, а 18 февраля в церкви Большого Вознесенья у Никитских ворот состоялось венчание его с Натальей Николаевной Гончаровой. Свидетели венчания вспоминают, что во время обряда случайно упало одно из колец, и Пушкин побледнел и переменился в лице. Это было плохим предзнаменованием, а поэт верил в приметы. Вскоре вместе с женой Пушкин переехал в Петербург. Поэт по-прежнему полон поэтических замыслов и свершений. Особое место в творчестве занимает историческая тема (“История Пугачёва”, “Капитанская дочка”). Были написаны “Пиковая дама”, “Дубровский”, “Медный всадник”. Пушкин с тревогой видел, что дела его всё ухудшаются. Семья росла, жизнь в Петербурге стоила дорого. Материальное положение стало катастрофическим. Ко всему этому прибавилось новое беспокойство: светские сплетни вокруг имени его жены – Натальи Николаевны. Последние годы жизни (1834 – 1837) Последние годы жизни Пушкина – годы напряжённой работы и высоких замыслов, отмечены враждебностью окружающего его общества, литературным одиночеством, материальными трудностями. (Сообщение ученицы)
Дуэль (Рисунок № 10) Утром 27 января 1837 года Пушкин ещё работал: писал, занимался делами “Современника”, внешне был спокоен, даже весел. (Сообщение ученика ) Истекающего кровью Пушкина привезли домой. Рана оказалась смертельной. На квартире Пушкина собрались близкие и друзья. Жуковский вывешивал бюллетени о состоянии его здоровья. 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни Пушкина не стало. Смерть Александра Сергеевича Пушкина вызвала волну возмущения среди различных слоёв русского общества. “Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах. А иные даже в лохмотьях приходили поклониться праху любимого народного поэта”, - вспоминала жена Карамзина. Власти испугались народных манифестаций и отдали распоряжение перенести тело для отпевания из Исаакиевского собора в Конюшенную церковь. А ночью отвезти гроб в Святогорский монастырь для погребения. Царь приказал не устраивать никакой церемонии. В последний путь Пушкина проводили дядька Никита Козлов и близкий друг поэта Тургенев. Их сопровождал жандармский капитан. В Святогорском монастыре Пушкина похоронили рядом с могилами деда, бабушки и матери. Трагическая гибель поэта вдруг открыла глаза и друзьям его, и знакомым, что свершилось злое. Чёрное дело. Подлинной причиной гибели поэта была травля его великосветским обществом. Гнев и возмущение русского общества выразил М.Ю. Лермонтов в стихотворении “Смерть поэта”: (Рисунок № 10) (Выразительное чтение подготовленного ученика) Памятник (Рисунок № 11) Многие произведения Пушкина экранизированы. Знаете ли вы м фильмы, снятые по произведениям Александра Сергеевича Пушкина?
На экране сейчас вы видите кадры из кинофильма “Сказ о том, как Пётр I арапа женил” (в главной роли – В.Высоцкий). Произведения А.С. Пушкина, поставленные на сцене оперного театра и на балетной сцене:
Музыку к произведениям Пушкина писали композиторы Глинка, Чайковский, Свиридов, Рахманинов. (Отрывок из романса “Я помню чудное мгновенье…”) Известный русский поэт Фёдор Тютчев писал о Пушкине:
И это, действительно, так. Проходят столетия, поколения сменяют поколения, но имя Пушкина вечно будет яркой звездой гореть на небосклоне России и всего мира! Домашнее задание: Составить хронологическую таблицу основных моментов жизни и творчества А. С. Пушкина, используя материалы урока… Подведение итогов Вот и подошёл к концу наш урок, посвящённый жизни великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Думаю, что сегодняшний урок прошёл плодотворно и вы заново открыли для себя Пушкина. Хочется отметить всех, кто готовился к этому уроку вместе со мной и помог мне его провести. Спасибо всем за хорошую работу на уроке. ЛИТЕРАТУРА
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |