Преподавание литературы
Разработка урока литературы по тексту рассказа И.А. Бунина "Роман горбуна"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.06.20
Просмотров: 29
Стадник Лена Николаевна, учитель русского языка и литературы Тип урока: классного чтения и изучения художественного произведения. Цели: - познакомить учащихся с рассказом И.А. Бунина;
- развивать умение анализировать текст, выражать свои мысли;
- развивать критическое мышление учащихся.
Оборудование: - подготовленные тексты рассказа (Приложение 1),
- медиапроектор,
- презентация (Приложение 2),
- музыкальное сопровождение (композиция «Бабочки» Р.В. Тяна).
Основной прием - «Чтение с остановками». Ход урока Работа учителя | Работа учащихся. Примечания | 1. Организационный момент 2. Стадия вызова | Звучит музыка | На доске запись: Роман горбуна О чем говорит вам это словосочетание? | Любовь горбуна, роман о горбуне и т.д. | Мне хотелось бы познакомить вас с маленьким рассказом Ивана Алексеевича Бунина, из серии так называемых «крохоток», написанных в 1930 году, он так и называется - «Роман горбуна» О чем он, как вы думаете? | Слайд №1 Предположения: О любви, о горбуне… | А что такое для вас любовь? | Счастье, радость, страдания… (можно привязать к героям) | 3. Стадия осмысления | | Давайте прочитаем этот рассказ, используя волшебный листок, - чтение с остановками. Читаем только тот фрагмент, который я скажу, и постепенно открываем текст. Проверим наши предположения. | | Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: Что интересного в этой строчке? Не возникло ли у вас вопросов к автору? | Горбун и любовное письмо… необычно | «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...» Какой вопрос у вас возникает? Что мы можем предположить? Что будет дальше? | Почему молодая и богатая влюбилась в горбуна? Развлечься захотела… Ничего хорошего не выйдет | Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! Оказывается – первое письмо! Первое свидание… | | В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. А почему – рокового часа? | | Давайте обратим внимание на цвета: Какой оттенок превалирует? Холодные тона Почему? Продолжим чтение, не забывая о диалоге с автором. | Серый, лиловый, сиреневые, фиалки. Холод, безнадежность, неуверенность… Родственные души… | Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Как вы думаете, будет ли то самое счастье? Но он ведь его предвкушает, ждет. Почему, по каким словам мы понимаем, что счастья не будет? | Нет… роковой час, грозно, содрогнулся, страхом | Не спешите читать дальше, как думаете, почему же оцепенел? Ваши мысли? | Кто-то, кого он не ожидал увидеть Ослепительная красавица… Старая знакомая… | Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете (может быть, это цвет зарождающейся надежды?) весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья. Беспощаден кто-то к человеку! Горбунья… ожидали ли вы такого поворота? И по новому мы читаем слова письма: «молода, богата, свободна… хочу надеяться, что Вы найдете во мне душу, родную Вам…» | | Что означают последние слова? Разочарование горбуна | Страшная безысходность и грусть… В этих словах вся наша жизнь – с ее вечными надеждами, взлетами и падениями… Трагическая интерпретация темы человеческой судьбы, сокрушительный вывод-итог | 4. Стадия рефлексии | | Вернемся к заглавию: А был ли роман? Но присутствует ли любовь? | Похоже, что нет Да | Назовите ключевое слово рассказа | Любовь | Как итог наших рассуждений, составим синквейн. Напомню схему написания синквейна, она перед вами. | Слайд №2 Синквейн - существительное
- прилагательные
- глаголы
- фраза из 4 слов
- существительное-синоним
Составляем вместе (Звучит музыка) | Любовь – трагедия, разочарование, озарение… Домашнее задание: Прочитайте рассказы И.А. Бунина о любви. А какой предстает любовь в других рассказах? Напишите эссе на тему «Любовь в изображении И.А. Бунина» | | Комментарий к уроку (Приложение 3) Вот такие синквейны получились у школьников: Любовь туманная, печальная испытывает, обманывает, мучит Предвестница разлуки Долгий сон | Любовь горькая, безответная заблуждает, кружит, уводит Один обман кругом Морока | Когда мы с детьми прочитали этот рассказ, некоторые не согласились с печальной безысходностью, которую слышим в последних словах. Поэтому они предприняли попытку дописать свой конец. Одна девочка предложила такой вариант: Когда закат алел вдали, То в этом розовом сиянии Два силуэта вместе шли Из сквера к дому со свидания. Два одиночества смогли Найти друг в друге утешение, Поверьте, счастливы они, Остались в прошлом все сомнения.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|