Сочинения по литературе и русскому языку Сочинение: Произведение А.И. Галича Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений (русская словесность)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.06.17 Просмотров: 17 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ПО РЫБОЛОВСТВУ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ Тема: «Произведение А.И. Галича «Теория красноречиядля всех родов прозаических сочинений».»Мурманск 1998 План 1. «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений»3 1.1. А.И. Галич.3 1.2. Красноречие.3 1.3. Основные материалы произведения.4 2. «Совершенный» язык.5 2.1. Чистота.5 2.2. Правильность.5 2.3. Ясность.5 2.4. Определенность и точность.6 2.5. Благозвучие.6 3. Ораторские периоды и фигуры.7 3.1. Ораторские периоды.7 3.2. Ораторские и поэтические фигуры.7 4. Письма.9 5. Деловые бумаги.10 6. Ораторское искусство.11 7. Витийство телесное.13 Литература.14 1. «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений»1.1. А.И. Галич.Галич (Говоров, Никифоров) Александр Иванович (1783 - 1848) - русский психолог и философ-идеалист, яркий представитель русского просветительства. С 1819 г. преподаватель философской кафедры Петербургского университета. С 1825 г. преподаватель латинского языка в Царскосельском лицее, один из учителей Пушкина. В 1830 г. написал произведение под названием «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений, извлеченная из немецкой библиотеки словесных наук». Произведение А.И. Галича состоит из 195 страниц теоретического текста, в которых представлено две раздела «Словесное витийство» и «Витийство телесное». 1.2. Красноречие.Красноречие для автора - это наука, определяющая принципы организации прозаических текстов, как письменных, так и устных. «Теория красноречия, риторика научает стилистически обрабатывать сочинения на письме и предлагает изустно так, чтобы они и со стороны материи, и со стороны формы, т.е и по содержанию и по отделке, нравились читателю и слушателю, производя в его душе убеждение, растроганность и решимость удачным выбором и размещением мыслей, а равно и приличным выражением мыслей, с помощью слов и движений телесных.» Выделяют четыре момента красноречия: счастливое изобретение мысли привычных предметов, благоразумное расположение мысли, выражение мыслей словами, произнесение. Необходимость в красноречии доказывается:
1.3. Основные материалы произведения.Раздел произведения «Словесное витийство» представляет собой глубокое, разностороннее теоретическое исследование. Особое место в разделе занимают рассуждения автора об ораторских периодах. Отдельная глава посвящена ораторскому изобретению. В «Части особенной или прикладной» раскрываются основные характеристики видов произведений прозы, предлагаются определенные рекомендации к их созданию. В специальной главе рассматриваются особенности и своеобразие деловой прозы, «деловых бумаг». Специальная глава посвящена истории, «Об историческом слоге вообще». Последняя глава произведения освещает вопросы, относящиеся к собственно ораторству. 2. «Совершенный» язык.А.И. Галич в своем произведении выделяет семь признаков «совершенного» языка. Это чистота, правильность, ясность, определенность и точность, единство, сила и выразительность, благозвучие. Эти признаки «совершенного» языка - теоретическое обращение к основным категориям и принципам, определяющим и характеризующим образцовый язык. Определение и выделение основных категорий и признаков «совершенного» языка, его свойств, регламентируется стремлением к смысловой точности и выразительности. 2.1. Чистота.Чистота речи основывается на соответствии и подчиненности речевых единиц действующим в языке закономерностям и традициям. «Чистота - употребление слов и речений, только сообразных со свойством нашего, для всех понятного языка или таких, кои до получения в нем прав гражданства очищены от всякой примеси чуждых ему форм и языков.» Для понимания и восприятия существующих в языке традиций и аналогий необходимо опираться на теоретические и практические труды, описывающие саму языковую материю и воспитываться на чтении художественной литературы. 2.2. Правильность.Правильность речи близко к понятию чистоты речи. «Правильность - соблюдение форм, допущенных: а) употреблением, т.е. тайным согласием лучших писателей по нынешнему ходу образующегося языка, в) аналогией, предписывающей во всех сходных случаях поступать одинаково, как при образовании и соединении нескольких частей речи, с) особенным свойством языка, идиоматизмом, как отблеском духа национального, недоступным ни иноземцу, ни переводчику.» 2.3. Ясность.Требование к ясности языка основывается на выборе наиболее точных языковых средств, более точно способных передать необходимое содержание. «Ясность - выбор вразумительнейших слов и речений в таком порядке, чтобы значение предмета само собою представлялось слушателю или читателю, всегда почти сторонними мыслями развлекаемому, и не могло не быть схвачено.» 2.4. Определенность и точность.Точность языка предполагает экономичный отбор языковых единиц, минимальных для выражения определенного содержания. «Точность - устранение всего излишнего или предложения того, что нужно для обозначения мысли; следовательно состоит в а) определенности и б) краткости. Первая, бережливая, выбирает самые правильные или приличные слова и выражения для оттенения мыслей, чувствований и предметов; вторая, отчетливая, действующая по закону достаточных причин, для обозначения вещи употребляет выражения только существенные, кои не могут отсутствовать, не причиняя темноты.» Чем точнее мысль для высказывания, тем точнее будет выражено содержание. 2.5. Благозвучие.Благозвучие языка основывается на достижении подбора слов определенного состава, недопустимостью сочетания определенных звуков и некоторых иных свойств, в том числе синтаксических. «Определяется двумя обстоятельствами: а) выбором и составом отдельных слов, в) их местом, связью и … соразмерностью предложений.» 3. Ораторские периоды и фигуры.3.1. Ораторские периоды.Главная мысль А.И. Галича, на которой строится его учение об ораторских периодах, - это признание зависимости использования ораторского периода от общего содержания, функционально-стилевого направления самого текста, устного или письменного. Ораторские периоды создаются с помощью определенных языковых средств, которые служат украшению речи - фигур. Выделяется три вида фигур: грамматические, ораторские и поэтические. Различия между этими видами в следующем: «Если грамматик в своих фигурах играет словами, а оратор мыслями, то поэт играет картинами.» Употребление фигур зависит от содержания текста, от его функционально-стилистического своеобразия, «определяется разностью прозаических сочинений». Деловой слог исключает все фигуры, занимающие воображение и остроумие, позволяя умеренное употребление только тех, которые действуют на память и возбуждают внимание. По этому же правилу употребляются фигуры в деловых, вежливых, поучительных письмах; но в письмах в которых господствует чувство и фантазии, остроумие и юмор, могут присутствовать соответственные украшения, хотя не должны встречаться довольно часто. В повествовательных сочинениях и вымышленных историях разрешается свободно пользуется всеми правилами поэта. В прагматических и философических - всеми возможностями ораторских речений, интересующих память, внимание, также и остроумие, но в умеренной форме. В учебном систематическом слоге возможно употребление иных фигур слов; моралист может позволить себе употребление других фигур, а ораторская речь позволяет себе пользоваться украшениями. 3.2. Ораторские и поэтические фигуры. Ораторские фигуры, также как и поэтические, состоят в особенной форме или особенном обороте целой мысли, для изображения которой можно употреблять собственные и фигуральные речения. От перемены |