Преподавание русского языка
Урок развития речи в 7-м классе. Мастерская творческого письма "Улыбка"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1185
Гилева Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы Задачи урока: - познакомить учащихся с происхождением слова улыбка, улыбаться;
- учить детей правилам ведения диалога, умению кратко говорить, выслушивать мнение других;
- развитие коммуникативных способностей учащихся, умения общаться в коллективе;
- воспитание нравственных ценностей, уважения детей друг к другу;
- создать положительный настрой на дальнейшую совместную деятельность.
Подготовка к уроку: Музыкальное сопровождение: - “Улыбка” (к/ф "Карнавальная ночь") сл. В.Коростылева, муз. А.Лепина;
- Песня об улыбке (м/ф “Крошка Енот”, муз. Шаинского);
- “Ave Maria”, Сара Коннер.
Карточки – рефлексия – “улыбки” (смайлики), орден “Улыбка”. Создание презентации. Задание учащимся: - найти афоризмы об улыбке;
- поработать со словарями (синонимов, антонимов, фразеологическом) со словом улыбка;
- индивидуальное задание – создание презентации “О чем рассказало мне слово улыбка”;
- необходимо на урок принести ЗЕРКАЛО.
Работа на уроке сопровождается презентацией. Ход урока 1. Учитель. Перед вами рисунки, на которых изображены лица людей с разным настроением. Посмотрите на эти репродукции (показываются портреты, на которых запечатлены разные виды улыбок). О чём говорят вам улыбки людей на этих картинах? Кого из этих людей ты выбрал бы для общения и почему? – Афиширование результатов. Учитель. Итак, вы уже, наверное, поняли, о чём мы сегодня поведём разговор. Мы поговорим об улыбке, какой она бывает, роли улыбки в жизни человека. Но все начинается со слова. Вначале было слово… Итак, тема нашей мастерской “УЛЫБКА”. 2. “Диалоги” (представлены как три сценки, в которых участвуют шесть учеников). “Диалог”1 - 1 ученик. Чтобы рассмеяться, человек должен, как правило, улыбнуться. А что вам известно об улыбке – с лексической стороны? Вообще, что такое, по-вашему, улыбка?
- 2 ученик.
На этот вопрос есть абсолютно разные ответы. Скажем, такой: “… улыбка – это флаг корабля!” Флаг этот должен находиться на лице капитана, которому вся команда неустанно напоминает: “Капитан, капитан, улыбнитесь!” - 1 ученик.
По другой версии, улыбка – то, от чего “станет день светлей” и “в небе радуга зажжётся”. И если “с голубого ручейка начинается река”, то “дружба начинается с улыбки”. - 2 ученик.
Ну, а если безо всякой лирики, то вот, что называет улыбкой Толковый словарь русского языка: “Движение мышц лица (губ, глаз), показывающее расположение к смеху, выражающее безмолвно привет, удовольствие, насмешку и т.д.”. Произнести эту формулировку без улыбки, пожалуй, трудно. А вот выяснить происхождение слова – занятие совершенно серьёзное. “Улыбка”, “улыбаться” – всё это слова довольно позднего образования, неизвестные до XVIII века. Их заменяли глаголы: “улыскАться”, – скорее всего, от “лоск”, “лосниться”, если иметь в виду блеск, сверканье зубов, – и “осклАбиться”, буквально “скалить зубы”, вероятная первооснова которого – “лоб” в первоначальном значении “череп”. Отсюда “улыбаться” – собственно, “скалить зубы, как череп”. - 1 ученик.
А ведь действительно любой череп сохраняет в себе эту всем известную жутковатую, “скелетную” улыбку. Вот куда мы с вами, оказывается, “приехали” в поисках этимологии… Надобно выбираться из этого “Улыбышева” поскорей. “Диалог” 2 - 1 ученик. Если поставить вопрос: какие самые знаменитые улыбки в мире вам известны, то что вы ответите? Мне кажется, этих улыбок две: одна принадлежит Джоконде, другая – Чеширскому коту.
- 2 ученик.
На протяжении пятисот лет(!) человечество старается понять небольшую картину Леонардо да Винчи, портрет женщины, известной всему миру как “Мона Лиза”, или “Джоконда”. По поводу загадочной улыбки, которая парит на губах этой дамы, написано столько, что она стала самым известным изображением улыбки в мировой культуре. - 1 ученик.
Итальянский историк искусства Джорджо Вазари отождествил героиню портрета Леонардо с Лизой, 16-летней женой известного флорентийского купца по имени Франческо дель Джокондо. А ведь именно в фамилии мужа, если Вазари распознал его правильно, можно найти самое простое и самое приемлемое объяснение улыбки “Моны Лизы”. - 2 ученик.
В эпоху Возрождения итальянцы чрезвычайно любили каламбуры и другие виды словесной игры. Слово “джокондо” (giocondo) является в итальянском языке также и прилагательным со значением “жизнерадостный, довольный жизнью; счастливый”. Что удивительного в том, что Леонардо решил изобразить свою модель именно так, как подразумевает фамилия её мужа, то есть в состоянии тихого семейного счастья, будучи gioconda? “Диалог” 3 - 1 ученик. “Вот это да! – подумала Алиса. – Кот с улыбкой – и то редкость, но уж улыбка без кота – это я прямо не знаю, что такое!” Незабываемым символом загадочной улыбки является Чеширский Кот – одна из самых замечательных выдумок Льюиса Кэрролла в сказке “Алиса в стране чудес”.
- 2 ученик.
Между тем, никогда не существовало породы котов, известных как чеширские. В то же время выражения “улыбаться как чеширский кот”, “улыбаться как чеширский хорёк” и “улыбаться как чеширский кот, который ест гравий”, не были придуманы Льюисом Кэрроллом. Напротив, это были достаточно распространённые выражения в Англии эпохи Регентства и королевы Виктории (т.е. конец XVIII – середина XIX века). - 1 ученик.
Время от времени предлагались интригующие объяснения происхождения Чеширского кота. Согласно же мнению историков, чеширские сыры по форме напоминали кота, иногда с усами и другими кошачьими “мотивами”, которые добавляли для украшения - 2 ученик.
В то время, когда Льюис Кэрролл придумал свой вариант Чеширского кота, отношение к улыбкам в Западной Европе и Америке изменялось под воздействием фотографии. Сегодня большинство людей время от времени оказываются в ситуации, когда их фотографируют. При этом люди обычно предпочитают улыбаться. А тем, кому сложно при необходимости улыбнуться без напряжения или искусственности, фотографирующий может помочь, предложив сказать “сheese”…, - 1 ученик.
…что значит по-английски “сыр”. Как тут не вспомнить Ворону из крыловской басни, которая “сыр во рту держала”. А когда Лиса стала осыпать её лестью, у Вороны не выдержали нервы: она, конечно же, попыталась радостно улыбнуться и… cheese выпал, “с ним была плутовка такова”. - 1 ученик.
Ещё одно английское слово, символизирующее улыбку, называется “смайлик”. Это картинка улыбающегося личика, кружок с двумя точками вместо глаз и большим ртом в форме полумесяца. Слово происходит от английского “smile” (улыбка, улыбаться). Прибавление к нему в России уменьшительно-ласкательного суффикса “-ик” перевело эту улыбающуюся рожицу в разряд человечка. - 2 ученик.
Классический “смайлик” был представлен миру в середине ХХ века, заселял любые поверхности, если иметь в виду его рекламное использование в виде товарной наклейки. Сегодня он проник в виртуальный мир: “смайликами” обмениваются по электронной почте и через мобильные телефоны. 3. Творческая работа. Мастерская миниатюры. Учитель. Вы, конечно, любите слушать всякие истории и умеете придумывать их сами. Итак, начнём творить историю. В одном небольшом классе жила-была Улыбка. Она была такая… (запись ассоциаций) (Добрая, весёлая, жизнерадостная, красивая и т.д.), что все были рады видеть её рядом с собой. Они приглашали Улыбку к себе в гости, старались её угостить, развеселить и подружиться с нею. А Улыбка … (Рада была прийти в гости, пообщаться с людьми, развеселить их, помогала людям поднять настроение. И старалась никого не обидеть). Но вот однажды в классе появился очень странный ученик. Он был угрюм, невесел, не хотел ни с кем общаться. Учитель ему казался злым, еда в столовой – кислой, школа – неуютной, а все дети – отвратительными. Он сердился на всех и на всё: Опишите его поведение. (Топал ногами, кричал, ругался, пыхтел, хмурил брови, рычал, надувал щёки). – Что могло случиться дальше? (Учащиеся завершают историю). – Афиширование результатов. 4. Физкультминутка. У каждого из вас есть воображаемое зеркало. Возьмите его в руки, сделайте красивую, добрую улыбку (уголки рта поднимаются вверх) 5. Представление презентации “О чем рассказало мне слово улыбка”. 6. Лексическая работа. Учитель. Итак, что такое улыбка? Что значит улыбаться? Обратимся к словарям. Работа со словарными статьями. Улыбка – движение мышц лица, губ, глаз, показывающее расположение к смеху, выражающее привет, удовольствие, насмешку, Улыбаться – улыбкой выражать какие– либо чувства, своё расположение, доброе отношение к чему-либо или кому-либо, сулить удачу, счастье. Улыбаться – ухмыляться, усмехаться, умиляться, осклабляться. (Владимир Даль) Улыбчивый человек – часто улыбающийся, весёлый. Улыбки (какие?) весёлые, жалостливые; улыбка умиленья, скорби, насильственная. 7. Конкурс афоризмов об улыбке. (За лучшие афоризмы вручается “Орден Улыбки”. “Орденом” награждается также ученики за лучшие истории об улыбке.) 8. Учитель. Люди улыбаются по-разному. Посмотрите внимательно на картину (слайд презентации) Леонардо да Винчи (1452-1519), итальянского живописца, скульптора, архитектора, учёного – портрет Моны Лизы (1503 год) “Джоконда” Послушайте, что об этой картине написал Мережковский: “И как будто убаюканная музыкой, ограждённая тишиною от действительной жизни – ясная, чужая всему, кроме воли художника – Мона Лиза смотрела ему прямо в глаза с улыбкою, полною тайны, как тихая вода, совершенно прозрачная, но такая глубокая, что, сколько бы взор ни погружался в неё, как бы ни испытывал, дна не увидит, – с его собственной улыбкой”. – Что вы испытываете, глядя на эту картину? – Чем так привлекательна улыбка Джоконды? – Видели ли вы когда-нибудь такую улыбку у людей? – Что она выражает, на ваш взгляд? Справка. Улыбка Джоконды – загадочно-таинственна, гимн совершенной красоте женщины. Молодая женщина, жившая почти 500 лет назад, поражает и изумляет всех своей улыбкой, в которой задумчивость, мечтательность и немного грусти. Вглядываясь в это прекрасное лицо, мы видим богатый внутренний мир Моны Лизы. Эта картина “опасна” тем, что если её смотреть, то это можно делать часами, и чем дольше смотреть, тем больше нарастает душевное волнение. 9. Рефлексия. Всем до урока раздаются “улыбки” – специальные карточки с изображением улыбок. На них предлагается записать афоризм дня – понравившееся высказывание по теме, обменяться “улыбками” с друзьями, дать оценку уроку. Приложение
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|