Преподавание русского языка Методическая разработка урока письма и развития речи в 7-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Знаки препинания при однородных членах предложения"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2264 Сизикова Наталья Альбертовна, учитель письма и чтения Главной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой VIII вида на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания обучающихся. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений обучающихся с нарушением интеллекта осложняет процесс свободного общения, затрудняет развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствует созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников. Совершенствование системы образования требует постоянного внимания к организации педагогической работы, более полного использования потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей школьников с ограниченными возможностями здоровья с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения их подготовленности к жизни. Актуальность данной разработки состоит в том, что урок направлен на развитие устной и письменной речи как средства общения, формирование речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью белее успешную социальную адаптацию. Основным вопросом урока является обучение школьников с интеллектуальной недостаточностью построению речевого высказывания как в устной, так и в письменной форме. Тема урока выбрана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и календарно-тематическим планированием по предмету, утверждённым директором школы-интерната. Это 8-й урок по разделу «Предложение». Тип урока по дидактическим целям – урок закрепления знаний и умений (практический урок). Для усиления мотивации обучающихся урок проводится в нетрадиционной форме – урок-редакция школьной газеты. Урок традиционно начинается с организационного момента, где учитель мотивирует обучающихся на активную работу. Далее следует словарная работа, которая направлена на развитие у обучающихся умения выделять словарные слова в устной речи и правильно записывать их, обобщать слова по определённому признаку, классифицировать. Следующим структурным элементом урока является актуализация знаний, повторение, при проведении которого используются словесный метод – беседа, а также наглядный и элементы поискового метода – наблюдение за схемами, их сравнение, подведение обучающихся к самостоятельному выводу и формулировке темы урока на основе сделанного вывода. Основная часть урока направлена на закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. В ходе основной части урока учитель закрепляет, обобщает знания обучающихся по теме «Однородные члены предложения», а также умение анализировать изобразительные средства языка, свойственные художественному стилю письменной речи. Итогом основной части урока становится работа над составлением текста описательного характера по опорным схемам. Дифференциация обучения и индивидуальный подход реализуются учителем в использовании карточек разной степени трудности, возможности при необходимости пользоваться памятками, индивидуальной помощи учителя, что позволяет включить в активное учебное поведение каждого ученика. Коррекционная направленность урока реализуется в использовании специальных упражнений по развитию и коррекции психических функций обучающихся: развитие умения обобщать, классифицировать, исключать лишнее на основе работы со словарными словами, умения сравнивать, находить общие и отличительные признаки на основе сравнения различных стилей речи; развитие письменной речи на основе составления текста-описания по опорным словам. В ходе урока учитель работает над сохранением и укреплением здоровья обучающихся, что выражено в использовании специальных упражнений для укрепления зрения с помощью схемы зрительно-двигательных траекторий по методике В.Ф.Базарного, проведении релаксационной паузы, контроле за осанкой обучающихся при выполнении письменной работы. Количество видов деятельности, их чередование позволяет предупредить утомляемость обучающихся, сохранить активное учебное поведение в течение всего урока. Итог урока подводится в форме беседы. Кроме того, итогом урока становится макет газеты, «выпущенной» и «отредактированной» обучающимися на уроке. Для подготовки урока используется следующая литература:
Конспект урокаТип урока. Урок-закрепление знаний Цель. Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых учащихся старших классов Задачи:
Оборудование. Макет газеты, опорные карточки «Однородные члены предложения», карточки со стихотворением о весне, схемы однородных членов, карточки с текстом-описанием, разъёмная таблица-схема «Знаки препинания при однородных членах», карточки для определения стиля речи. Ход урокаI. Орг. момент.– Проверьте, всё ли готово к уроку? – Ребята, на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их. – Сегодня у нас не простой урок. Наш урок превращается в редакцию школьной газеты. А мы с вами – в редакторов, которые помогут сделать выпуск газеты грамотным и интересным. II. Словарная работа.а) Учитель зачитывает народные приметы о весне. Обучающимся предлагается на слух найти в предложении словарное слово и записать его в тетрадь. – Утром пасмурно – к обеду на небе высокие кучевые облака – жди завтра солнечную погоду. – Воробьи сидят, нахохлившись – быть дождю. – Чем раньше распустится берёзовый лист, тем теплее будет лето. – Закуковала кукушка – морозам больше не бывать. – Перед дождём жимолость облеплена насекомыми. – На какую тему записанные вами слова? (Природа) – Запишите слово природа в тетрадь. б) Проверка правильности написания словарных слов по таблице. – На какие две группы можно разделить эти слова? (слова, связанные с живой природой и с неживой природой) – Какое из записанных словарных слово лишнее и почему? (берёзовый) – О каком времени года эти народные приметы? (о весне) – Правильно, ребята. Выпуск нашей газеты будет посвящён весне. (Выставляется 1 и 2 страница газеты) (Приложение 1). III. Повторение, актуализация знаний.– Какую большую тему мы изучаем? (предложение). – Рассмотрите 2 схемы и скажите, чем они отличаются друг от друга? (схемы записаны на доске) (второе предложение с однородными членами). – Догадайтесь, с какими предложениями мы будем работать сегодня на уроке? (предложения с однородными членами). – Правильно. Тема сегодняшнего урока «Знаки препинания при однородных членах». Знакомство с задачами урока. – В ходе урока мы вспомним, что такое однородные члены предложения, будем закреплять умение правильно расставлять знаки препинания при них. Будем работать с текстом. – Вспомните, что такое однородные члены предложения? (по опорным карточкам) – Прочитайте стихотворение кузбасского поэта Александра Пинаева и найдите в нём однородные члены.
– Как в данном стихотворении соединяются однородные члены? (без союзов и с помощью одиночного союза и). – Подберите схемы соответствующие однородным членам и запишите предложения в тетрадь.
– С помощью, каких союзов ещё могут соединяться однородные члены? (с помощью союзов а, но). – Дополните предложения однородными членами в соответствии с этими схемами: Весеннее солнышко яркое, но ________. – Вспомните и восстановите схему расстановки знаков препинания при однородных членах. (работа со схемой). (Выставляется третья страница газеты) IV. Физминутка.
V. Работа над текстом.– Прочитайте текст на карточках.
– Найдите в тексте предложения с однородными членами. – Расставьте в карточке знаки препинания в соответствии со схемой. – К какому типу относится данный текст? Докажите свою мысль, опираясь на карточку (Приложение 2). (Текст-описание, так как описывается предмет. Можно задать вопрос: ива какая? Можно подобрать картинку ивы) – Найдите в тексте сравнения. (Ива как букет, барашки как цыплята). – Можем ли мы понять, нравится автору ива или нет? – К какому стилю речи можем отнести это описание: к научному или художественному? Докажите. (художественное, так как автор выражает своё отношение к иве, сравнивает иву с букетом, ивовые барашки - с цыплятами.) – Какое предложение не совсем подходит к художественному описанию? (4). – Выберите подходящий заголовок к тексту: «Ива», «Золотой куст». – Запишите исправленный текст в тетрадь. (1 человек пишет на карточке). – Найдите по описанию среди картинок цветущую иву. Что помогло вам её узнать? (Выставляется четвёртая страница газеты) VI. Самостоятельное составление текста-описания весеннего цветка по данному началу, концу и опорным словам.– Ребята, мы подошли к самому сложному и ответственному заданию. Вы, наверное, не раз видели, как люди, соскучившись за зиму по ярким краскам и приятным запахам, весной срывают только что распустившиеся цветы, чтобы недолгое время полюбоваться ими, а потом выбросить, ведь век сорванного цветка так недолог. Нам нужно составить для нашей газеты текст-описание весеннего цветка. Так, чтобы, этот текст не просто рассказал о цветке, а тронул души людей. Чтобы каждый человек, прежде чем сорвать цветок, сначала задумался: «А стоит ли это делать?». Послушайте стихотворение и догадайтесь, описание какого весеннего цветка мы должны составить.
– Рассмотрите таблицу. В каком столбике даны слова и выражения для описания предмета в научном стиле, а в каком – для художественного описания?
– Как вы думаете, в каком стиле мы должны описывать цветок, чтобы достичь своей цели? (в художественном стиле). – Оставьте строку для заглавия. – Запишите начало текста в тетрадь. Как запишем начало текста? (с красной строки).
– Распределите опорные слова соответственно частям цветка. – Составьте предложения устно по опорным словам. – Запишите основную часть. Как запишем? (с красной строки). – Запишите заключение (с красной строки).
– Как можно озаглавить наш текст? Запишите заголовок. (1 человек пишет на карточке). – Прочитайте текст, который у вас получился. – Как вы думаете, справились ли мы с задачей? (Текст прикрепляется на страницу газеты). VII. Итог урока.– С какими предложениями работали на уроке? – При помощи чего могут соединяться однородные члены? – В каком стиле учились составлять текст на уроке? – Чему научил вас этот урок? VIII. Домашнее задание:Упр. 323, стр. 246. Разбор домашнего задания. IX. Выставление оценок с комментированием.Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |