Преподавание русского языка Урок русского языка в 7-м классе. Повторение изученного о деепричастииNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1251 Едемская Марина Николаевна, учитель Цели урока: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте; выработка практического умения находить деепричастные обороты, ставить знаки препинания при них, воспитывать интерес к родному языку. Работа по развитию речи: составление связного рассказа на лингвистическую тему; расширение словарного запаса школьников за счет включения в речь деепричастий; конструирование предложений с деепричастными оборотами. Повторение: правописание не с деепричастиями и другими частями речи. Оборудование урока: раздаточный материал, перфокарты, иллюстрации по теме урока. Методические приемы: работа с текстом, задания по конструированию, работа по исправлению речевых недочетов, работа с разноуровневыми перфокартами, овладение способами познавательной и практической деятельности. Ход урока1. Вступительное слово учителя.Постановка цели и задач урока. Мы изучили с вами на уроках новую часть речи. Что же знаем о деепричастии, что научились делать на наших уроках? - В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Ее мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаем, что термин деепричастие возник в 17 веке, состоит из 2 частей (Дее + причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. -Что же обозначает деепричастие? -К чему относится в предложении? -Признаки каких частей речи можно обнаружить в деепричастии? Действительно, эта часть речи обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, поэтому в некоторых грамматиках деепричастие называют отглагольным наречием. 2. Какую же роль играет деепричастие в речи?(Оно дорисовывает действие, оно помогает создать живописную картину действий в дополнение к основному действию). Задание: прочтите выразительно четверостишие из стихотворения “Лес” Э.Асадова (на доске и карточки на парте; знаки не расставлены) Ёжась от свежего ветерка Чуть посинев крепыши-маслята Взявшись за руки, как ребята, Топают греясь вокруг пенька Ответьте на вопросы:
Вывод: использование деепричастий украшает нашу речь, дорисовывает действие. 4. Задание по конструированию предложений.-Давайте и мы с вами выступим в роли писателей, дорисуем действие, сконструируем предложение. В каждое простое предложение вставьте деепричастие, образовав его от глагола; образуйте из простых предложений сложносочиненное с союзом и. (Если сомневаетесь, постройте только простые предложения.) Постройте схемы данных предложений. Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно поднималась из - за леса. (Слова для справок: громыхать вдали; набирать силу). Гроза, громыхая вдали, надвигалась, и огромная лиловая туча, набирая силу, медленно поднималась из - за леса. - Вы услышали громыхание грозы? Почувствовали силу стихии? 5.Как вы думаете, можно составить предложение из одних деепричастий?! - Перед вами репродукция картины И.К. Айвазовского с изображением водопада, попробуйте подобрать как можно больше деепричастий, передающих шум падающей воды, запишите их. Проверим, прочтите, какие вы записали слова. - А теперь давайте послушаем, как это удалось сделать автору Роберту Саути в стихотворении “Лодорский водопад”. (Текст стихотворения у учащихся на парте) Стихотворение читает ученик.
Вывод: обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Именно при помощи деепричастий удалось автору описать неукротимую природную стихию, показать могущество и великолепие водопада. Задание: расставьте недостающие знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий. 6. Повторение.Какие орфографические правила вы изучили в теме деепричастия? Как пишется не с деепричастиями? Выполнение разноуровневого задания по перфокартам. Отметьте случаи слитного написания.
Исправьте речевые недочеты (устно): Поэт, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал нам об этом. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушив все на своем пути, устремляется вдаль. 8. И для шутки есть минутка!-Умеете ли видеть и распознавать деепричастия? 1.Задание: заменив одну букву, получите деепричастие. Молодая, гиря, фея, идея, соя. (Молодея, горя, рея, имея, сея) 2.Задание: допишите в пустые клетки буквы, чтоб получились деепричастия: ...А...Я (даря, маня, жаря, паря) 9. Подведем итог уроку.Ребята, сегодня мы вспомнили понятие деепричастие. Показали, что умеем использовать деепричастия в речи, исправлять ошибки, связанные с неправильным их употреблением. Кроме того, мы повторили тему “Не с деепричастиями”. А ещё мы познакомились с необычным стихотворением, где используется почти одни деепричастия. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |