Преподавание литературы В.Солоухин. Рассказ "Мститель". 11-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1159 Ячменева Тамара Сергеевна, -учитель Цель: Через исследование событий помочь осмыслить конфликт рассказа. Задачи. Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная: воспитание думающих, отвечающих за свои поступки людей, умеющих радоваться победе над самим собой. Д/з: 1. В. Солоухин. Рассказ “Мститель” - не дочитывать до конца 2 абзаца. 2. Тип урока - углубление и корректировка восприятия произведения в процессе его анализа. 4. Вид - развитие критического мышления. 5. Методы обучения - аналитически – оценочный, поисковый. 6. Формы работы учащихся - работа в парах; работа с таблицей и художественным текстом, выразительное чтение, беседа. 7. Самооценка, взаимооценка. 8. Художественный программный текст, таблица “Стратегия критического мышления”. 9. “Обучение жизненно – важным навыкам”, Н. П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт. С.- П., Образование – культура , 2002 год. План урока. 1. Вступительное слово - 2-3 мин. 2.Беседа с классом - 4 мин. 3. Аналитическая работа по тексту - 20- 22 мин. 4. Выразительное чтение рассказа - 4 мин. 5. Рефлексия - 6-7 мин. 6. Вывод - 3 мин. 7. Итог - 2 мин. 8. Д/з. - 1 мин. Ход урока Детство не только яркая, Вопросы к уроку: (запись на доске) - На что похожа месть? - Почему рассказ назван “Мститель”? I. Слово учителя о писателе. (Используется вступительная статья учебника литературы ) II. Беседа с классом. - Какого цвета ваше настроение? / учащихся на партах цветные лепестки из бумаги, они приклеивают их на общий лист в виде цветка. Значение цветов дети уже знают. Если нет - есть возможность сейчас об этом поговорить/. (Значение цветов: Синий - умение сопереживать, жёлтый – изменчивость, красный – воля к победе, зелёный – упорство, способность к критическому анализу, фиолетовый – желание нравится, коричневый – отсутствие удовлетворённости, чёрный – болезненность переживаний, белый – ожидание изменений.) - Какие ассоциации вызывает у вас слова месть, мститель? (Месть - намеренное причинение зла с целью отомстить за обиду) - Знакомо ли вам чувство, которое испытывает герой в начале рассказа? - Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Каким был их финал? Работа с эпиграфом - Согласны ли вы с высказыванием Солоухина о роли детства в жизни человека? III. Аналитическая работа по тексту (с применением таблицы “Стратегия критического мышления”) - работа в парах. 1. Выделите в тексте проблему (Внутренний конфликт: желание отомстить – нежелание бить доверчивого приятеля, т.е. детская обида - умение прощать, принять правильное, мудрое решение). 2. Опишите проблему Вспомогательные вопросы: - Кто из героев вам более симпатичен? - Почему? Каковы герои?
Итак: В чём проблема героя? (Рассказчик хочет отомстить за обиду, но всё время отодвигает, оттягивает этот момент.) 3. Определение вариантов решения проблемы (А) побить Б) простить) 4. Решение проблемы Вспомогательные вопросы: - Какой из вариантов, на ваш взгляд, наилучший? Почему? (Простить, потому что при мысли о мести у Витьки “под ложечкой начинает ныть и сосать”. Он радуется любой отсрочке мести.) - Как поступили бы вы? - Что лежало в основе плана мести героя? (Обман) - Назовите этапы решения проблемы рассказчиком. (1. Обида. 2. “Злодейский замысел”. 3. Искусственное разжигание обиды. 4. Интерес к предложениям Витьки. 5. Общие интересы.) IV. Выразительное чтение рассказа до конца 5. Рефлексия - Был ли финал рассказа неожиданным для вас? - Что помогло тебе принять решение, близкое к авторскому? (Почему ты ошибся?) - Назовите подсказки автора. (Витька поверил в искренность приглашения, рассказчик дал слово. С Витькой интересно, в лесу так красиво и хорошо, прогулка весела и приятна – жизнь хороша, в ней нет места обидам и мести.) V. Вывод - Почему рассказ назван “Мститель”? (В названии звучит авторская ирония: несочетаемость грозного названия и финальной фразы: “Мне делается легко и приятно от принятого решения не бить Витьку” …) - Довольны ли вы таким финалом? (Выбор решения - важный момент в жизни каждого человека. Правильный выбор нужно учиться делать с детства. Витька - молодец. Он помог разобраться в своих чувствах рассказчику, который может теперь себя уважать.) - Изменился ли цвет вашего отношения к героям? Наклейте лепестки нового цветка. - Чем он отличается от прежнего? Почему? VI. Итог - Оцените свою работу на уроке. Поставьте оценку в таблицу. - Сделайте комплимент тому ученику, чьи ответы вам понравились больше всех (3-4 уч-ся) Д/з: Дать ответ на вопрос: На что похожа месть? или Какие уроки извлёк рассказчик из этой истории? Стратегия решения проблем
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |